Пятое воскресенье по Пасхе называется Неделей о самаряныне — именно ей посвящен евангельский отрывок, который читается на литургии. Рассказ из Священного Писания вдохновляет всех, у кого есть опыт духовного поиска и жажды смысла.
Церковь посвящает воскресенье 30 мая женщине — грешнице, ставшей великой святой после встречи со Спасителем.
Воскресенье, 30 мая 2021 года, о самаряныне
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Cвященного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в последнее воскресенье весны — 30 мая.
Предание сохранило для нас имя святой самаритянки, которая крестилась Фотиной, в западных языках — Клэр, по-русски — Светлана. Не случайно во всех ее именах звучит и сияет свет. После удивительной встречи у колодца со Спасителем, глубокого покаяния Фотина с младшим сыном Иосией проповедовала не только в родной Самарии, но и в Африке, и в Италии. Старший сын Виктор был воеводой в войске Нерона, но не уничтожал христиан, а стал их покровителем и проповедником. Семья Фотины отказалась отречься от Господа или тайно исповедовать свою веру. Тогда ее с сыновьями и сестрами пытали, посадили в тюрьму. Но и в темнице она продолжала рассказ о Христе. Чудеса перед смертью ее святого семейства многих привели к вере. С Фотины содрали кожу, бросили в колодец, затем вытащили и опять заключили в темницу. Через 20 дней Нерон снова призвал ее и требовал принести жертвы идолам. Святая плюнула императору в лицо: «Нечестивейший слепец, заблуждший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!» Нерон снова бросил ее в колодец, где мученица предала дух Господу.
Подробнее о значении евангельских событий с самаритянкой читайте в наших материалах:
• История встречи Христа и самарянки: как зло может быть обращено в добро
• Фотина из супермаркета, или Как говорить о Боге девушке с пирсингом? — Отец Иоанн Мозес, Харрисонберг, штат Вирджиния, США (Русская Православная Церковь Заграницей)
• О самарянке. Простодушная — Валерия Михайлова (Посашко)
Тропарь Недели о самаряныне
Све́тлую воскpесе́ния пpо́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пpа́деднее осужде́ние отве́pгша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испpове́pжеся смеpть,/ воскpе́се Хpисто́с Бог,// да́pуяй ми́pови ве́лию ми́лость.
Кондак Недели о самаряныне
Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня,/ ви́дя Тя прему́дрости во́ду,/ е́юже напои́шася оби́льно,// Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.
День памяти святых
Апостол от 70-ти Андроник и святая Иуния (Юния) (I)
Краткое житие родственников апостола Павла, предвосхитивших труды просветителей славян братьев Кирилла и Мефодия, слушайте на радио «Вера».
Мученики Солохон, Памфамир и Памфалон (284–305)
Повесть о подвиге воинов, не предавших веру во Христа до смерти, слушайте на радио «Вера».
Святитель Стефан, патриарх Константинопольский (893)
Младший сын императора и брат патриарха принял сан, прожил добродетельную жизнь, соблюдая все заповеди, мирно скончался и был погребен в Сикеллийском монастяре.
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, княгиня Московская (1407)
Небольшой рассказ о супруге Дмитрия Донского, воспитавшей 5-х сыновей и носившей вериги после смерти мужа, слушайте на радио «Вера».
Обретение мощей преподобномученика Адриана Ондрусовского (XVI век)
Богатый дворянин, встретивший на охоте преподобного Александра Свирского, не только изменил свою жизнь и принял постриг, но творил чудеса при жизни. Погиб он от рук разбойников, о чем стало известно только через 2 года после смерти после его явления старцам. Мощи его были обретены в болоте и перенесены в храм.
Особенности богослужения
Единственная молитва, которой Спаситель научил своих учеников, как мы знаем из Евангелия от Матфея (глава 6) — это «Отче наш». Именно ее поют всем храмом в конце Литургии перед Причастием. Почему существует традиция петь «Отче наш» всеми прихожанами, а не только хором? Потому что таким образом в Церкви выражается вера в Бога как нашего любящего Отца.
Узнать больше о важнейшей молитве христиан поможет статья Александра Ткаченко «Отче наш: 10 вопросов о главной христианской молитве».
Отличить лжемолитву от настоящей помогут 12 правил священника Павла Великанова в материале «Как правильно и как неправильно молиться?»
Традиции праздника:
Церковное Предание сохранило в молитве ко святой Фотине свидетельство о ее способности врачевать лихорадку. Из жития мы знаем, что святая исцелила воеводу Севастиана от «лютой болезни». Скорее всего речь идет о воспалительном процессе в организме и высокой температуре. И в этом состоянии без воды не справиться. Колодец — это и место встречи самаритянки со Спасителем, и место ее казни, и исцеляющий Источник воды живой.
Во многих храмах после литургии сегодня служат краткий молебен святой Фотине, в котором обракщаются к самаритянке в таких словах:
Молитва святой мученице Фотине
О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.
Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5 — 42
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: "чего Ты требуешь?" или: "о чем говоришь с нею?" 28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30 Они вышли из города и пошли к Нему. 31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37 ибо в этом случае справедливо изречение: "один сеет, а другой жнет". 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Комментарий священника Стефана (Домусчи)
Апостольское чтение:
Деяния святых апостолов, глава 11, стихи 19 — 26, 29 — 30
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. 26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Комментарий священника Дмитрия (Барицкого)
Жизнь евангельской самаритянки — пример возрождения грешной души, готовой к решительной перемене в жизни, к покаянию. Фотину презирали, а Господь выслушал и пожалел. Именно об этом говорит нам Церковь: Спаситель принимает любого, кто идет к Нему искренне. «Как хорошо ты сказала, что у тебя нет мужа — поистине ты правду сказала!..» — Спаситель выделяет способность грешницы посмотреть на свою жизнь честно.
Сегодня мы вспоминаем пробуждение самаряныни, необходимое всем христианам не раз в жизни, а постоянно, ежедневно. Если регулярно делать шаг навстречу Богу, то откроется источник воды, текущей в жизнь вечную. Самарянка чувствовала свою греховность, именно поэтому встреча с Господом оказалась возможной.
Но духовная жизнь не бывает без испытаний и трудностей. Не стоит надеяться на свои силы — без Источника живой воды невозможно совершать по-настоящему добрые дела: не хватит энергии любви, и вскоре наступит выгорание. Именно этому мы учимся у самарянки — светить не своим светом, а являть евангельский свет в нашем мире. Помнить о Боге и обращаться к Нему не только приходя в храм, но и дома, во всякий миг своей жизни — даже за бытовыми занятиями. Оставаться открытыми к Его слову, отказываться от грехов, просвещаться Его светом... и менять свою жизнь.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!