Зачем канон Андрея Критского напоминает нам, какие мы плохие?

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — уникальное произведение, ежегодно читаемое в храмах в первые четыре дня Великого поста и полностью — в среду вечером пятой великопостной недели. В нем преподобный Андрей не только делится с нами своими глубокими размышлениями о человеческой греховности, но и указывает путь к духовному возрождению через покаяние.

Священник Евгений МУРЗИН

редактор направления «Вера»

История создания и авторство

Святитель Андрей Критский, живший в VII–VIII веках, был выдающимся богословом и гимнографом. Он написал Великий канон в преклонном возрасте, отразив в нем свои духовные переживания и покаянные размышления. Первоначально канон не предназначался для общецерковного употребления, однако со временем стал неотъемлемой частью великопостного богослужения и получил название Великого, каким он является как по глубине смыслов, богатству и красоте содержания, так и по объему.

Вот что говорится об этом названии в СинаксареСинаксарь — сборник текстов святых отцов и некоторых церковных преданий, по уставу предназначенных для чтения на утрени. — Прим. авт.: «Можно сказать, что канон сей называют Великим по самим [заключенным в нем] мыслям и воспоминаниям своим, ибо плодовит создатель его, прекрасно их сочетавший. И потому еще Великим именуется, что сравнительно с другими канонами, содержащими по тридцать или немногим более тропарей, сей достигает двухсот пятидесяти, и каждый из них неизреченную сладость источает».

Структура канона

Канон состоит из 250 тропарей, в которых автор обращается к своей душе, призывая ее к покаянию. Текст насыщен библейскими образами и аллюзиями, начиная от грехопадения Адама и Евы до событий Нового Завета. Каждый тропарь завершается припевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», что подчеркивает покаянный характер произведения.

Богослужебное использование

Великий канон читается дважды в течение Великого поста. В первые четыре дня поста он разделяется на части и читается на великом повечерии, а полностью — в среду вечером пятой недели, на так называемом Стоянии Марии Египетской. Во время чтения канона верующие держат зажженные свечи, что символизирует духовное бодрствование в молитве к Богу.

Читайте также:

Службы Великого поста в 2025 году

Чтение канона на первой неделе Великого поста связано с его особой строгостью и призывом к глубокому покаянию. Современному человеку, привыкшему к быстрому потреблению информации, может быть сложно воспринимать длительные богослужебные тексты. Однако именно через такое утомительное стояние он учится пребывать в настоящем моменте, сосредоточиваться на своем внутреннем мире и глубже осознавать свою духовную жизнь.

Смысл и содержание канона

В каноне Андрея Критского часто упоминаются ветхозаветные сюжеты, что помогает нам почувствовать связь с библейскими персонажами и осознать, что их истории — это отражение наших собственных духовных состояний. Тем самым канон способствует преодолению отчуждения между людьми и Богом, напоминая, что каждый из нас является частью единого человечества.

Вспоминая о грехах библейских персонажей и сокрушаясь о своих собственных прегрешениях, Андрей Критский не только подробно раскрывает тему падения человека, но и напоминает о его изначальной красоте и достоинстве. Задача канона не в том, чтобы в очередной раз напомнить, какие мы плохие. Скорее он призван встряхнуть нас и показать, каких духовных высот и блаженства может достичь человек. Ведь осознание собственных грехов должно не повергать нас в состояние уныния, а мотивировать к изменению жизни. Автор канона подчеркивает, что трагедия человека заключается в утрате первозданного образа, и зовет вернуться к нему через покаяние.

Это глубокое духовное состояние, в котором покаяние и слезы о грехах приводят не к отчаянию, а к внутренней радости и утешению от осознания Божьей любви и милосердия, другой христианский подвижник, преподобный Иоанн Лествичник называет «радостотворным плачем». В седьмой ступени своей знаменитой книги «Лествица» он пишет о плаче покаяния, который не просто выражает скорбь о грехах, но становится средством обретения благодати и близости к Богу.  Этот плач не мрачное уныние, а благодатное сокрушение сердца, которое рождает радость, потому что через него человек вновь обретает надежду на спасение. Лествичник называет его «благодатным даром», «вторым крещением» и «очищением души». Радостотворный плач предохраняет человека от двух крайностей: уныния и отчаяния («Я слишком грешен, мне нет прощения») и ложного самооправдания («Грехи не важны, Бог и так простит»).

Читайте также:

10 непонятных цитат из Великого канона Андрея Критского

Таким образом, Великий покаянный канон Андрея Критского побуждает нас вспомнить об изначальном достоинстве человека и начать движение к духовному возрождению через покаяние и молитву. Он создает атмосферу радостнотворного плача, помогая нам через осознание своей греховности не впасть в отчаяние, а найти утешение в Боге, ведет к обретению подлинной духовной радости, основанной на реальном переживании Божьего милосердия.

0
30
Сохранить
Поделиться: