Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме? – Православный журнал «Фома»

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

Приблизительное время чтения: 16 мин.

Код для вставки
Код скопирован

В последнее воскресенье октября Церковь обращается в молитве к древнему пророку Осии и мученикам начала христианской эпохи: бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их Леонтия, Анфима и Евтропия и преподобномученика Андрея Критского. В начале двадцатой недели по Пятидесятнице совершается память перенесения мощей праведного Лазаря Четверодневного и преподобного Антония Леохновского. 30 октября 1918 года в разных концах России были расстреляны за отказ отречься от Христа священномученики Неофит Любимов и Анатолий Ивановский. Иноки одного монастыря — Иакинф (Питателев) и Каллист (Опарин) — пострадали в этот день одновременно. В трагическом 1937 году был приговорен к расстрелу Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский.

Церковь чтит 30 октября иконы Божией Матери «Избавительница» и «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», история которых связана с императором Александром III.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 30 октября.


Воскресенье, 30 октября 2022 года

Воскресный день 30 октября посвящен памяти одного из пророков Ветхого Завета, пророку Осии. И пользуясь случаем мы расскажем о важнейших пророчествах и самых знаменитых пророках.

Читайте подробнее в наших материалах:

Кто такие пророки?

Пророчества о рождении Христа и ожидании Мессии

Пророчества о Воскресении Христа

Приподнявший завесу времени. Пророк Захария

Пророк Иона. «Неправильный» пророк

Малые пророки Библии

Загадки Библии: пророк Илья уже приходил на землю?

Пророки. Инфографика для уроков ОПК

Тропарь воскресный

Да веселятся небесная,/ да радуются земная,/ яко сотвори державу/ мышцею Своею Господь,/ попра смертию смерть,/ первенец мертвых бысть;/ из чрева адова избави нас,// и подаде мирови велию милость.

Кондак воскресный

Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,/ и нас возвел еси от врат смертных;/ днесь Адам ликует, и радуется Ева,/ вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно// Божественную державу власти Твоея.


День памяти святых

Мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские и братья их Леонтий, Анфим и Евтропий (в конце III века)

Мученики Косма и Дамиан за отказ поклониться идолам были брошены в море связанными. Но Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству.

— Скажите мне, — вопрошал их властить, — каким это чародейством вы спаслись от моря? И я хочу подражать учению вашему.

— Мы христиане — отвечали мученики, — имеем одну только силу Христову, которая спасает нас от всех бед.

Читать житие

Вспоминаемые церковью 17 октября мученики и бессребреники Косма и Дамиан были современники знаменитым бессребреникам римским. Они также лечили людей, но наука немного помогала им. Врачи Косма и Дамиан получили от Бога благословение исцелять именем Христа Спасителя.

Как скоро слух о чудесах и учении их достиг властителя Лисия, их привели в Киликию. Здесь они претерпели многие истязания, но не отреклись от Христа.

Но Господь сохранил их даже в огне, который не прикасался к святым, а камни и стрелы отскакивали от тел, как от стен, и поражали самих мучителей. Тогда им отрубили головы. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.

Все пять мучеников были вместе погребены. Время их страданий с достоверностью неизвестно.

Свернуть

Преподобномученик Андрей Критский (767)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

Рассказ о преподобномученике Андрее (не путать с преподобным Андреем Критским, автором Покаянного канона), слушайте на радио «Вера».

Перенесение мощей праведного Лазаря, епископа Китийского (898)

Обретение мощей Лазаря Четверодневного, которого Спаситель называл другом, произошло в IХ веке. Рассказ об этом слушайте на радио «Вера».

Преподобный Антоний Леохновский, Новгородский (около 1524 — 1611)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

Однажды преподобный Антоний является ученику своему во сне и говорит: «Брат Григорий, пойди в Новгород, скажи митрополиту Киприану и старейшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». Григорий не обратил внимание на явление, приняв его за обыкновенный сон, хотя оно и повторилось. Наконец преподобный Антоний явился своему ученику в третий раз и, испуская огненные лучи, сказал: «Если не исполнишь слов моих, явлюсь в другом месте; ты же погибнешь».

Читать житие

Родители святого — тверские бояре Вениаминовы — воспитали сына в благочестии. Но он искал более уединенной и подвижнической жизни и поселился отшельником недалеко от Новгорода. Около 1556 года переселился к пустыннику Тарасию, жившему за озером Ильменем, на Леохнове, и принял от него постриг. Отшельники построили храм и попросили архиепископа Новгородского благословение и антиминс. Так устроилась пустынная обитель в честь Преображения Господня, которая со времен из-за большого стечения желающих учиться у преподобного, выросла в Леохновский, или Ивецкий-Антониев монастырь.

