Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в первое воскресенье весны — 7 марта.


Воскресенье, 7 марта 2021 года, неделя о Страшном Суде

7 марта — предпоследнее подготовительное воскресение перед Великим постом (подробнее читайте в материале Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни). Оно называется НеделяСлово неделя в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется седмицей о Страшном суде: на литургии в этот день читается Евангелие о Страшном суде. Также она еще именуется «Мясопу́стная Неде́ля», тк это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть мясную пищу. В следующую седмицу разрешается молочные продукты, рыбу и яйца в любой день недели, но уже нельзя мясо. Поэтому она называется Сырная седмица, а в народе — Масленица.

Кроме того на воскресный день 7 марта приходится память 21 новомученика, четверо из которых погибли от рук карателей в начале гонений на Церковь в 1918 году, а большинство умерли от голода и болезней в заключении или были расстреляны в этот день на полигоне Бутово под Москвой. Вслед за этим воскресеньем начинается последняя седмица перед Великим постом — сырная (иначе – Масленица).

Подробнее о смысле этого дня в церковной традиции и христианском отношении к концу света читайте в наших материалах:

• Неделя о Страшном суде
• Что мы знаем о Страшном суде
• Как спастись, если конец света наступит в ближайшее время?
• Конец света как отмена материи
Чем страшен Страшный Суд?
Коронавирус и конец света: стоит ли бояться?

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Кондак недели о Страшном Суде:

Егда приидеши, Боже, на землю со славою,/ и трепещут всяческая,/ река же огненная пред судищем влечет,/ книги разгибаются, и тайная являются:/ тогда избави мя от огня неугасимаго// и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший.

Перевод: Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою весь мир затрепещет; река огненная течет пред Престолом Суда, книги открываются и тайны объявляются. Тогда избавь меня от огня неугасимого и удостой меня стать справа от Тебя, Судия праведнейший.


День памяти святых

Мученик Маврикий и 70-ти воинов: Фотин, Феодор, Филиипп и иных (около 305)

Краткое житие святых мучеников слушайте на радио «Вера».

Преподобные Фалассий, Лимний и Варадат, пустынники Сирийские (V)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В юном возрасте Фалассий удалился на вершину горы близ селения Таргала и 38 лет провел там в иноческих подвигах, не имея крова над головой – ни келии, ни палатки. За простоту нрава, кротость и смирение он был удостоен от Господа дара чудотворений и исцеления болезней. Многие хотели жить под его руководством, и святой не отказывал приходящим, он сам строил им келлии.

Читать житие

Лимний начал свои подвиги под руководством преподобного Фалассия и прожил около него довольно долгое время, а потом перешел к преподобному Марону (память 14 февраля). На вершине горы он сделал себе маленькую загородку из камней без крыши и, через небольшое отверстие в ней, беседовал с приходящими. Сердце его было исполнено сострадания к людям. Желая по мере сил помочь всем обездоленным, он с помощью своих почитателей устроил на склонах горы странноприимный дом, жилища для нищих и калек и питал их тем, что доставляли ему благочестивые люди. Подвижник пожертвовал для этой нищей братии своим безмолвием и уединением и взял на себя заботу о их духовной пище, побуждая молиться и славить Господа. За свою святую жизнь он сподобился дара чудотворения.

Варадат начал подвиг пустынножительства в хижине в окрестностях Антиохии. Потом устроил себе на горе каменную келию, тесную и низкую, в которой мог находиться только в согбенном положении. В ней не было ни окон, ни дверей, в умышленно оставленные щели проникал ветер, дождь и холод, а летом она не спасала от зноя. Через много лет посетивший его Александрийский патриарх Феодорит убедил преподобного оставить тесное жилище. Тогда святой ушел в новый затвор: покрытый с головы до ног кожаным хитоном с небольшим отверстием для дыхания, он молился стоя с воздетыми к небу руками. Благодать Божия подкрепляла его в трудах и очистила его сердце от страстей. К нему стали стекаться люди за духовными советами, и святой с глубоким смирением наставлял их. Достигнув многих благодатных дарований, преподобный с миром отошел ко Господу.

Свернуть

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (607 — 610)

Во время гонений на христиан останки мучеников обычно погребались верующими в потаенных местах. Так в Царьграде, близ ворот и башни, называемых Евгениевыми, оказались погребёнными множество тел мучеников, имена которых оставались неизвестными Церкви. При патриархе Константинопольском Фоме, когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и с честью перенесены в храм. Благочестивому клирику Николаю Каллиграфу было открыто, что среди мощей, обретённых в Евгениевых, находятся мощи святого апостола от 70-ти Андроника и помощницы его мученицы Иунии. В XII веке на месте обретения мощей святых мучеников император Андроник построил храм.

Преподобный Афанасий Павлопетрийский (821)

Родился в Константинополе от благочестивых родителей. Достигнув совершенного возраста, святой удалился в одну из Никомидийских обителей и там принял иноческий постриг. Своими монашескими подвигами стал известен императору. В царствование Льва Иконоборца за почитание икон святой был подвергнут различным мучениям, претерпел изгнания и перенес много страданий. Сохранив до конца своей жизни твердость в православной вере, преподобный Афанасий отошел ко Господу в 821 году.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученики Иосиф Смирнов (1864 — 1918) и Владимир Ильинский (1833 — 1918), пресвитеры, диакон Иоанн Касторский (1848 — 1918) и мученик Иоанн Перебаскин (1862 — 1918)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

23 января 1918 года советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, которым открывались повсеместные гонения на Русскую Православную Церковь. В знак протеста по всей стране прошли крестные ходы.

11 (24) февраля крестные ходы прошли в Костроме и уездных городах губернии, и в частности в Солигаличе. В нем участвовали:

  • настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иосиф Смирнов,
  • священник Владимир Ильинский,
  • диакон Иоанн Касторский,
  • смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин.
Читать житие

12 (25) февраля в Богородице-Феодоровский монастырь, находившийся в двух верстах от Солигалича в селе Ратьково, пришли представители большевистского Совета, которые заявили, что на следующий день приедут и заберут хлеб, оставив по 15 фунтов на каждого здорового человека, при этом они посоветовали всех больных и стариков отправить в богадельню. Во время осмотра монастырского склада явился посыльный от Совета, который сообщил, что их ждут в Солигаличе, и, взяв ключи от склада, они поспешно удалились, заявив, что прибудут на следующий день.

Настоятель монастырского храма священник Василий Ильинский в тот же день отправился в город на заседание Городской думы и просил членов Думы защитить обитель. Дума приняла решение отправить делегацию в Совет. Впоследствии представители советской власти, желая оправдаться в кровавом подавлении восстания жителей города, говорили, что это были только слухи, будто «советская власть намерена уничтожить христианскую религию, реквизировать все церковное имущество, снять с могил железные кресты, а с оград железные решетки и обратить на земледельческие орудия».

На следующий день несколько сот верующих из Солигалича и окрестных селений собрались к монастырю для его защиты. Некоторые учреждения сами отправляли своих служащих - отправил в монастырь своих подчиненных начальник телеграфно-почтовой конторы Дмитрий Кременецкий, и среди других Анну Капустину. Ей было тогда 19 лет, с детства она была глубоко верующим человеком, и когда вскоре после подавления восстания была арестована, то во все время нахождения в тюрьме горячо молилась Господу, сподобившему ее пострадать при защите церковного достояния.

После литургии в монастыре священник солигаличского храма великомученицы Параскевы Пятницы Димитрий Потехин произнес проповедь, в которой коснулся происходящих событий; проповедь настолько задела сердца верующих, что многие, слушая ее, плакали. По окончании богослужения священник Василий Ильинский предложил всем, кто пожелает, собраться в трапезной храма, чтобы обсудить вопрос об угрозе реквизиции монастырского хлеба. Члены выбранной делегации обратились к начальнику солигаличского гарнизона Иванскому, прося его поддержать народ и приостановить реквизицию хлеба, а также содействовать разоружению красногвардейцев.

Иванский распорядился собрать гарнизонный комитет, и тот в свою очередь принял решение поддержать население города и отправил трех своих делегатов, которые вместе с толпой народа, около 600 человек, направились к зданию Совета. Приблизившись к зданию, направили в Совет делегатов – Астраханского, Ереминского и брата священника Димитрия Потехина штабс-капитана Потехина. Вернувшись с переговоров, они заявили собравшимся, что советские представители согласны приостановить реквизицию хлеба в монастыре и возвращают монастырские ключи, но на требование разоружить Красную гвардию отвечают категорическим отказом.

После этого перед зданием Совета начался митинг с выступлениями ораторов. Никто не расходился, толпа придвинулась к зданию, послышались угрозы, из здания Совета была открыта беспорядочная стрельба из винтовок, в результате несколько человек были легко ранены и один, Павел Васильевич Орлов, убит. После этого члены Совета стали разбегаться, но их хватала толпа.

В тот же вечер состоялось объединенное собрание общественных организаций и жителей города Солигалича. На собрании было принято решение о создании временного Совета из представителей населения города, чтобы затем в него включить и представителей волостей. Было предложено включить в Совет по одному представителю от Солигаличского земства, почтово-телеграфной конторы, рабочей группы, Совета солдат и инвалидов и трех кандидатов от гарнизона. Было принято предложение не допускать самосуда над арестованными членами большевистского Совета. 

Спустя неделю из Костромы в Солигалич прибыл карательный отряд из трехсот пятидесяти красногвардейцев, которых возглавлял чрезвычайный комиссар по борьбе с контрреволюцией Северного района и Западной Сибири Журба. Сразу же было арестовано 52 человека, а всего к следствию было привлечено 95 человек. Никакого расследования обстоятельств происшедшего не было - каратели сразу же отобрали тех, кто, с их точки зрения, подлежал немедленному расстрелу. Впоследствии не обнаружилось никаких документов или допросов, а при обращении к Журбе вышестоящего начальства с вопросом, где документы, на основании которых были казнены жители Солигалича, тот ответил, что их смерть он берет на себя.

Когда каратели приехали в монастырь арестовывать монахинь и священника, то отец священника Василия Ильинского священник Владимир Ильинский вышел вместо сына к карателям и был арестован.

22 февраля (7 марта) карателями среди других были расстреляны протоиерей Иосиф Смирнов, священник Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин.

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?
Иосиф Смирнов 1883 год

Священномученик Иосиф (Иосиф Сергеевич Смирнов) родился в 1864 году. По окончании Костромской Духовной семинарии он был назначен учителем в Солигаличское духовное училище. В 1886 году Иосиф Сергеевич был рукоположен во священника к собору Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе. Он состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковноприходских школ Солигаличского уезда. В 1905 году отец Иосиф был назначен настоятелем собора. Он был депутатом Городской думы, депутатом Солигаличского уездного собрания и членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В 1907 году отец Иосиф был возведен в сан протоиерея.

Священномученик Владимир (Владимир Иванович Ильинский) родился в 1833 году. Был рукоположен во священника и служил в храме в селе Солда Солигаличского уезда. В 1918 году ему исполнилось восемьдесят пять лет, он давно вышел за штат и жил на покое в Солигаличе.

Священномученик Иоанн родился в 1848 году в селе Николо-Березовец Солигаличского уезда в семье диакона Алексея Касторского. По окончании Солигаличского духовного училища он служил сторожем и причетником в солигаличском соборе, а затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском монастыре. В 1880 году Иван Алексеевич был рукоположен во диакона.

Мученик Иоанн родился в 1862 году в семье диакона Павла Перебаскина, служившего в Костромской епархии. В 1880 году Иван Павлович окончил Костромскую Духовную семинарию, в 1884-м – Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был направлен помощником смотрителя Солигаличского духовного училища. В 1897 году он был назначен смотрителем этого училища. Одновременно с исполнением обязанностей смотрителя Иван Павлович в разное время был в училище преподавателем церковного пения, русской истории – церковной и гражданской, географии и греческого языка. В 1915 году была издана книга его сочинения «Правила поведения учеников Солигаличского духовного училища».

Всех казненных ночью каратели беспорядочно свалили в яму, и когда жители обратились к ним, чтобы они выдали родственникам тела убитых, то им в просьбе было категорически отказано. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы. Крест на могиле был восстановлен в 1996 году.

Свернуть

Священномученик Михаил Горбунов (2 сентября 1878 — 7 марта 1938)

К 1935 году почти все храмы в районе были властями закрыты, и отец Михаил поселился у своего брата в деревне Селиверстово. Зарабатывал он тем, что, ходя по деревням, занимался починкой часов и предметов домашнего обихода.

12 октября 1937 года отец Михаил был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, хождении по деревням с целью антисоветской агитации и участии в повстанческой организации.

Читать житие

Священномученик Михаил родился в деревне Селиверстово Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Петра Горбунова. Служил псаломщиком, а затем диаконом в храме в селе Ракоболь. В 1923 году он был рукоположен во священника к Спасской церкви Пошехонского района. Вскоре после ареста он был допрошен:

– Вы арестованы как участник повстанческой группы. Дайте показания! – потребовал следователь.

– Участником повстанческой группы я не состою и о наличии организации ничего не знаю, – ответил священник.

– Общаясь в среде колхозников, вы проводили активную контрреволюционную повстанческую агитацию. Расскажите об этом подробно.

– С колхозниками я действительно общаюсь, но повстанческой агитации не вел.

– Вам зачитываются показания свидетеля, уличающего вас в контрреволюционной деятельности. Продолжаете ли вы и теперь отрицать ее?

– Отрицаю, свидетель показывает неправду.

– Вы лжете. Следствие требует дать правдивые показания!

– Нет, я контрреволюционной работы не вел.

На этом допросы были закончены. 15 октября тройка НКВД приговорила отца Михаила к 8 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 23 октября 1937 года священник вместе с ярославским этапом прибыл в Архангельскую область, в Кулойлаг. Скончался 7 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Свернуть

Священномученик Виктор Моригеровский (17.04.1872 — 1938)

Краткое житие святого мученика слушайте на радио «Вера».

Священномученик Иоанн Орлов (1 января 1881 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В 1937 году в Троицком храме служили два священника – Александр Машков и Иоанн Орлов и диакон Петр Троицкий. Старостой храма был Михаил Степанович Строев. 7 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Александра Машкова и заключили его в Таганскую тюрьму в Москве. Не выдержав тяжелых тюремных условий, он дал показания против своих собратий, оговорив их, и 18 ноября 1937 года священник Иоанн Орлов, диакон Петр Троицкий и староста Михаил Строев были арестованы и заключены в Таганскую тюрьму в Москве. В тот же день начались допросы.

Читать житие

Священномученик Иоанн родился в деревне Любучаны Подольского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Петровича, служившего в кладбищенской Воскресенской церкви в Подольске. В 1897 году Иван окончил Перервинское духовное училище, а в 1903 году – Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Троицкое Звенигородского уезда Московской губернии, неподалеку от города Воскресенска, который в советское время получил название Истра.

Из допроса священника:

– Знаете ли вы ныне арестованного НКВД Машкова?

– Александра Ильича Машкова, священника Троицкой церкви, я хорошо знаю примерно с 1911 года.

– Показаниями обвиняемого Машкова вы уличаетесь как участник контрреволюционной группы. Дайте показания по этому вопросу.

– Я участником контрреволюционной группы не являюсь.

– Вам зачитываются показания обвиняемого Машкова. Подтверждаете ли вы их?

– Показания обвиняемого Машкова я не подтверждаю.

В течение нескольких дней следователь допрашивал священника, но отец Иоанн категорически отказался признать себя виновным. 27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Иоанн Орлов скончался 7 марта 1938 года в Мариинском лагере в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.

Свернуть

Священномученик Иоа́нн Парусников (02.06.1869 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие святого мученика слушайте на радио «Вера».

Священномученик Сергий Белокуров (24 сентября 1880 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В 1919 году диакон Сергий был рукоположен во священника и почти сразу же после рукоположения он был призван в Красную армию. Отец Сергий стал ходатайствовать об освобождении его от военной службы, ходатайство поддержали прихожане Троицкой церкви. Они мотивировали свою просьбу тем, что отец Сергий не только священник, но и хороший врач и уже многим в Раменской волости оказал помощь; при нехватке врачей, жители просят оставить им в качестве врача священника. 19 июля 1920 года дело разбиралось в суде, и суд постановил удовлетворить ходатайство священника и жителей села и «освободить священника Белокурова от военной службы с предоставлением ему просто деятельности по лечению граждан села Раменского».

С этого времени отец Сергий вернулся служить в Троицкую церковь.

Читать житие

Священномученик Сергий родился в Волоколамске в семье псаломщика Ивана Белокурова, служившего в городском Воскресенском соборе. В 1895 году Сергей Иванович окончил Волоколамское духовное училище, в 1902 году – Вифанскую Духовную семинарию и поступил учителем в церковноприходскую школу при Иосифо-Волоколамском Успенском мужском монастыре. В 1904 году умер отец Сергея Ивановича, и в этом же году Сергей Иванович был рукоположен во диакона и стал служить в Троицкой церкви в селе Раменском.

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

17 февраля 1938 начальник Раменского отделения НКВД Элькснин допросил работавшую осведомительницей жительницу Раменского Савлову, которая о священнике Сергии Белокурове показала: «Я живу в фабричных корпусах и вижу священника Белокурова в фабричных корпусах почти ежедневно. К кому он ходит, я не знаю... Я с ним поздоровалась и спросила: “Где же вы были в гостях?” Он мне ответил: “Я был у своих”, но у кого, не сказал. Причем добавил: “Жить надо спешить, ведь все равно если не сегодня, то завтра советская власть задавит”. Я ему ответила, что это ерунда, наоборот, советская власть ведет к веселой и радостной жизни. На это он мне ответил: “Это вам только говорят; хорошая, радостная жизнь в Кремле, рабочему Сталин хорошей жизни не даст”».

20 февраля была выписана справка на арест отца Сергия, а 22-го он был арестован и помещен в камеру предварительного заключения. Через три дня следователь допросил священника.

– Как часто вы, Парусников и Фетисов собирались в церковной сторожке?

– В церковной сторожке мы собирались после каждой обедни.

– Какие вопросы вы обсуждали в церковной сторожке?

– Обыкновенно вопросы служебного характера. В феврале, числа какого не помню, мы, отслужив обедню, собрались в церковной сторожке, где стали обсуждать вопрос о присланном нам непосильном налоге.

– Скажите, какое недовольство выразили вы во время подписки на заем?

– На заем я не подписался лишь потому, что у меня и так много сделано подписок на заем. Недовольства не выражал.

– Как часто вы бываете в рабочих корпусах фабрики «Красное знамя» и других местах?

– Ходил в корпуса и другие места по требованию верующих, близких знакомств и связей не имею.

– Признаете ли вы себя виновным в антисоветских разговорах в церковной сторожке и других местах?

– Виновным себя не признаю.

На этом следствие было закончено. 27 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу и он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.

Священник Сергий Белокуров был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Священномученик Андрей Ясенев (12 августа 1868 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В ноябре 1937 года были допрошены свидетели. Псаломщик, служивший когда-то в Успенском соборе, показал, что в январе 1937 года ходил вместе с протоиереем Андреем служить молебны по приходу, после которых люди спрашивали о соборе, почему он, как благочинный, его отдал. «Я собора не отдавал, – сказал отец Андрей, – как мог я отдавать или не отдавать, когда я лишен избирательных прав. Меня вызвали в НКВД, прочитали, что собор отобран, и заставили расписаться, что мне об этом объявлено».

Другие свидетели показали, что отец Андрей собрал в своем благочинии духовенство, которое было ранее в заключении, и это, конечно, не без умысла. «Также он под видом хора сгруппировал целую группу монашек, причем многие из них отбывали ссылку за антисоветскую деятельность».

23 января 1938 года протоиерей Андрей был арестован и заключен в тюрьму в городе Егорьевске.

Читать житие

Священномученик Андрей родился в селе Ясенок Рязанской губернии в семье диакона Иоанна Ясенева. Окончив в 1889 году Рязанскую Духовную семинарию, Андрей Иванович был рукоположен во диакона, а в 1891 году во священника к Владимирской семинарской церкви в городе Рязани, одновременно он исполнял послушание эконома Рязанской Духовной семинарии.

В 1913 году отец Андрей был назначен служить в Успенский собор в городе Егорьевске и заведующим Вишневской церковноприходской школой и законоучителем церковноприходской школы, первого женского и второго мужского училищ в Егорьевске. Впоследствии отец Андрей был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем храма святителя Алексия, митрополита Московского и благочинным церквей Егорьевского района. За многолетнюю безупречную службу он в 1929 году был награжден митрой и ему было дано право совершать литургию с открытыми царскими вратами до Херувимской песни.

В конце 1936 года сосед отца Андрея, секретный осведомитель НКВД, донес, что встретил священника через несколько дней после выборов в Верховный Совет в декабре 1936 года и спросил его, ходил ли он голосовать, на что отец Андрей будто бы ответил: «Ходить-то я ходил голосовать, но что из этого толку, ведь вы, коммунисты, все равно выберете того, кого захотите, а нас как преследовали, так и будут преследовать. Напрасно советская власть устраивает гонения на духовенство. Этим она только озлобляет народ, ведь он еще остался верен Православной Церкви, а если некоторые рабочие не ходят в церковь, то это из-за боязни, что их будут за этопреследовать, а вот когда сменится власть, увидите, как все пойдут в церковь. Народ сейчас очень недоволен советской властью за эти гонения на Православную Церковь, и если будет война, то советской власти тяжело будет остаться у власти».

На допросе следовать спросил:

– Следствию известно, что у вас на квартире часто собираются лица духовного звания и другие лица. С какой целью они у вас собираются? – спросил его следователь.

– Действительно, у меня бывают священники и другие лица по церковным служебным делам, так как я являюсь благочинным Егорьевского района. Граждане приходят ко мне с просьбами о совершении церковных треб...

– Следствие располагает данными, что вы, исполняя должность благочинного, группировали в городе Егорьевске и Егорьевском районе служителей религиозного культа, ранее судимых за антисоветскую деятельность. Дайте показания, с какой целью вы группировали этих лиц.

– Специально я их не группировал. Священники, ранее судимые за антисоветскую деятельность и сейчас служащие в Егорьевске и Егорьевском районе, прибыли в район с разрешения епископа. Те, кто ранее высылался из Егорьевского района и вновь возвратились, получали места по их заявлениям и назначались в ту или иную церковь епископом.

– Следствию известно, что вы, группируя ранее судимых служителей религиозного культа, вели организационную антисоветскую деятельность. Дайте показания, кто из служителей религиозного культа входил в состав контрреволюционной организации? – задал следователь последний вопрос.

– Никакой контрреволюционной организации я не создавал и никакой контрреволюционной работы не вел, – ответил отец Андрей.

27 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Андрей Ясенев был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Священномученик Павел Смирнов (6 декабря 1877 — 1938)

Приближалась Пасха 1930 года. 15 апреля около 70 жителей села собрались у сельсовета и выступили с требованием открыть храм, вернуть имущество раскулаченной семье священника и вычеркнуть из списков колхозников тех, кто был внесен в них насильственно. В тот же день были собраны подписи крестьян под прошением об открытии храма и об отмене распоряжения о раскулачивании. Власти разрешили открыть храм, и, когда отец Павел вернулся в село, богослужения возобновились.

Сотрудники сельсовета, местные активисты и члены партии стали писать донесения в районный отдел ОГПУ. Один из коммунистов попросил редакцию газеты «За коллективизацию» поместить заметку под заглавием “Поп работает. Попадья не спит”. 15 августа 1930 года начальник Михневского административного отдела произвел обыск в доме отца Павла. В тот же день отец Павел и его жена были арестованы.

Читать житие

Священномученик Павел родился в селе Тишково Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Федора Константиновича Смирнова, служившего в храме Преображения Господня. В 1893 году Павел окончил Перервинское духовное училище, в 1899 году – Московскую Духовную семинарию. Павел Федорович женился на девице Клавдии, впоследствии у них с супругой родилось 4 детей.

22 января 1902 года Павел Федорович был рукоположен во священника к Ильинскому храму в селе Ильинское-Скульнево, расположенном рядом с Тишковым, где прошло его детство. В Ильинском прошла большая часть пастырского служения отца Павла. Для сельских детей отец Павел стал и законоучителем. 

За долгую и беспорочную службу отец Павел был награжден в 1921 году наперсным крестом, в 1924-м – возведен в сан протоиерея, а в 1927 году награжден крестом с украшениями. Священноначалие назначило протоиерея Павла благочинным.

В 1929 году местные безбожники запретили священнику служить молебны на Пасху в деревнях, входивших в состав прихода. Но отец Павел, несмотря на все угрозы, совершил вместе с крестьянами полные торжественной радости и мира пасхальные крестные ходы.

Месть безбожников не замедлила: отец Павел был арестован и приговорен к 6 месяцам принудительных работ, которые он отбывал в городе Кашире. Здесь он не был лишен свободы, жил не в тюрьме, обязан был лишь работать, где прикажут, но когда случался нерабочий день, он всегда приезжал к себе домой в село. В храме службы не было, а ему, как находящемуся на принудительных работах, служить не разрешили.

Против священника дал показания местный коммунист и его жена, которая сказала: «Священник Павел Федорович Смирнов и его жена являются самими зловредными элементами. После раскулачивания часть населения стала нападать на меня за то, что я активно участвовала в раскулачивании семьи Смирнова. Создается вражда и травля меня частью села, которые подпали под влияние поповской семьи, за то, что я иду против священника и принимаю активное участие во всех проводимых кампаниях, намечаемых партией и советской властью. Я уверена в том, что если в селе будут находиться Смирнов и его жена, то все мероприятия, проводимые партией и советской властью, будут срываться».

На следующий день следователь допросил священника и его жену. Отец Павел, отвечая на вопросы, сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Никакой антиколхозной агитации я не вел. Я должен заявить, что у меня, как священника, есть в селе принципиальные враги, два-три человека. Если говорить откровенно, то все партийцы на нашей гибели норовят себе создать “нравственный” капитал. Так и мой арест в данном случае является только средством для выдвижения отдельных личностей партийцев...»

18 августа 1930 года протоиерей Павел Смирнов и его супруга были переведены в тюрьму в город Серпухов. 7 сентября следствие было закончено. Священника и его жену обвинили в том, что они «ведут антисоветскую агитацию против колхозов, собирают нелегальные собрания и организовывают массовые выступления верующих за открытие церкви».

25 сентября 1930 тройка ОГПУ приговорила отца Павла и его жену к 3 годам ссылки в Казахстан, в город Семипалатинск. Им было разрешено ехать в ссылку вольным порядком за свой счет.

Вернувшись из ссылки, отец Павел 8 марта 1934 года назначен настоятелем Никольской церкви в селе Карачарово Можайского района Московской области. 29 ноября 1937 года отец Павел снова был арестован и заключен сначала под стражу в селе, а на следующий день переведен в тюрьму в городе Можайске.

Будучи допрошен, отец Павел не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях, а на вопрос, кого он знает из священников и кто из них ходит к нему, а также с кем из прихожан он поддерживает тесные связи, отец Павел ответил, что ни священников никого не знает, а также и из прихожан мало кого знает.

7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к 10 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Павел Смирнов скончался в одном из лагерей Новосибирской области 7 марта 1938 года, в день, когда Церковь празднует память святого мученика Павла Кесарийского, и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

Свернуть

Преподобномученик Сергий (Букашкин) (23 января 1884 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

За 5 дней до расстрела тюремный фотограф сделал фотографию для палача.

Читать житие

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Когда мальчику исполнилось 13 лет, его родители-крестьяне отдали в Чудов монастырь в Москве. Он был принят в монастырь на клиросное послушание. Живя в обители, он окончил учительскую семинарию и получил право на преподавание в начальном училище. 14 июня 1914 года Иван Васильевич был пострижен в монашество с именем Сергий и назначен учителем монастырской послушнической школы. В 1916 году монах Сергий был переведен в Московский Покровский монастырь и в том же году рукоположен во иеродиакона. В 1919 году иеродиакон Сергий был назначен служить в Преображенский храм села Спас-Осташевского Волоколамского уезда; в 1930 году он был рукоположен во иеромонаха к той же церкви. В 1935 году иеромонах Сергий был награжден золотым наперсным крестом. В феврале 1937 года он был переведен в храм села Ново-Александровка Шаховского района Московской области.

В январе 1938 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей, председателя и секретаря сельсовета, которые показали, что иеромонах Сергий среди массы присутствующих говорил, что «выборы в Верховный Совет – это одна формальность, взять бюллетень с готовым депутатом и опустить в урну. По конституции: голосуй за кого хочешь, а на деле – на каждом шагу навязывают голосовать за ранее выбранных уже кандидатов». 

16 февраля 1938 года иеромонах Сергий был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске.

– Следствие располагает данными, что вы в декабре 1937 года в помещении избирательного участка Ново-Александровского сельсовета по вопросу выборов в Верховный Совет имели недовольство... относительно избранных депутатов в Верховный Совет, – заявил следователь.

– Относительно конституции и избранных депутатов я ничего не говорил, – ответил священник.

– Следствие располагает данными, что вы в декабре 1937 года в помещении Ново-Александровского сельсовета относительно обложения налогом выражали недовольство и вражду к существующему строю.

– В декабре 1937 года я в Ново-Александровском сельсовете не был и недовольства и вражды к существующему строю не имел и ничего никому не говорил.

– Вам предъявляется обвинение в контрреволюционной агитации против проводимых партией и советской властью мероприятий. Признаете ли себя виновным?

– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, – ответил священник.

18 февраля следствие было закончено и обвинительное заключение передано на решение тройки. 27 февраля тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Иеромонах Сергий (Букашкин) был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Преподобномученик Антипа (Кириллов) (3 августа 1870 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Последнюю службу отец Антипа отслужил на праздник Сретения Господня, а 16 февраля 1938 года он был заключен в коломенскую тюрьму. Допрашивали священника начальник районного отделения НКВД и начальник паспортного стола Бронницкого отделения милиции. Допросы начались почти сразу же после ареста и продолжались более суток.

Читать житие

Преподобномученик Антипа родился в селе Братки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Петра Кириллова и в крещении был наречен Антонием. Окончив церковноприходскую школу, он до 27 лет жил с родными, а затем поступил в число братии Афонского монастыря и подвизался в нем до 1912 года; в этом году он был зачислен в братию Новоспасского монастыря в Москве. Был пострижен в мантию с именем Антипа. После революции 1917 года он выехал на родину в село Братки и здесь служил в храме псаломщиком.

В 1929 году монах Антипа был рукоположен во иеромонаха и служил в селе Козловка Борисоглебского района Тамбовской области. С 1931 года отец Антипа стал служить в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в селе Татаринцево Бронницкого района Московской области.

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

За 6 лет служения иеромонаха Антипы в Татаринцево прихожане полюбили его за благочестивую жизнь, за то, что он всецело посвятил себя служению Господу и в этом всем был примером, за проповеди, за то, что всегда, в любое время к нему можно было прийти за советом.

Из допроса священника:

– Следствие располагает сведениями, что вы в августе 1937 года распространяли клевету на советскую власть, что эта власть – наказание Божие, что самых лучших людей советская власть ссылает и сажает. Признаете ли вы себя виновным в этой антисоветской агитации?

– Я этого не говорил, потому что я верующий, я говорил, что всякая власть от Бога и мы ей покоряемся.

– Все это сущая ложь, следствию известно, что в декабре 1937 года вы оскорбительно высказывались о сталинской конституции.

– Я это не говорил и факт этот отрицаю, – решительно отверг обвинения отец Антипа.

Видя, что священник отвергает все навязываемые следствием обвинения, следователь спросил:

– В чем же вы себя сами признаете виновным, то есть в какой антисоветской или контрреволюционной агитации вы себя считаете виновным?

– Ни в какой антисоветской и контрреволюционной агитации я себя виновным не признаю.

– Из ваших рукописей видно, что в проповедях вы внушали верующим покорность, смирение.

– Я говорил в проповедях, что богатство и бедность – все от Бога. Говорил я и то, что не только мы верим, но и многие талантливые люди, о которых я в проповедях говорил, что они также были верующими, и, приводя примеры, перечислял имена этих людей. Из календаря я взял лист, где говорится о естествоиспытателе Линнее, с тем чтобы показать, что даже советская власть и то его хвалит как талантливого человека и одновременно говорит о нем, что он был человеком религиозным. Все это делалось для укрепления веры.

Следователи допросили двух священников из сел Давыдово и Салтыково Бронницкого района, которые служили в то время при НКВД дежурными свидетелями и осведомителями, и те подписали показания, необходимые для обвинения иеромонаха Антипы. 

27 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Антипу к расстрелу. Иеромонах Антипа (Кириллов) был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Преподобномученица Параскева Макарова (1878 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В октябре 1937 года Макаровский сельсовет по требованию сотрудников НКВД выдал справку на послушницу Параскеву, в которой писалось, что она «имеет тесную связь с попами и другими церковниками, участвует при выносе покойников и своим пением собирает к умершему толпы людей».

Читать житие

Преподобномученица Параскева родилась в деревне Макарово Волоколамского уезда Московской губернии в семье Космы Макарова, который, кроме крестьянского хозяйства, имел небольшую торговлю в Москве и в деревне. После его смерти в 1907 году семья оставила торговлю и стала заниматься только крестьянством. Параскева окончила сельскую школу и в 1903 году поселилась в одном из женских монастырей Калужской губернии, где подвизалась до закрытия обители в 1925 году. После этого она некоторое время жила в Москве, а в 1929 году уехала на родину в Макарово.

9 февраля 1938 года сотрудники НКВД арестовали послушницу Параскеву, она была заключена в волоколамскую тюрьму , вскоре следователь допросил свидетелей – крестьян из той же деревни. Они подписали протоколы с показаниями, в которых следователь написал, что послушница на Троицу в 1937 году уговаривала крестьян пойти вместо работы в церковь, говоря при этом, что «хотя большевики церковь и презирают, а все же Бог есть и будет, а власть советская скоро слетит». Также и на праздник Успения в 1937 году она увела женщин в церковь, в результате чего были сорваны полевые работы, а она еще и сказала: «Что работать в колхозе? Все равно вам получать будет нечего, давайте лучше молиться Богу, это будет лучше, Бог подаст скорей, все будете сыты».

15 февраля следствие было закончено, и 25 февраля тройка НКВД приговорила послушницу Параскеву к расстрелу, после чего она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Послушница Параскева Макарова была расстреляна 7 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Мученик Стефан Франтов (17 декабря 1877 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Степан Федорович регулярно ходил на богослужения в Преображенскую церковь в селе Спас-Михнево и пел на клиросе, стал регентом и псаломщиком. Власти сразу же отреагировали на его активную церковную жизнь: Степан Федорович был лишен избирательных прав, а хозяйство – конфисковано. Однако это не остановило его, и он по-прежнему ходил в церковь.

Читать житие

Мученик Стефан родился года в селе Нащекино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Федора Франтова. Образование Степан получил в сельской школе и некоторое время помогал отцу управляться с крестьянским хозяйством, а затем переехал в Москву и стал работать экспедитором при складе. В 1920 году Степан Федорович вернулся в родное село. В это время по уезду был распространен указ советской власти, что все, у кого есть велосипеды, должны сдать их для нужд Красной армии. Степан свой велосипед не сдал и был приговорен к трем месяцам заключения.

В 1931 году коллективизация в селе Нащекино и разгром крестьянских хозяйств достигли вершины, и все, что можно было разграбить, местные коммунисты разграбили; Степан Федорович переехал в Москву, где прожил 3 года, и снова вернулся в родное село. Он устроился рабочим при складе в Борисовской артели и служил псаломщиком в Преображенском храме.

В связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь во второй половине тридцатых годов о Степане Федоровиче стали собираться сведения; председатель Нащекинского сельсовета показал, что, когда в августе 1937 года было решено устроить в селе зерносушилку, стали разбирать церковную ограду. Ограда была старинной, украшена коваными решетками и представляла собой местную достопримечательность. Франтов, по показаниям свидетеля, не допускал ломать ограду и, обращаясь к верующим, говорил: «Спасайте, последний наш храм коммунисты разоряют». Когда Залесский колхоз приступил к разбору ограды, к храмупришли верующие женщины и потребовали прекратить ломать ограду. В результате пришлось работы прекратить.

16 февраля 1938 года Степан Федорович был арестован и заключен в коломенскую тюрьму. Через день после ареста следователь допросил его.

– Следствию известно, что вы занимались антисоветской агитацией. В чем признаете себя виновным?

– Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя ни в чем не признаю.

– Вы говорите неправду. Следствие располагает точными данными, что вы в августе 1937 года распространяли антисоветские настроения, выказывали недовольство советской властью. Дайте по этому вопросу правдивые показания.

– Никогда и никому я не высказывал антисоветских настроений и недовольств советской властью. В тот момент, когда разбирали ограду у церкви, я жил в деревне и работал в артели, и в отношении того, чтобы верующие протестовали ее ломать, я ни с кем не разговаривал.

27 февраля тройка НКВД приговорила псаломщика Степана к расстрелу, и он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Псаломщик Степан Франтов был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Мученик Николай Некрасов (1872 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Свою жизнь он посвятил служению Церкви, подвизаясь в должности псаломщика. 7 марта 1938 года псаломщик Николай Некрасов принял мученическую кончину от рук богопротивной власти в возрасте 66 лет. Определением Священного Синода от 27 марта 2007 года он был причислен к лику святых мучеников. 

Мученица Елисавета Тимохина (1881 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В связи с распоряжением в 1937 году Сталина о проведении массовых репрессий, штатных сотрудников НКВД стало недоставать и для проведения арестов и следствия по политическим статьям стали привлекаться сотрудники милиции, причем целыми отделениями. В январе 1938 года Звенигородский отдел НКВД получил распоряжение провести аресты среди людей, живущих в этом районе. Начальник Звенигородского отдела сам составил список лиц, подлежащих аресту, в которой попала и Елисавета Александровна как член церковного совета и как жена бывшего жандармского унтер-офицера.

Читать житие

Мученица Елисавета родилась в городе Веневе Тульской губернии в семье крестьянина Александра Мартынова. В 1912 году Елисавета вышла замуж за вдовца с 4 детьми Тимофея Герасимовича Тимохина, служившего жандармским унтер-офицером при станции Голицыно под Москвой. Хотя Тимофей Герасимович и служил в жандармском отделении, фактически он сотрудничал с революционерами, предупреждая их об обысках и арестах, которые намеревалось произвести жандармское отделение. Сразу же после революции его, как бывшего жандарма, арестовали, но по ходатайству одного из революционеров перед Дзержинским он был вскоре освобожден. Елисавета Александровна до замужества зарабатывала портняжным ремеслом, а когда стала семейной, то занялась воспитанием детей. В 1922 году она была избрана в церковный совет Преображенского храма в селе Большие Вяземы Звенигородского уезда. С этого времени она много времени и сил стала посвящать жизни прихода, в котором тогда возникало немало проблем из-за гонений от безбожных властей, стремившихся закрыть храм.

Елисавета Александровна была арестована 16 февраля 1938 года и в тот же день допрошена.

– Вы уличаетесь в контрреволюционной деятельности, то есть в распространении клеветы по адресу советской власти, – заявил следователь.

– Я никогда не распространяла никакой клеветы по адресу советской власти. Но я церковница, и мне по долгу своей работы, как члену церковного совета, приходится уделять внимание церкви.

– От вас следствие требует чистого признания в предъявленном вам обвинении, – потребовал следователь.

– Виновной себя в предъявленном мне обвинении не признаю и ничего больше показать не могу, – ответила Елисавета Александровна.

На этом следствие было завершено и дело передано на решение тройки НКВД. 27 февраля 1938 года тройка приговорила Елисавету Александровну к расстрелу. Елисавета Александровна Тимохина была расстреляна 7 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Мученица Ирина Смирнова (16 апреля 1891 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие святой мученицы слушайте на радио «Вера».

Мученица Варвара Лосева (1894 — 1938)

Варвара Ивановна работала учительницей. Донос на нее написали вскоре после ареста ее супруга священномученика Сергия те же самые лжесвидетели. Они написали в НКВД, будто она говорила им, что они посадили ее мужа, и угрожала им карами, если и не в настоящем времени, то в будущем, и если не им, то их детям.

Читать житие

Мученица Варвара родилась в крестьянской семье, ко времени рождения дочери родители перебрались в Москву, где ее отец работал сапожником. Родители дали Варваре хорошее образование, получив которое она стала работать учительницей. В браке с о. Сергием прожила 23 года, до ареста.

Варвара Ивановна была арестована 16 февраля 1938 года и заключена в егорьевскую тюрьму.

— Следствие имеет данные, что вы после ареста вашего мужа среди населения вели контрреволюционную деятельность. Дайте ответ, — потребовал следователь.

— Это я отрицаю, — ответила Варвара Ивановна.

— Следствию известно, что вы после ареста вашего мужа наносили угрозы членам ВКП(б) и активистам, угрожая с ними рассчитаться.

— Это я отрицаю.

— Скажите, Лосева, как было настроено к власти духовенство в момент совершения Октябрьской революции?

— Духовенство встретило Октябрьскую революцию враждебно.

— А как встретили Октябрьскую революцию вы?

— Так же, как и все граждане.

— Скажите, Лосева, за что арестован ваш муж?

— Мне это неизвестно, но я считаю, что муж никому не приносил вреда.

— Признаете ли вы себя виновной в контрреволюционной агитации среди населения, что вы выражали недовольство ВКП(б) и руководителями власти?

— Виновной себя в контрреволюционной агитации не признаю, ничего я не говорила.

25 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Варвару Ивановну к расстрелу. Варвара Ивановна Лосева была расстреляна 7 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Священник Сергий Лосев скончался в заключении 29 сентября 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

Свернуть

Мученик Андрей Гневышев (3 августа 1872 — 1941)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

После революции все его имущество — склады, лавки и дома — было отобрано властями. Дом сгорел во время пожара в 1921 году, и Андрей Иванович выстроил на этом же месте новый, но его впоследствии отобрали власти, и ему пришлось снимать квартиру. Андрей Иванович, впрочем, никогда не жалел о потере имущества — Бог дал, Бог и взял. К 1937 году у него осталась лишь лошадь с зимней и летней упряжью, что позволило ему работать возчиком в государственном учреждении.

Глубоко верующий человек, Андрей Иванович был старостой в Никольском храме в Бежецке, где в то время служил викарий Тверской епархии, епископ Бежецкий Григорий (Козырев).

Читать житие

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Мученик Андрей был сыном купца Ивана Гневышева, занимавшегося торговлей мучным товаром в Бежецке. Андрей Иванович наследовал занятия отца и занимался торговлей льняным семенем, льноволокном, став со временем крупным специалистом в этой области. Он служил сортировщиком во французской фирме «Эрнест Маке», имевшей его своим представителем в Бежецке.

В Первую мировую войну Андрей Иванович был призван на фронт рядовым.

3 ноября 1937 года заместитель начальника Бежецкого отдела НКВД составил справку на арест Андрея Ивановича, где говорилось, что тот принадлежал «к церковной контрреволюционной группировке из числа бывших торговцев и монахинь».

В ночь со 2-го на 3 ноября Андрей Иванович был арестован, заключен в бежецкую тюрьму и сразу допрошен.

– Расскажите следствию, с кем вы из бывших торговцев и лиц духовного звания имеете знакомство и поддерживаете связи.

– В настоящее время я ни с кем из бывших торговцев или священнослужителей знакомства и связей не имею. В прошлом, примерно году в 1932-1933, я один раз был приглашен на именины к епископу Григорию Козыреву. Иногда я бывал на квартире у епископа Григория по церковным вопросам...

– Расскажите, какие вами и присутствующими на именинах у Козырева велись разговоры.

– За время моего присутствия разговоров на политические темы или об отношениях Церкви и государства не было.

– Следствие располагает данными, что вы, будучи на одном из собраний духовенства, говорили о нерентабельности колхозов и возмущались режимом советской власти. Признаете ли вы себя в этом виновным?

– Виновным себя в этом не признаю, подобных мыслей против колхозов или советской власти не высказывал.

– Известно ли вам, где находятся в настоящее время Григорий Козырев и его братья Иван и Василий?

– До моего ареста я слышал... что епископ Григорий Козырев и его братья Иван и Василий арестованы органами НКВД; за что – для меня неизвестно.

– Следствие последний раз от вас требует правдивых показаний о вашей контрреволюционной деятельности.

– Заявляю, что я вообще рассказывать следствию о контрреволюционной деятельности не буду, так как я ее никогда не проводил.

27 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Андрея Ивановича к 10 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

После смены руководства НКВД и расстрела главы НКВД Ежова, жена Андрея Ивановича, Антонина Ивановна, стала хлопотать об освобождении мужа, но приговор был оставлен без изменений. Староста Никольской церкви Андрей Иванович Гневышев скончался 7 марта 1941 года в Каргопольлаге Архангельской области и был погребен в безвестной могиле.

Свернуть

Преподобномученик Филарет (Пряхин), игумен (29 августа 1880 — 1942)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

«В селе Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет... Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня сего года на празднике в селе Срезнево находилось до двадцати попов и до двухсот человек монашествующего элемента. Службы происходили в течение трех суток... В период проведения массовой коллективизации паломничество крестьян окружающих сел и деревень, главным образом женщин, было особенно большим, отмечалось также, что после их свидания с Филаретом таковые не вступали в колхозы, а вступившие быстро выписывались.

Окружным отделом ОГПУ принят ряд срочных мер к парализации деятельности Филарета...»

Читать житие

Преподобномученик Филарет родился в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина и в крещении наречен был Иоанном. Грамоте он обучился дома и в 17 лет, имея горячее желание послужить Христу и Его святой Церкви, поступил в Спасскую Пронскую пустынь, находившуюся поблизости от города Пронска. В обители, кроме хозяйственных послушаний, он проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет, 18 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 16 ноября 1914 года – во иеромонаха.

Главной святыней пустыни был список чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», с этим образом братия совершала крестные ходы по соседним селам и деревням. Вместе с братией ходил с крестными ходами и совершал молебны и иеромонах Филарет. После того как во времена гонений в 1919 году пустынь была закрыта безбожниками, отец Филарет перенес икону в храм в селе Срезнево Шиловского района Рязанской области, где он стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай ходить с иконой по селам, и на 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование этой иконе. В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена.

Отец Филарет видел, что власти ведут за ним пристальное наблюдение, и, зная, что повсюду идут аресты духовенства, монахов и мирян, предупреждал всех приходивших к нему в храм помолиться, что близится время его заключения. Сам он уже давно приготовился к этому, и у него всегда висел на стене мешочек с бельем.

31 мая 1931 года игумен Филарет был арестован. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Я находился в течение двадцати лет в Спасском монастыре... События убиения царя Николая II потрясли наш монастырь, все очень сожалели... В 1919 году разогнали наш монастырь. Имущество разграбили, а в зданиях поместили разные учреждения... Все монахи и послушники разбрелись по разным сторонам, кто куда... В то же время были разгромлены как мужские, так и женские монастыри... Все монахи и монахини поселились около церквей в церковных сторожках и были верными последователями Христа... Я являюсь врагом для советской власти, так как советская власть все время идет против Православной Церкви и религии».

12 ноября 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила игумена Филарета к 5 годам заключения в концлагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.

После окончания срока заключения отец Филарет в 1936 году вернулся в Рязань, пришел к архиепископу Иувеналию (Масловскому), и тот посоветовал ему уехать из города, где его могут снова арестовать, и отправиться в Тверь, где он, как человек новый, будет не столь заметен для местных властей, и там ему будет спокойней.

Пока отец Филарет жил в Твери, он посещал храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», где тогда служил архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), а после его ареста и закрытия храма отец Филарет приезжал из села Трубино в Тверь помолиться в последний незакрытый храм города, располагавшийся на Волынском кладбище, где служил сменивший арестованного архиепископа Фаддея епископ Палладий (Шерстенников).

В августе 1939 года сотрудники НКВД провели аресты в Твери, был арестован и епископ Палладий. 28 августа, когда игумен Филарет пришел на праздник Успения Божией Матери помолиться в храм, к нему подошел диакон и сообщил, что приезжали сотрудники НКВД, которые хотели его арестовать, и диакон посоветовал ему немедленно бежать. Отец Филарет вместе с родственником, у которого жил и который также пришел помолиться, через перелесок вышли из города и пришли в село Трубино. В тот же вечер отец Филарет был арестован и доставлен в тюрьму в город Тверь.

Допросы продолжались в течение трех месяцев. На всех допросах отец Филарет категорически отказывался признать себя виновным. И тогда следователи представили ему выдержки из показаний епископа Палладия, который, войдя в тесное сотрудничество со следователями, согласился подписать лжесвидетельства и показать на очной ставке, что игумен Филарет является участником антисоветской монархической группировки.

– Я признаю, что владыке Палладию я высказывал антисоветские измышления, обвиняя советскую власть в притеснении религии и гонении на духовенство, называл советскую власть властью антихриста. Участником антисоветской церковно-монархической группировки я никогда не был и в этом себя виновным не признаю. Никаких советов и указаний... церковникам о проведении антисоветской деятельности я не давал и указаний давать такие советы ни от кого не получал. Владыка Палладий никаких антисоветских поручений мне не давал, и о том, что он является руководителем антисоветской группировки, я до очной ставки с ним не знал. Кроме Палладия, я никому и никогда своих антисоветских настроений не высказывал. Никакой антисоветской деятельности не проводил, виновным себя в других предъявленных мне обвинениях не признаю.

4 марта 1940 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Филарета к 3 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Игумен Филарет (Пряхин) скончался 7 марта 1942 года в Ново-Ивановском отделении Мариинского лагеря в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.

Свернуть

Традиции праздника

В Мясопустную неделю о Страшном Суде верующие люди «заговляются на мясо», те едят его последний раз перед постом. Во многих семьях есть свои, связанные с этим традиции: кто-то подъедает все мясное в холодильнике, а кто-то — наоборот готовит что-то особенное. На следующей седмице можно будет есть уже только сыро-молочную пищу, яйца и рыбу. Установление такой особенности относят к VII веку. Этим ограничением в еде Церковь предлагает подготовить свой организм к наступлению Великого поста. Но седмица — сплошная, то есть поста в среду и пятницу нет. Традиция кушать блины не нарушает устава: можно и самим сходить в гости на блины, и пригласить близких, и накормить бездомных. Какие традиции и обряды, связанные с этим периодом, восприняты христианами, а какие — противоречат учению Церкви, читайте в нашем материале.


Особенности православного богослужения

Как было сказано выше, это воскресенье посвящено памяти о Страшном суде. Об этом читается Евангелие на литургии. Евангелист Матфей пересказывает слова самого Христа о том, что спасутся те, кто был милостив к своим ближним: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». В песнопениях богослужения этого дня также говорится о милосердии.

На Всенощной (вечернем богослужении накануне воскресенья) в Неделю о Страшному суде, как и в Неделю о блудном сыне, к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма «На реках Вавилонских».

Происходящее на богослужении будет легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31 — 46

Читать отрывок

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?" 45 Тогда скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Апостольское чтение:

Первое Послание Апостола Павла к коринфянам, глава 8, стих 8 — глава 9 стих 2

Читать отрывок

8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? 2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

Свернуть

Комментирует священник Антоний (Борисов)


Сегодня, в начале последней недели перед Великим постом, мы обращаемся к сонму великомучеников и исповедников российских. Перечитывая их краткие жития и вглядываясь в тюремные фотографии накануне расстрела, мы задумываемся о приоритетах в своей жизни.

Уже завтра в понедельник 8 марта — светский праздник, выходной день, не имеющий к Церкви никакого отношения. В православном календаре 8 марта - день обретения мощей святой Матроны Московской. Этот день, как и любой другой, можно использовать, чтобы порадовать своих родных и близких, помочь им по дому или в делах. 

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме и Божьей помощи в подготовке к Великому посту!

0
0
Сохранить
Поделиться: