Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье 31 января.
Воскресенье, 31 января 2021 года
В тридцать четвертое воскресенье по Пятидесятнице Церковь вспоминает нескольких святых с именем Афанасий — Великого (Александрийского), Сяндямского (Вологодского) и Наволоцкого. В последний день января совершается память нескольких подвижников древности — преподобного Маркиана Кирского, святителя Кирилла Александрийского, а также новомучеников ХХ века — священников Михаила Каргополова, Евгения Исадского, Владимира Зубковича, Николая Красовского, Сергия Лебедева и Александра Русинова.
Но особенно 31 января выделяется в церковном календаре благодаря уникальной русской семье святых. В это воскресенье мы обращаемся в молитве к преподобным Кириллу и Марии, родителям одного из самых знаменитых наших святых — Сергия Радонежского.
Подробнее о семейном счастье читайте в наших материалах:
• Пример для нас: посмотрите, как переписывались друг с другом Николай II и Александра Федоровна
• Почему гражданский брак — не брак
• Как говорить с детьми о Боге: 5 ошибок родителей — священник Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе, спасатель, преподаватель университета, отец семерых детей.
• Как воспитать мужчину? Что нужно помнить родителям мальчика? — священник Федор Бородин, отец восьмерых детей.
Тропарь преподобным Кириллу и Марии Радонежским
Блаженств Христовых причастницы, / честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, / праведнии Кирилле и Марие, / плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии, / с ним же усердно молите Господа / низпослати нам дух любве и смиренномудрия, / да в мире и единомыслии / прославим Троицу Единосущную.
Перевод: Блаженств Христовых причастники, почитаемого супружества и заботы о детях прекрасный пример, праведные Кирилл и Мария, плод благочестия, Сергия преподобного, нам явившие, с ним же усердно молите Господа ниспослать нам дух любви и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.
Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским
Днесь, вернии, сошедшеся,/ восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,/ тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,/ ко Единому во Святей Троице Богу,/ Отечество наше в правоверии утвердити,/ домы миром оградити,/ юныя от напастей и соблазнов избавити,/ старость укрепити// и спасти души наша.
Перевод: Сегодня, верующие, собравшись, прославим пару блаженную, благоверного Кирилла и Марию благонравную, ибо они молятся вместе с возлюбленным сыном своим преподобным Сергием к Единому во Святой Троице Богу, Отечество наше в Православии утвердить, семьи в мире сохранить, юных от напастей и соблазнов избавить, старость укрепить и спасти души наши.
Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским
О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему, вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующий на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
День памяти святых
Святитель Афанасий Великий (297 — 373)
Краткое житие святителя, еще в детстве крестившего детей язычников, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Маркиан Кирский (Киринейский) (около 388)
Краткое житие подвижника, жившего на юге современного Ирана, слушайте на радио «Вера».
Святитель Кирилл Александрийский (444)
Краткое житие епископа, учившего, что христиане, отрекшиеся от веры во время гонений на Церковь, не могут быть вновь приняты ею, слушайте на радио «Вера».
Преподобный схимонах Кирилл и схимонахиня Мария (около 1337)
Краткое житие родителей одного из самых известных в мире русских монархов — преподобного Сергия Радонежского — слушайте на радио «Вера».
Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский (после 1577)
Ученик преподобного Александра Свирского был свидетелем посещения своего учителя Пресвятой Девой Богородицей. После кончины наставника ушел для пустынножительства в леса Карелии, где на озере Сяндеме основал монастырь. Вследствие клеветы на него местных жителей преподобный Афанасий переселился обратно в Свирскую обитель, где был избран игуменом, но в 1577 году снова вернулся, чтобы духовно устроить новый монастырь. Последние годы жизни провел в уединении на одном из островов озера Сяндем. Скончался в глубокой старости, и над могилой построили церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. В 1720 году они сгорела во время пожара, а строители новой церкви обрели нетленные мощи преподобного Афанасия.
Преподобный Афанасий Наволоцкий (XVI–XVII)
О рождении и воспитании Афанасия ничего не известно. Пришел он из окрестностей Каргополя на реку Вагу и поселился в трех верстах от Верхоледской слободки, находившейся близ города Шенкурска. Вскоре он тяжело заболел и скончался, а через 40 дней явился одновременно четырем больным, жившим в разных местах, исцелил их и повелел им предать его тело земле на том месте, где оно лежало. Исцеленные не только погребли преподобного Афанасия, но и поставили над ними часовню, что положило начало почитанию святого.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Михаил Каргополов (? — 31 января 1919)
Краткое житие военного офицера, выбравшего духовный путь и закочившего семинарию, слушайте на радио «Вера».
Священномученик Евгений Исадский (1879 — 31 января 1930)
15 июля 1929 года иерей Евгений по просьбе прихожанина отслужил всенощную у него в доме. Но в тот же вечер получил письменное распоряжение прекратить службу в церкви и хождения по домам ввиду эпидемии скарлатины. 18 июля, на память преподобного Сергия, служба была отменена. Батюшка пояснил прихожанам, что есть письменное запрещение, но оно временное. Если служба для верующих так необходима, то им надо хлопотать законным порядком перед властями.
Священник Евгений родился в 1879 году в селе Погост-Преображенский Егорьевского уезда в семье диакона Герасима Исадского. Окончил Рязанскую семинарию и в 1901 году был рукоположен во священника к Петропавловской церкви в селе Маливо Егорьевского уезда (ныне Коломенский район). Здесь он встретил гонения от безбожных властей.
Перед престольным праздником 12 июля сестра местного учителя сообщила священнику, что власти не разрешат ему на этот раз ходить по домам прихожан с молебнами. Слух об этом быстро распространился по селу, и многие стали говорить, что власти собираются, вероятно, совсем закрыть храм. Батюшка совершил богослужение на престольный праздник и, как и встарь, ходил по домам прихожан с молебнами, поскольку официального запрета не поступило и дело ограничилось слухами.
После 15 июля жители села решили созвать собрание и ходатайствовать об открытии святыни. Было составлено прошение об открытии храма, под которым подписались все прихожане. 18 июля, на самом собрании многие женщины стали кричать, что церковь им нужна, и требовали от председателя сельсовета немедленного её открытия. Председатель ответил, что для этого нужно письменное разрешение врача. Узнав, что решение зависит от доктора, маливцы отправились к нему домой. Он, увидев возмущенную толпу, дал в запечатанном пакете своё решение, что он не возражает против открытия храма. Пакет передали председателю сельсовета, и тот дал свое разрешение. В храме тут же возобновились богослужения, и, казалось, что конфликт исчерпан.
Однако коломенский отдел ОГПУ решил начать следствие по делу массового выступления верующих под руководством священника. 4 августа 1929 года отец Евгений был арестован, заключен в коломенскую тюрьму. На допросе он изложил весь ход событий в селе, совершенно не подозревая, что это будет иметь для него серьёзные последствия. Заканчивая показания, священник добавил, что не знает, кто был инициатором созыва собрания 18 июля.
Все вызванные свидетели, знавшие своего пастыря уже почти тридцать лет, вполне объективно изложили историю. Обнаружилась полная невиновность священника. Но одна из женщин, привлеченная вместе с отцом Евгением к ответственности, известная своей невоздержанностью в употреблении спиртных напитков, ради смягчения своей участи дала показания против батюшки. Но всё же отец Евгений не признал себя виновным в организации выступления верующих против закрытия церкви.
14 октября 1929 года особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило отца Евгения к трём годам заключения в концлагерь, и 14 ноября он был отправлен на Соловки. Но пока этап достиг пересыльного пункта в Кеми, навигация закончилась, и батюшка был оставлен в лагере на континенте. Священник Евгений скончался в одном из Беломорско-Балтийских концлагерей и был погребен в безвестной могиле.
Священномученик Николай Красовский (7 мая 1876 — 31 января 1938)
Читайте наш материал об отце Николае.
Священномученик Сергий Лебедев (16 сентября 1895 — 31 января 1938)
Читайте наш материал об отце Сергии.
Священномученик Александр Русинов (10 августа 1878 — 31 января 1938)
Читайте наш материал об отце Александре.
Священномученик Владимир Зубкович (26 марта 1863 — 31 января 1938)
Ревностное служение священника отрицательно сказалось на его здоровье, он стал часто болеть и 21 июля 1915 года по состоянию здоровья вынужден был уволиться с должности помощника инспектора Минской семинарии. Однако выяснилось, что для получения пенсии ему не хватает двух лет службы, и он снова направил прошение начальству о назначении его на службу по духовному ведомству. 10 июня 1916 года отец Владимир был назначен помощником инспектора Тамбовской Духовной семинарии. Через год в России произошли одна за другой революции и к власти пришли безбожники. Тогда отец Владимир вернулся служить в храм в родном селе Смолевичи. Полвека прослужил он священником в одном храме — до ареста в 1938.
Священномученик Владимир родился в селе Смолевичи Борисовского уезда Минской губернии в семье священника Гавриила. В 1885 году Владимир окончил Минскую Духовную семинарию и в течение двух лет служил младшим контролером в Минском акцизном управлении. В 1887 году Владимир Гаврилович был назначен псаломщиком к Старчицкой церкви Игуменского уезда Минской губернии. В 1888 года он был рукоположен во священника и направлен служить в храм в селе Смолевичи и назначен законоучителем Смолевичского народного училища. За успешное преподавание Закона Божия, безвозмездное преподавание пения и устройство хора при Смолевичском народном училище отцу Владимиру была объявлена благодарность от Минской дирекции народных училищ и попечителя Виленского учебного округа.
С 11 марта 1893 года он был включен в состав благочиннического совета 1го округа Борисовского уезда, а 30 августа 1896 года – назначен наблюдателем церковноприходских школ Борисовского уезда. С 12 октября 1900 года отец Владимир стал преподавать Закон Божий в Минском женском училище и служить в церкви при училище. 11 мая 1901 года он был назначен настоятелем храма в Смолевичах.
С 15 августа 1907 года священник стал исправлять должность помощника инспектора Минской Духовной семинарии. 19 марта 1909 года он был награжден наперсным крестом. 30 января 1914 года назначен на штатную должность помощника инспектора Минской Духовной семинарии. Инспектор семинарии характеризовал отца Владимира как человека, «глубокая религиозность и благонастроенность которого являлись фактором, усугублявшим его благотворное влияние на воспитанников», а ревизовавший семинарию в 1911-1912 учебном году Петр Полянский, будущий митрополит Крутицкий, писал о нем, что он «человек сердечный, скромный, внимательный к воспитанникам».
Священник Владимир Зубкович был арестован 29 декабря 1937 года, приговорен к расстрелу и 31 января 1938 года расстрелян.
Особенности православного богослужения
Воскресному дню в храме, участию в Евхаристии — главном Таинстве нашей Церкви, — предшествует исповедь. Как к ней подготовиться? С чего лучше начинать? Ответы на основные вопросы читайте в нашем материале «Что такое исповедь и как к ней готовиться?»
Ответы священников и экспертов на вопросы читателей о храме читайте в нашей рубрике «Вопросы о храме».
Происходящее на богослужении будет легче понять, если следить за текстом или прочитать его накануне.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 18, стихи 18 — 27
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20 знаешь заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "почитай отца твоего и матерь твою". 21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. 22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. 23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. 24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. 26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? 27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 14 — 19
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к колоссянам, глава 3, стих 12 — 16
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. 15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. 16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Послание Апостола Павла к евреям, глава 13, стих 7 — 16
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. 8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. 10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. 11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — 12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. 13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. 15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. 16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Если совершается полиелейная служба преподобных Кирилла и Марии, то на литургии звучат чтения, выбранные для их дня:
Послание Апостола Павла к галатам, глава 5, стих 22 — глава 6, стих 2
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
Евангелие от Матфея, глава 4, стих 25 — глава 5, стих 12
25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие,
ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы,
ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
В воскресенье 31 января мы вспоминаем святых родителей нашего соотечественника, ставшего знаменитым на весь мир. Думая об этих удивительных людях, воспитавших преподобного Сергия, а затем принявших монашество и схиму, мы не можем не вспомнить своих родителей. В наше время отношения «отцы и дети» часто рассматриваются в контексте психологии и, скорее, проблем. А между тем каждому из нас святые Кирилл и Мария могут помочь не только примером своей жизни, но и молитвой — деятельным участием в ней.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!