Он учил братию тому, что спасительный путь одинаково открыт и ученому, и простецу. В подтверждении этой истины он повторял преподобного Антония Великого: «Не требует иных душа человеческая, как только здравого ума».

В 1611 году шведы разорили окрестности Новгорода. Тогда митрополит Исидор, желая спасти старца, вызвал его в Новгород. Там преподобный скончался в возрасте 85-ти лет и был погребен близ церкви во имя святого евангелиста Луки на Софийской стороне.

Перед смертью преподобный в присутствии многих сказал, что тело его будет покоиться в его пустынной обители. Ученик преподобного Григория, вернувшись на место разоренной и сожженной шведами обители, похоронив непогребенные тела иноков, поставил келью с часовней и стал молиться о возрождении обители.

После сообщения Григория о явлениях преподобного митрополит совершил крестный ход к могиле преподобного Антония. Обретенные нетленные мощи 13 июля 1620 года были перенесены в Леохновскую обитель. При этом прозрел слепец Иосиф и совершились другие чудеса.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Неофит Любимов (12 января 1846 — 30 октября 1918)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

21 июля 1918 года протоиерей Неофит отслужил в храме панихиду по «убиенном новопреставленном бывшем царе Николае». Вечером того же дня сотрудники ВЧК арестовали священника. Протоиерей Неофит был обвинен в «агитации против советской власти», в том, что «служил панихиду по „помазаннике Божием“ Николае Романове». 17 сентября 1918 года его приговорили к расстрелу.

Читать житие
Свернуть

Родился в Самарской губернии в семье диакона. Закончил духовное училище, семинарию и Киевскую академию. Около 30 лет преподавал в Симбирске в военной и женской гимназиях, епархиальном училище, кадетском корпусе и семинарии. рукоположен в 39 лет рукоположен в священника. В 1902 году переехал в Москву, где основал миссионерское издательство и служил в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище до 1914 года, затем — в храме Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте.

После ареста зятя миссионера Варжанского Сергея Юрьевича в мае 1918 года написал письмо Ленину с просьбой отпустить его на поруки:

«Я служил в Симбирске вместе с Вашим родителем. Он был директором народных школ, а я преподавателем Мариинской женской гимназии, Кадетского корпуса и Духовной семинарии. Родитель Ваш мне хорошо известен и знаком, я с ним весьма нередко встречался в частных домах и на собраниях, где обсуждались дела педагогические. Скончался он при мне, я был молитвенником тогда, да и теперь молюсь за него... Прошу Вас... ради памяти Вашего родителя, моих заслуг по отношению к Вашей родной сестре Марии Ильиничне в деле образования и воспитания помочь мне в моем горе: освободить Варжанского из тюрьмы и возвратить его в семью...»

Ответа на это письмо не последовало.

После расстрела тело его погребено на Калитниковском кладбище в могиле, ставшей ныне безвестной.

Свернуть

Священномученик Анатолий Ивановский (16 февраля 1863 — 30 октября 1918)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

«Против власти я лично не агитировал, а только читал воззвания Патриарха Тихона и Церковного Собора. Я предполагал. что я должен исполнять предписания высшей церковной власти и что советская власть не должна вмешиваться в церковные дела согласно декрету об отделении Церкви от государства... Я исполнял свои обязанности, а если это не исполнять, то должно уйти с должности... Советскую власть признаю как факт и исполняю ее распоряжения. Для меня безразлично, какая бы власть не была, лишь бы была она на христианских основах... Вообще не задавался целью судить, какая власть лучше, лишь бы были между людьми братские отношения».

Читать житие

Священномученик Анатолий был сыном священника Вятской губернии, где и сам прослужил священником последние годы своей жизни. До этого он служил псаломщиком, певчим, несколько раз переезжал.

Супруга Юлия Михайловна активно участвовала в просвещении местного населения. Еще в 1900 году при ее участии была открыта Знаменская церковная школа Яранского уезда, поначалу располагавшаяся в их доме, где обучались 37 девочек, 30 из которых были марийками. За «любовное обращение с инородцами и усердные заботы, вызвавшие стремление отдавать девочек в школу» Юлии Михайловне и ее помощнице была объявлена благодарность и о действиях их, как достойных подражания, сообщалось в «Вятских епархиальных ведомостях». Впоследствии матушка приняла участие и в устройстве Салтак-Яльской женской школы Уржумского уезда Вятской губернии.

Отец Анатолий пользовался на приходе огромным уважением, причт выступил в защиту своего пастыря, служившего священником в их селе 17 лет. 6 октября 1918 года диакон Иоанн Иванов и псаломщик Федот Ефремов направили в органы советской власти следующее прошение: «Священник села Салтак-Ял Анатолий Ивановский был взят военной силой и увезен в Уржум на заключение в темницу, по какой причине, мы совершенно объяснить не можем, так как в поведении отца Анатолия Ивановского мы не замечали никаких противозаконных действий: проповедей на политические темы не произносил, а произносил лишь на религиозные темы поучения».

Священномученик Анатолий Ивановский исполнял свои пастырские обязанности и в заключении. Арестованные не раз просили разрешения о совершении Всенощного бдения и Литургии, но согласия властей не получили. Отец Анатолий читал в камере Евангелие (Нагорную проповедь, стихи о воскресении Лазаря, беседу с самарянкой) с последующим обсуждением прочитанного. У батюшки с собою была и одна из книг святителя Феофана Затворника. Заметив, что интерес к чтению духовной литературы ослабевает, отец Анатолий попросил передать ему сочинения Чехова, которые читал товарищам по заключению, отвлекая их от праздных разговоров и уныния.

О пребывании в тюрьме сохранились дневниковые записи отца Анатолия. Здесь заключенные находились под постоянной угрозой расправы. 4 октября отец Анатолий записал: «Дожидали, что вот позовут кого-либо к стенке, т. е. на расстрел в лес. Когда услышали звонок у входных в тюремный двор ворот, то настала мертвая тишина. Посмотрели в окно: вот идут трое вооруженных людей. Сердце у всех (?) захолонуло и дожидали, что отворится наша камера, и поведут обреченных. Но проходит минута за минутой, а замка к нашей камере и к другим не отпирают. Просто была, таким образом, смена караула и больше ничего».

Постановлением ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК на Чехословацком фронте от 18 октября 1918 года священник Анатолий Ивановский был приговорен к расстрелу.

Приговор привели в исполнение в Уржуме 30 октября 1918 года.

Сиротами остались 7 дочерей и младший сын.

Свернуть

Преподобномученики Иакинф (Питателев) (1882 — 30 октября 1918) и Каллист (Опарин) (1864 — 30 октября 1918)

Монахи Иоакинф и Каллист родились в крестьянских семьях. Последние 6 лет земной жизни им довелось прожить в Верхотурском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре до мученической кончины в один день.

Читать житие

Преподобномученик Иакинф Питателев (в миру Илья Иванович) был сыном крестьянина, предки которого были первыми поселенцами и строителями города Верхотурье. С детства у него было слабое здоровье. Недалеко от поселка, где жил Илья Питателев, находилось место отшельнического подвига схимонаха преподобного Илии (Чеботарёва). В 1912 году поступил в верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь, в 1917 году принял постриг с именем Иакинф. Проходил послушание в Малоактайском скиту поваром, чтецом и псаломщиком.

Косма Мокиевич Опарин родился в 1864 или 1863 году в Вятской губернии в семье крестьянина, получил домашнее образование, служил в армии. В 1899 году Косма поступил послушником в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. 26 февраля 1904 года он принял монашеский постриг с именем Каллист. Через шесть месяцев монах Каллист был переведен на послушание печника в Далматовский Успенский мужской монастырь. В 1906-1907 годах монах Каллист совершил паломничество по святым местам. С 1912 года был переведен в Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь, а после 1913 года вернулся в родную Верхотурскую обитель.

Захватившие монастырь большевики выселили насельников из братских корпусов. Часть братии перебрались в Больше-Актайский скит, а оставшиеся перешли в распоряжение советской власти. Послушникам и монашествующим пришлось работать на красных, квартировавшихся в монастыре. Иноки, работавшие на полк, принимали это как послушание монастырское, поэтому красноармейское начальство вынуждено было признать, что они трудятся лучше, чем бойцы Красной армии. Заставляли монахов рыть окопы вблизи линии фронта, выполнять различные земляные работы. Солдатскую одежду монахи надевать отказывались, поскольку им благословлено было работать в подрясниках. Иоакинф и Каллист проявляли смирение и послушание, старались терпеть большевистское нашествие на обитель без ропота, признавая во всем происходящем волю Божию.

В октябре 1918 года в Верхотурье вошли военные части адмирала Колчака. Красные войска ушли по реке Актай и остановились недалеко от Мало-актайского скита. Настоятель Свято-Николаевского мужского монастыря Ксенофонт (Медведев) благословил монахов Иакинфа (Питателева) и Каллиста (Опарина) переселиться в Мало-Актайский скит и по возможности охранять его от разграбления.

25 октября в скит явились красноармейцы, произвели тщательный обыск, разыскивая будто бы спрятанные ценности. Поиски оказались неудачными. Монахов Иакинфа и Каллиста насильно забрали.

Как выяснилось впоследствии, пленных вели пешком лесом до линии фронта, потом по железной дороге довезли до станции Карелино. По свидетельству очевидцев, монахов обвиняли в контрреволюционной деятельности, предлагали в обмен на свободу публично, перед пассажирами, отречься от Христа. Преподобномученики отказались и были расстреляны 30 октября близ станции Карелино.

Убитых иноков красноармейцы отвезли к находившемуся недалеко болоту и забросали землей. Тела мучеников были найдены после отступления красных войск. 23 ноября 1918 года их перевезли в монастырь. 25 ноября архимандрит Ксенофонт возглавил торжественное отпевание мучеников, которые были похоронены на братском кладбище рядом с церковью во имя святого Неофита.

В 30-х годах храм и кладбище были уничтожены.

Свернуть

Священномученик Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (1891 — 30 октября 1937)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

«Как бы я вас ни любил, — писал архиепископ родным, — но я не для того взял посох, чтобы его оставить». Рассказ о священномученике Александре слушайте на радио «Вера».

Иконы Божией Матери

«Избавительница»

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

Икона Божией Матери «Избавительница» до 1889 года, когда она была принесена в Ново-Афонский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон в русском Пантелеимоновом монастыре.

Читать об иконе

Святая икона прославилась чудесами с 1841 года, когда греческая провинция стала страдать от нашествия саранчи, а по молитве Богородице перед Ее образом насекомые оставили местность. Мама умирающего мальчика молилась перед чудотворной иконой, и ребенок был возвращен к жизни. За два последующих года святая икона прославилась исцелениями бесноватых и болящих.

Хранитель иконы, старец Мартиниан, несмотря на множество желающих помолиться перед образом, перенес его в монастырь святого великомученика Пантелеимона на Афоне.

В 1889 году икона Божией Матери «Избавительница» была принесена в дар в Россию для открытого на Кавказе Ново-Афонского монастыря, чтобы она «проливала чудодейственный свет на людей русских православных». Когда в этой обители впервые было совершено празднование в честь иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.

Празднование иконе «Избавительница» установлено 17 октября в воспоминание спасения семьи Александра III во время железнодорожного крушения под станцией Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги. Менее чем за месяц до этого происшествия семейство государя посетило Ново-Афонскую обитель, где Александр III заложил собор во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона.

В этом соборе вплоть до разорения монастыря в 1924 году пребывала чудотворная икона Божией Матери «Избавительница».

Свернуть

«Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

Икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», принесена в Николаевский Пешношский монастырь Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святую икону оставил в своей келлии. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.

Читать об иконе

Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы во время трудных обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой». Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его.

Благочестивый капитан рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма.

Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления.

Ещё более образ прославился в 1888 году, так как день чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда был 17 октября — днём праздника иконы. Вернувшись в столицу, император Александр III повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» во всех храмах России. Для тех церквей, где такой образ отсутствовал, срочно изготовили списки с него.

В предреволюционный период образ помещается в Покровском монастырском храме, близ мощей преподобного Мефодия Пешношского. После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1920-х годах первоначальный образ был утрачен.

В новейшее время для возрождённой обители мастерами Троице-Сергиевой Лавры был создан новый список. Его поставили в Никольском соборе монастыря, и он также прославился чудесами. Так, в воскресенье 17 марта 2019 года, в Неделю Торжества Православия, во время Божественной литургии произошло обильное мироточение чтимой иконы.

Свернуть

Особенности православного богослужения

В предыдущем выпуске мы остановились на пояснениях к происходящему во время Вечернего входа. Сегодня мы продолжим разбирать слова и действия Всенощной.

Сразу после Вечернего входа звучит удивительное по красоте песнопение «Свете тихий»:

Свете тихий святыя славы, / Безсмертнаго, Отца Небеснаго, / Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. / Пришедше на запад солнца, / видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена / пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй, / темже мiр Тя славит.

Подробнее об этом знаменитом песнопении читайте в нашем материале.

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом проследования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 5 — 15

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так чтоони видя не видят и слыша не разумеют. 11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Комментирует священник Антоний Борисов

Апостольское чтение:

Послание к Галатам, глава 1, стихи 11 — 19

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. 13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. 15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий


У нас с вами есть возможность прийти в храм на литургию в воскресный день. И этот факт напоминает нам о главном деле в нашей жизни. Все мы можем помочь в нынешней непростой ситуации. А важнейший труд христианской души — соборная церковная молитва.

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (14 голосов, средняя: 4,93 из 5)
Загрузка...
28 октября 2022
Поделиться:

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь