Младшим современником Амоса (о нем мы говорили в прошлый раз) был пророк Осия, который тоже проповедовал в Северном (Израильском) царстве. Оно к тому времени уже попало в сферу влияния ассирийцев, его история клонилась к закату, но было еще время, чтобы предупредить народ об опасности и позволить им изменить свое будущее.

Но слов, видимо, было уже недостаточно. Осия не просто говорит — он действует. И что же, как мы могли бы ожидать, он ниспровергает языческих идолов, борется за политическую власть, чтобы железной рукой загнать свой народ к счастью? Нет. Пророк никогда и никого ни к чему не принуждает — он возвещает людям то, что хочет им сказать Бог, и оставляет каждого делать собственный выбор. Ценой бывает собственное спокойствие и даже жизнь пророка — и Осия по велению свыше делает нечто неслыханное, скандальное, нечто такое, что наверняка не останется незамеченным.

Пророк Осия

Он берет в жены блудницу, распутную женщину — и при этом заботится о ней, хранит ей верность. Он даже дает рожденным ей детям странные имена: мальчик Ло-Амми, что значит «не мой народ», девочка Ло-Рухама, то есть «не помилованная». Зачем всё это? Господь говорит Осии: «Ступай, по-прежнему люби ту женщину — любовницу другого, прелюбодейку, как любит Господь сынов Израиля, а они глядят на чужих богов». И всё, что рождается от такого блуда, не похоже на народ Божий, и не вправе ждать милости от Него.

Но семейная жизнь Осии — всего лишь подобие, всего лишь иллюстрация чего-то гораздо более значительного. Союз Бога с Его народом подобен союзу мужа и жены. Но народ изменил своему Богу, он живет, как считает нужным, и поклоняется при этом языческим божествам. А от своего Бога думает откупиться жертвоприношениями — так ведут себя и в Северном царстве (его еще иногда называли Ефремом, по имени самого большого племени), и в Южном, Иудейском. «Что Мне делать с тобой, Ефрем? Что Мне делать с тобой, Иуда? Верность ваша — как утреннее облачко, как роса, что тает на заре... Я требую верности, а не жертвы, познание Бога — выше всесожжений!»

Вновь и вновь звучат слова о том, что никакое познание Бога невозможно без соблюдения элементарных законов человеческого общежития, без социальной справедливости, без милости к слабому. Язычество израильтян, их неверность Богу — не только в том, что они приносят жертвы идолам, но и в том, что они не почитают образа Божьего в своем ближнем. «Слушайте Слово Господне, сыны Израиля: у Господа тяжба с народом этой земли; нет ни милости, ни истины, ни богопознания в этой земле! Проклятия и обман, убийство, воровство и блуд — вот что в ней процвело».

Но как бы ни были суровы пророческие обличения, пророк всегда дает и надежду. Смысл не в том, чтобы рассказать людям, какие они плохие, а в том, чтобы сделать их лучше — и однажды всё обязательно изменится, уверен пророк. «И будет в тот день — пророчество Господа! — ты назовешь меня мужем, и не будешь больше звать господином... Я в тот день заключу для вас завет со зверями полевыми, небесными птицами, с живностью ползучей, с мечом и луком — прогоню войну от этой земли, и дам вам почивать безопасно. Обручусь тогда с тобой навек, обручусь с тобой в праведности и справедливости, в милости и милосердии, обручусь с тобой в верности — и познаешь ты Господа».

0
4
Сохранить
Поделиться: