В Ветхом Завете сказано, что накануне Своего пришествия Господь пошлет к людям пламенного проповедника – пророка Илию. А Евангелие говорит, что «в духе Илии» уже приходил Иоанн Предтеча. Значит, самого пророка Илию нам уже не ждать?

Пророчество о явлении на землю Илии содержится в заключительных строках книги пророка Малахии, жившего примерно за 400 лет до Христа. От лица Господа Малахия возвещает: Пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал 4:5-6).

Вроде бы, всё ясно: Бог пришлет на землю пророка Илию…

Но часто считают, что на самом деле здесь имеется в виду Иоанн Предтеча. Ведь это именно о нем, причем очень похожими словами, говорил некогда Архангел Гавриил: Предъидет пред Ним (Христом. – Прим. ред.) в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк 1:17). Да и Сам Христос однажды разрешил недоумение учеников: Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде [Тебя]? – довольно двусмысленным образом: Правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Из этих слов Христа ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф 17:10-13).

Загадки Библии: Пророк Илия уже приходил на землю?
Образ Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» с житием, конец XVII в., из Успенского собора в Ярославле. Хранится в Государственной Третьяковской галерее

Однако обратим внимание на слова пророка Малахии: пред наступлением дня Господня, великого и страшного. Если бы он пророчествовал об Иоанне, то под «днем Господним», очевидно, разумел бы события, описанные в Евангелии.

А было ли пришествие в мир Господа Иисуса Христа две тысячи лет назад «великим и страшным»?

Сам Христос говорил о Себе совсем другими словами – словами пророка Исайи: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,проповедывать лето Господне благоприятное (Ис 61:1-2).

Это пророчество о Божественной милости и любви, а вовсе не о чем-то великом и ужасном. И именно оно, по слову Господа, исполнилось «ныне», с Его явлением в мир (ср.: Лк 4:17-21). Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него, говорится в другом месте Священного Писания (Ин 3:17).

А «День Господень, великий и страшный», все святые отцы, толковавшие Библию, единодушно относили ко времени Второго Пришествия Христа, которое станет финалом человеческой истории и временем Суда. Вот как говорит об этом Сам Господь через пророка Иоиля:

День Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он <…> Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень… – день тьмы и мрака, день облачный и туманный <…> Солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? (Иоил 1:15, 2:1-3, 10-11).

Вот о каком дне явится возвестить пророк Илия.

То есть Иоанн Предтеча и Илия – вестники разных событий?

Именно. Иоанн Предтеча, которого Сам Христос назвал величайшим из пророков, рожденных женами (Лк 7:28), возвещал «в духе и силе Илии» Первое Пришествие Господа – пришествие спасительное, милующее и исцеляющее. А пылающий ревностью о Боге пророк Илия, по слову которого Господь низвергал огонь на головы грешников (4 Цар 1:9-12), явится возвестить о Его Втором Пришествии, о Судном дне.

Святитель Иоанн Златоуст рассуждает: «Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем <…> Пророки… говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею – не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его … Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения».

А в чем было сходство их служения?

Почти во всем, говорит Златоуст: «Тот жил в горах, и этот проводил время в пустыне; того питали вороны, и этот ел акридыАкриды – согласно разным толкованиям, либо особый съедобный вид саранчи, либо стручки рожкового дерева. – Прим. ред.; тот облекался в милотьРазновидность верхней одежды, получалась из выделанной шкуры, надеваемой мехом наружу. – Прим. ред., и этот в верблюжью шкуру; тот был суров и обличитель, и этот равным образом; тот обличал Ахава, царя иудейского, и Иезавель, жену его: ты, говорит он, развращающий Израиля, и дом отца твоего (3 Цар 18:18), – и Иоанн обличал Ирода и Иродиаду: не дóлжно тебе иметь жену брата твоего (Мк 6:18)».

Когда Архангел говорил священнику Захарии, что его сын Иоанн будет действовать в духе и силе Илии, он имел в виду, что тот станет проповедовать среди евреев «с такой же ревностью о Боге и силой… с какой некогда действовал среди своих современников величайший пророк Илия», добавляет известный толкователь Библии конца XIX – начала XX века профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин.

Загадки Библии: Пророк Илия уже приходил на землю?
Огненное восхождение пророка Илии, начало XVII в. Музей икон, Реклингхаузен

Но проповедь Иоанна никак не «отменяет» пророчества о явлении в конце времен пророка Илии. Кстати, пророк Малахия говорит и об Иоанне Предтече, но – отдельно от Илии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете (Мал 3:1). И именно это место цитирует Господь Иисус Христос, беседуя с народом об Иоанне (Мф 11:10).

Почему так важно, приходил Илия или еще нет?

Этот вопрос беспокоил еще учеников Христа. Он родился у них с подачи книжников – иудейских знатоков и толкователей Писания, многие из которых смотрели на Христа как на самозванца и пытались уличить Его в обмане. Книжники долго допытывались у Иоанна, не Илия ли он (или, может быть, какой-то иной пророк? или Сам Мессия?). А, получив отрицательный ответ, сделали вывод: раз Иоанн не Илия, значит, и Иисус не Мессия. «Если Илия не приходил, то, согласно Писанию, не совершилось еще и пришествие Спасителя», – объяснял логику их рассуждения блаженный Иероним Стридонский.

Ошибка их была связана с совершенно ложным представлением о Спасителе, распространенным в те времена среди иудеев. Считалось, что Он явится как политический лидер, как новый царь Давид, что Он избавит иудейский народ от власти римлян, вернет иудеям государственную независимость и былую силу. Считалось, что Спаситель сразу явится как триумфатор, а пророк Илия возвестит суд для всех врагов Иудеи…

И лишь немногие в те годы помнили потрясающие слова пророка Исайи о всеми презираемом Праведнике, Который взял на Себя наши немощи и понес наши болезни … и ранами Его мы исцелились (Ис 53:3, 5). А в действительности именно это и случилось.

Истинный Мессия пришел пострадать и искупить Своей смертью грехи всех кающихся грешников – и именно об этом пророчествовал Иоанн Предтеча. А пророк Илия явится некогда с известием о том, что Господь грядет вновь – уже не в уничижении, а в славе. И будет судить всех, кто не принял весть о спасении.

15
1
Сохранить
Поделиться: