Воскресенье, 5 АПРЕЛЯ 2020 года: что будет в храме?

Условия и обстоятельства нашей жизни непредсказуемы, но пост – понятие объективное, и мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью».  Чтобы ограничения на пути в храм не стали препятствием для тех, кто стремится к Богу.

И чтобы происходящее на литургии стало доступно и понятно, даже если ее совершают священники в пустом храме, без мирян. Вспомним, что так молился святитель Феофан Затворник, так приходилось служить священноисповедникам во время гонений ХХ века, как традиционно молятся на Афоне.

Церковь бережно сохранила для нас память о святых, потому что их жизнь – иллюстрация к Евангелию, его зафиксированная реальность, картинка, скриншот. Подвиг святой Марии Египетской, память которой совершается на пятой неделе Великого поста, помогает нам пережить уникальное для большинства из нас время вынужденного затворничества. Многие века пример преподобной Марии вдохновлял не только монахов-аскетов, но и простых мирян реальностью покаяния. В наши дни открывается иная грань ее жития – возможность достижения святости в пустыне своего дома


Воскресенье, 5 АПРЕЛЯ 2020 года

Честно и жестко, но не пошло и грубо звучит описание грехов (основной – блуд) в церковных стенах на «Мариином стоянии»: после канона преподобного Андрея Критского священник читает житие Марии Египетской целиком в среду четвертой недели Великого поста. Чем может быть душеполезно повествование о порочных похождениях девушки в Александрии в середине V века? Зачем посвящать целую неделю Великого поста воспоминанию о той, добровольно окунувшейся в разврат в 12-летнем возрасте и предававшейся ему не менее 17 лет?

Жизнь любого из нас может стать похожа на житие преподобной Марии Египетской в главном – в решительном желании внутренних перемен, в жажде покаяния.

Всего лишь раз она захотела зайти в иерусалимский храм Воскресения Христова и не смогла: почувствовала невидимую стену, словно ее, в отличие от всех входящих свободно в храм, «не пускают». И милостью Господа пришло понимание того, что «не пускают» именно грехи. Произошло искреннее, внутреннее покаяние – она пообещала Богу исправить свою жизнь. И тут же свободно вошла в храм. На следующий день она впервые причастилась Святых Христовых Таин, а следующее (второе и последнее) причастие произошло в день ее смерти приблизительно в 521 году. 47 лет провела одна в Иорданской пустыне – в посте и молитве, достигнув прозорливости и знания Священного Писания (будучи безграмотной), способности ходить по воде и возвышаться над землей.

Подробнее о преподобной Марии читайте в наших материалах:

Что помогло блуднице стать святой

Фотографии Иудейской пустыни с комментарием протоиерея Игоря Пчелинцева

История покаяния в пересказе Александра Ткаченко

Знаменитые святые с именем Мария: избранные жизнеописания


День памяти святых:

Мученики Филит, Лидия, Македон, Феопрепий, Кронид и Амфилохий (начало II века)

Своего знатного сановника Филита и жену его Лидию с сыновьями Македоном и Феопрепием император Адриан вызвал на суд за открытое исповедание веры во Христа. Допрашивал сам, затем велел истязать военачальнику Амфилохию в Иллирии. Начальник тюрем Кронид вел предварительные следствия и суды преимущественно над христианами. Но его потрясло мужество семьи мучеников, тела которых строгали железными ножами, и он исповедал веру во Христа. На следующий день Кронид взошел вместе с ними в котел с кипящим маслом и серой. Котел тут же остыл и при этом чуде уверовал главный истязатель – Амфилохий. Разгневанный император Адриан приехал из Рима и лично повторил пытку с кипящим маслом. Но увидев, как котел мгновенно остывает, а христиане остаются невредимы, вернулся в Рим. Святые мученики благодарили Бога и в молитвах предали Ему свои души. Произошло это в Иллирии - на территории современных Хорватии, Черногории, Боснии и Герцеговины, части Албании – во время правления Адриана, то есть между 117 и 138 годом.

Преподобномученик Никон Сицилийский и 199-ти учеников его (251)

Родился в Неаполе, в знатной семье язычника и христианки и стал воином. Однажды в опасном сражении он вспомнил наставления матери, перекрестился и обратился ко Христу как к Богу. Почувствовав силу и одержав победу, Никон вернулся домой и решил креститься. Найти священника было трудно из-за гонений, но после 8 дней поста и молитвы на острове Хиос Никон получил ангельское откровение о месте нахождения 190 монахов и епископа Феодосия, от которого принял крещение и постриг. После 3х лет подвигов Никона он, по откровению и перед смертью, возвел его в сан епископа, велел перебраться с иноками на Сицилию. Никон на корабле прибыл в родной Неаполь, где застал последние дни жизни матери, благодарившей Бога за сына-епископа. 9 бывших соратников-воинов, услышав проповеди Никона, последовали за ним и братией на Сицилию в пустынное место у реки Асинос, где крестились и приняли постриг. Спустя годы ни них донесли правителю Квинтиану, который увидев их стойкость и боясь христианского примера, повелел сразу казнить всех 199 иноков. Накануне мучений епископ Никон рассказал об откровении о скорой смерти истязателя Квинтиана своему служке, отроку Херомену, автору жития и свидетелю страшных изощренных пыток. Несмотря на жестокие муки святой Никон оставался жив и продолжал молиться. Тогда правитель приказал отсечь ему голову, а сам отправился взять себе имущество святой Агафии, которую замучил незадолго до того, но по пути был растерзан и утонул. Епископ города Мессины с честью предал погребению тела мучеников «вместе с их учителем их Никоном на знаменитом месте», как свидетельствует житие, составленное святителем Димитрием Ростовским.

Преподобный Никон, игумен Киево-Печерский (1088)

Монахом и священником пришел он в Киево-Печерскую обитель и стал учеником ее основателя – преподобного Антония. За высокий авторитет и образованность нес особое послушание – постригал новых иноков, в их числе преподобного Феодосия Печерского. Несмотря на гнев князя Изяслава отказался убеждать бывших бояр Варлаама и Ефрема вернуться в мир. Преподобный жил строго в пещере, но затем по благословению удалился в безлюдное место Тмутаракань. Но и там вскоре собрались желающие подражать его жизни и выбравшие монашество. Так был основан монастырь с церковью во имя Пресвятой Богородицы. Последние годы жизни преподобного прошли в условиях княжеских междоусобиц и между этими монастырями. Он возвращался в Киев, где преподобный Феодосий доверял ему воспитание и поучение всей братии, и снова приходил устраивать жизнь основанной им обители. Образ их отношений в смирении и любви дает такая картина: когда блаженный Никон сшивал и переплетал книги, преподобный Феодосий, сидя около него, делал веревки для этого дела. 10 последних лет своей долгой жизни был игуменом Киево-Печерского монастыря, трудился для его украшения иконным писанием и мозаикой. Некоторые исследователи считают его автором части “Повести временных лет”. Ныне его мощи находятся в Ближних пещерах преподобного Антония.

Мученик Василия Мангазейский (1600)

Василий Мангазейский чудотворец – первый святой, прославленный на Сибирской земле. Родился около 1583 года в Ярославле, в семье небогатого горожанина Феодора. Рано пришлось ему наняться к купцу управляющим в далекую Мангазею. При первой возможности он ходил на богослужение, много молился дома. В 19 лет пришлось ему пострадать: пока он был в храме, хозяин обнаружил разграбленную лавку и заподозрил Василия в соучастии, побил, отвел к городскому воеводе. Снова Василий терпеливо и безмолвно снес пытки и не признал обвинений. Раздраженный молчанием святого, купец ударил его связкой амбарных ключей, от чего Василий скончался. Убийцы положили его тело в наскоро сколоченный гроб и закопали в безлюдной низине, «где надлежит от воды мокрость».

Только через полвека показались доски неизвестного гроба на погорелом месте близ храма, и к изумлению очевидцев, судовая доска, положенная сверху, переломилась. Над тем местом построили часовню и начали случаться исцеления от слепоты, расслабления, травм. Святой помогал заблудившимся путникам и охотникам, сохранял от самоубийства. Имя его открылось в 1653 году, и тогда в Москву отправился первый список с описанием чудес, а через 6 лет произвели первое освидетельствование мощей. В 1670 году строитель Троицкого монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения совершил с крестным ходом перенесение мощей святого Василия из Мангазеи в обитель Туруханска. А через два года после этого вышел царский указ об упразднении Мангазеи и город покинули последние жители.

Почитание святого только росло со временем. Языческое население – тунгусы, краки, эвенки – с благоговением относились к Василию и многие принимали православие. Когда в конце 1802 – начале 1803 годов Туруханский край охватила эпидемия, жители усмотрели причину бедствия в том, что мощи его находятся под спудом, службы в его честь прекращены и иконы вынесли из собора. Архиепископ Тобольский Амвросий благословил игумену Туруханского монастыря внести в соборный храм образ святого Василия и не чинить препятствий к его почитанию.

Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что после революции святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено. Почти век спустя лишь частицу нетленного тела чудотворца обрели вновь и поместили в Туруханский монастырский храм.

Новомученики и исповедники российские:

Священномученик Константин Снятиновский (1918)

Родился в семье дьякона в 1867 году Владимирского уезда (ныне село Борисоглеб), получил духовное образование, в 21 год женился на сироте, стал священником Переславля-Залесского в церкви Петра Митрополита, где прослужил до расстрела красноармейцами в 1918. Интересный факт: молодой священник искал рядом с храмом в центре города место для дома и выбрал неудобное для строительства, но доступное по цене место, разбил прекрасный сад, хотя большинство горожан сажали огороды. Его уважали в городе за церковное и социальное служение, любили проповеди и знали как благотворителя. Отряд карателей, приехавший в город на подавление голодного бунта рабочих, арестовал священномученика ночью. Дочь отца Константина стала умолять красногвардейцев пощадить ни в чем не повинного отца, но один из них отшвырнул девушку в сторону и пригрозил, что и ее расстреляет. «Зачем ее-то расстреливать?» – возразил отец Константин. Священника повели в Совет, где состоялся краткий допрос, а затем – к месту казни. Ночью тело отца Константина привезли к зданию больницы и выбросили. При осмотре тела священника было обнаружено несколько штыковых ран. Отец Константин был погребен через несколько дней за алтарем родной ему церкви.

Священномученик Макарий Оренбургский (Квиткин) (1931)

Родился в 1882 году в Орске (Оренбургская губерния) в семье крестьянина, окончил учительскую семинарию, работал учителем в сельских школах. Незадолго до революции в 1917 году стал священником. Он активно противостоял обновленческому движению, служил и проповедовал. В 1925 году семья с 4мя детьми (старший сын жил уже своей семьей) перебралась в Оренбург. Пришлось отцу Макарию приспосабливать под жилье баню, переложить печь. Спали на сундуке, на полатях и на полу, здесь готовили и ели. Когда священник шел с детьми на службу, на улице школьники-пионеры бросали в них песком, а иногда и камнями. Но отец Макарий велел детям не отвечать на это. Несколько раз безбожники предлагали отцу Макарию отречься от Бога через газету, взамен обещая место учителя или директора школы, но священник категорически отверг эти предложения. 21 января 1931 года его арестовали. Жена и дети регулярно носили в тюрьму передачи, и с десятками других родственников часами ждали очереди. 4 апреля передачи не приняли. Люди не разошлись, и через несколько часов увидели группу священников, монахов и монахинь, которых вели к зданию ОГПУ. Среди них был отец Макарий. Он издали помахал рукой жене и детям. Родственникам выдали справки, что люди «умерли в тюрьме», но не тела. Спустя много лет из документов узнали, что отец Макарий был расстрелян вместе с другими приговоренными 5 апреля 1931 года в половине пятого утра в Вербное воскресенье. Тела казненных были тогда же тайно вывезены из здания ОГПУ и погребены в общей безвестной могиле.

Священномученик Стефан Преображенский (после 1937)

Родился в семье дьякона Костромской губернии, закончил семинарию и служил священником до 1937, когда по ложному обвинению в антисоветской агитации был арестован. Виновным себя не признал, о чем существуют свидетельство в материалах его дела в УФСБ по Ивановской области. 77летний священник был приговорен к десяти годам заключения в концлагере, скончался в заключении и был погребен в безвестной могиле.

На полигоне Бутово под Москвой 5 апреля были расстреляны мученики священник Василий Коклин, иеромонах Илия Вятлин, послушницы Анастасия Бобкова и Варвара Конкина, мирянин Алексий Скоробогатов. Во время допросов никто из них не отрекся от веры во Христа, не признал ложных обвинений и не назвал имен других людей. Большая часть их житий состоит из протоколов допроса, состоящих из похожих обвинений. Они не знали друг друга при жизни, родились и прожили в разных местах, но умерли за веру в один день и их погребли в безвестной общей могиле. В нижнем храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово находится икона, на которой они изображены вместе.

Подробнее о полигоне Бутово читайте и смотрите в наших материалах:

Бутовский полигон: одно из самых ужасных и святых мест на земле (ВИДЕО)

Прошлое, которое надо ворошить: интервью со священником Кириллом Каледой

Земля, где покоятся сотни святых

Исповедник Сергий (Сребрянский) (1948)

Родился в семье священника в 1970 году, получил духовное образование, мечтал служить людям и вскоре стал священником. Его служение полковым священником в том числе и в действующей армии, труды над устроением Марфо-Мариинской обители вместе с преподобномученицей Елисаветой, принятие монашества по благословению патриарха Тихона, служение в период гонений и во время войны.

Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский): «Плохих людей нет, есть люди, за которых особенно нужно молиться»

"Молиться без конца" – памяти преподобноисповедника Сергия (Сребрянского)


Особенности богослужения: 

5 апреля в храмах служат литургию Василия Великого, во время которой священник произносит в алтаре тайные молитвы. Вы можете услышать и увидеть  богослужение в храмах и монастырях, запустивших онлайн-трансляции, а также следить по тексту.

Чтение Евангелия: 

Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 19-31

Читать отрывок
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. 26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Свернуть

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Евангелие от Марка, глава 10, стихи 32-45

Читать отрывок

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. 35  Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Евангелие от Луки, глава 7, стихи 36-50

Читать отрывок

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Свернуть

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Апостольское чтение: 

Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 9, стихи 11-14

Читать отрывок

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Свернуть

Чтение и толкование на радио Вера

Послание святого апостола Павла к Галатам, глава 3, стихи 23-29

Читать отрывок

23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. 26 Ибо все вы — сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. 28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. 29 Если же вы Христовы, то вы — семя Авраамово и по обетованию наследники.

Свернуть

Тропарь преподобной Марии Египетской

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.

Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.

Кондак преподобной Марии Египетской

Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.

Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная.

Молитва преподобной Марии Египетской

О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ Моего́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

Подробнее о молитвах преподобной Марии

Преподобная Мария Египетская решилась однажды не грешить. Она приняла Евангелие не как собрание трудновыполнимых правил или перечисление далеких и страшных обстоятельств, а сердцем прилепилась ко Христу через покаяние. Житие и подвиг преподобной Марии Египетской долгое время был достоянием иноков Иорданского монастыря, но однажды записанное патриархом Иерусалима Софронием, оно стало доступно всем верующим. Если вы узнали о «Мариином стоянии» только сейчас, то можно совершить его и дома, прочитав канон преподобного Андрея Критского и затем житие преподобной Марии Египетской.

Каждый Великий пост может быть началом новой жизни человека. Потрясение, которое в наши дни переживает весь мир, заставляет многих переосмыслить то, чем мы живем. Многие святые использовали ежедневную возможность начать жизнь с начала. Их жизненный и духовный опыт, собранный в Добротолюбии, книгах святых Отцов, помогает нам настроиться.

Редакция «Фомы» желает вам помощи Божьей!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (10 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
3 апреля 2020
Поделиться:

    Загрузить ещё