Родился в 1870 г. в семье священника в Воронежской губернии. Закончил Духовную семинарию и Варшавский ветеринарный институт. С 1897 г. – военный священник Черниговского драгунского полка, шефом которого была великая княгиня Елизавета Федоровна. Во время русско-японской войны 1905 г. вместе с полком был в Манчжурии на передовой. Кавалер 4 боевых наград, автор книги-свидетельства о русско-японской войне «Дневник полкового священника».

В 1908 г. великая княгиня, преподобномученица Елизавета, создавая Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве, пользовалась проектом о. Митрофана по устроению обители и пригласила его стать в ней духовником.

У о. Митрофана с супругой Ольгой не было детей, воспитав 3-х сирот, они вместе приняли монашество как Сергий и Елизавета.

О. Сергий арестовывался 4 раза, дважды был в ссылке. Вернувшись из заключения, на склоне лет с монахиней Елизаветой жил в селе Владычне Тверской области. Во время Отечественной войны здесь шли жесточайшие бои за Тверь и располагались передовые позиции, но монахи остались в селе, и при бомбежках ни одна бомба сюда не попала. Местные жители приписывают свое чудесное избавление молитвам преподобного Сергия, который скончался 23 марта 1948 г.

«В доброй половине современные люди погрузились в новое язычество, можно сказать худшее прежнего, так как стали лицемерны. Древние язычники откровенно обоготворяли свои страсти и разные силы природы, а нынешние, лицемерно прикрываясь христианством и цивилизацией, творят то же, что язычники Содома и Гоморры: та же жестокость, то же немилосердие, тот же разврат. Жизнь стала ненормальна и плодом этой ненормальности явилась масса страданий физических и душевных…»

«Звонят ко всенощной, к молитве сладостной, вхожу в храм… Полумрак, мерцают лампады, чувствуется запах ладана, веяние чего-то неземного, вечного, чистого и сладостного, все замерло… Чувствуется присутствие великой творческой силы, всемогущей, премудрой, благой, которая вот-вот сейчас вспыхнет и начнет творить… Трепетно жду… Когда же окончится это таинственной безмолвие и раздастся могучий Божий голос: «Да будет вселенная и жизнь в ней!» Вдруг слышу: «Восстаните. Господи, благослови» «Слава Святей…» Непосредственно за сим поется псалом «Благослови, душе моя, Господа», которым псалмопевец Давид изображает творение мира… Что скажу я, ничтожный, о чувствах наполнявших мою душу в это время? … Мне было радостно невыразимо на душе, когда я видел, ощущал, переживал это единение Бога и человека, Бога и всего мира с его животными, птицами, рыбами, растениями, цветами».

«Плохих людей нет, есть люди, за которых особенно нужно молиться»…

 

Подготовила Анастасия Верина

По материалам: игумен Дамаскин (Орловский), «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия», кн. 3

0
0
Сохранить
Поделиться: