Великий пост 2020 года запомнится многим новым отношением к возможности прийти на богослужение. Легко привыкнуть, особенно городским жителям, к большому выбору храмов и их доступности. Но введение властями некоторых ограничений вдруг открывает значение Таинств, а потребность участия в них, переосмысление жизненных ценностей – становятся насущной необходимостью. 

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь нашим читателям ориентироваться в происходящем в православном храме

29 марта 2020 года, в четвертое воскресенье Великого поста, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, автора уникальной книги, полезной не только инокам, но и мирянам. «Лествица» – это актуальное и доступное руководство по сложному пути освобождения человека от страстей. Она может показаться современному читателю тяжеловесной (перевод старый), но она стоит того, чтобы преодолеть трудности при ее чтении. 


Воскресенье, 29 марта 2020 года

Основной акцент Великого поста – борьба человека со злом внутри себя, со своими страстями, зависимостями и вредными привычками. Много веков Церковь отмечает память преподобного Иоанна Лествичника (+ 649 г.) в середине Великого поста, чтобы напомнить верующим об удивительном и доступном духовном опыте, актуальном для всех, ищущих спасения. «Лествица» святого Иоанна – это книга о преображении души, стремящейся к Богу по лестнице из тридцати глав (ступеней добродетелей), по числу лет жизни Спасителя до начала Его служения. 

О чем эта книга? Она о том, как стать ближе к Богу, борясь со страстями и достигая добродетелей. «Лествица» помогает правильно расставлять в жизни приоритеты и учит сосредотачиваться на своей внутренней жизни и своих отношениях с Богом. 

Точное происхождение преподобного Иоанна Лествичника неизвестно, но существует предание, что он был сыном святых Ксенофонта и Марии и успел получить образование до того, как пришел в монастырь на Синае в 16 лет. Всю свою жизнь преподобный провел в монастыре на территории современного Египта – на святой горе, на которой пророк Моисей когда-то получил от Бога Десять заповедей. 19 лет он находился в послушании у старца Мартирия, и около 40 лет провел в подвиге безмолвия и одиночества. Игуменом он стал лишь в конце жизни, и тогда же к нему с просьбой поделиться духовным опытом обратился игумен соседнего монастыря. Так была написана «Лествица».

О святом Иоанне Лествичнике  и «Лествице» читайте в наших материалах:

«Лествица»: зачем мирянам читать текст для монахов-аскетов?, – размышляет протоиерей Андрей Кордочкин

Изречения и афоризмы преподобного Иоанна Лествичника

Краткое житие преп.Иоанна Лествичника для детей (рисунки Наталии Кондратовой)

Архиепископ Якутский и Ленский Роман о святом Иоанне Лесвичнике и лестнице приоритетов

Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому:

Пусты́нный жи́тель и в телеси́ А́нгел/ и чудотво́рец яви́лся еси́, богоно́се о́тче наш Иоа́нне,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Житель пустыни – ты и Ангел во плоти, и чудотворцем стал, Богоносный отец наш, Иоанн. Постом, бдением, молитвой приняв Небесные дарования, исцеляешь больных и души приходящих к тебе с верой. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеление.

Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому:

На высоте́ Госпо́дь воздержа́ния и́стинна тя положи́,/ я́коже звезду́ неле́стную, световодя́щую концы́,// наста́вниче Иоа́нне, о́тче наш.

Перевод: На высоте воздержания Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, как истинную неподвижную звезду, к свету ведущую концы земли.


29 марта – день памяти святых:

Апостол от 70-ти Аристову́л, епископ Вританийский (Британский) (I)

Он родился на Кипре. Вместе со своим братом, святым апостолом из 70-ти Варнавой, сопровождал святого апостола Павла в его путешествиях. Святой Аристовул упоминается в Послании апостола Павла к Римлянам (Рим.16,10). Апостол Павел поставил святого Аристовула во епископа и послал его на проповедь Евангелия в Британию, где он многих обратил ко Христу, за что претерпел гонения со стороны язычников. Скончался святой Аристовул в Британии.

Священномученик Александр I, папа Римский (119)

Священномученик Александр занимал папский престол в течение 10 лет. По преданию, именно Александр I ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой. Он был заживо сожжен 3 мая 119 года по повелению императора Адриана. 

Мученик Савин Ермопольский (Египетский) (287)

Святой правил египетским городом Гермополем. Во время гонений при императоре Диоклитиане (284–305) он оставил дом и богатства и вместе с христианами скрылся в отдаленной деревне. Это место открыл за две золотые монеты нищий, которому святой Савин помогал деньгами и кормил. Вместе с шестью другими христианами Савин был схвачен, но отказался принести жертвы идолам. После истязаний их всех утопили в Ниле.

Священномученики Трофи́м и Фа́л, пресвитеры Лаодикийские (ок. 300)

Родные братья-священники служили в Лаодикии в Карии. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане их взяли под стражу. Правитель Асклипиодот велел побить их камнями, но камни летели назад и поражали тех, кто их бросал. После второго допроса святых приговорили к распятию. Идя на казнь, они прославляли Бога за то, что сподобились, как и Спаситель, крестной смерти и продолжали свою проповедь, вися на крестах. Их мужественная мать стояла рядом. Когда мученики предали свой дух Богу, тюремный страж рассказал, что видел души святых, возносившиеся на небо в сопровождении трех ангелов. Народ всю ночь не отходил от тел святых мучеников. Утром на место казни пришла жена мучителя Асклипиодота с благовониями и драгоценным покровом: ночью она видела во сне святых мучеников и ангелов, посланных для наказания ее мужа. Мать мучеников и христиане Зосима и Артемий похоронили святых братьев в их родном городе Стратонике. Правитель Асклипиодот вскоре заболел и умер ужасной смертью.

Мученик Папа Ларандский (305–311)

Мученик Папа жил в городе Ларанде (Малая Азия). Его судили и пытали за веру во Христа в родном городе, затем в двух других. Святой Папа прошел длинный путь в сапогах с железными гвоздями и умер, привязанный к бесплодному дереву, которое начало плодоносить.

Мученик Иулиан Аназарвский (Тарсийский) (IV)

Родился в Аназарве (Киликия) в семье сенатора-язычника, после смерти которого мать-христианка переехала в Тарс, где воспитала сына в вере. Пострадал за Христа в Антиохии Сирийской при императоре Максимиане Галерии. За отказ принести жертву языческим богам его год мучили и водили по городам Киликии, а затем зашили в мешок со змеями и скорпионами и утопили в море. Вынесенное на берег недалеко от Александрии тело мученика было найдено и перенесено в храм. Спустя столетие при Иоанне Златоусте мощи его прославились чудесами. 

Святитель Серапио́н, архиепископ Новгородский (1516) 

Родился в подмосковном селе Пехорке и с юных лет стремился к иночеству, но по воле родителей вступил в брак, принял священство. Через год овдовел и принял постриг в Дубенском Успенском монастыре, где избран настоятелем. В поиске более строгой жизни перешел в Троице-Сергиеву Лавру, где в 1495 году стал игуменом. Пользовался уважением великого князя Иоанна Васильевича, который по его ходатайству помиловал троих боярынь, осужденных на сожжение за колдовство. На Соборе 1504 года отстаивал церковные и монастырские имения как средство благотворительности. В 1506 году хиротонисан в архиепископа Новгородского, где по его молитвам произошли многие чудеса во время мора и пожара, но через три года князь лишил его кафедры и сослал в Андроников монастырь в Москву. Причина – распря между князем, преподобным Иосифом Волоцким и святителем. Освобожденный от заточения в 1511 году переселяется в Троице-Сергиеву Лавру, в том же году примирился с митрополитом Симоном, Иосифом Волоцким и великим князем. Приняв схиму, святитель мирно скончался 16 марта 1516 г. Нетленные мощи его были обретены 7 апреля 1517 г. и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате (бывшая келия преподобного Сергия Радонежского) у Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Господь прославил своего угодника даром чудотворения как при жизни, так и по смерти: в 1608 г., во время осады Лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, пришедшего в храм помолиться о своей обители.

Молитва святителю Серапиону, архиепископу Новгородскому

О, вели́кий святи́телю Бо́жий о́тче Серапио́не! Вонми́ мое́й сла́бой моли́тве, и предста́ни за мя, гре́шнаго и убо́гаго, пред Го́сподем, и испроси́ твои́ми усе́рдными моли́твами мно́жеству грехо́в мои́х проще́ние, да, получи́в по́мощь твою́, поживу́ во исправле́ние жития́ моего́. Ты, я́ко испо́лненный живо́ю струе́ю от Приснотеку́щаго Исто́чника воды́ живота́ ве́чнаго – Христа́ Иису́са, ороси́ се́рдце мое́ и возбуди́ жела́ние любви́ моея́ ко Го́споду, да путь маловре́меннаго жития́ поживу́ в поуче́нии за́поведем Его́ и в покая́нии серде́чнем. И, охраня́емь твои́ми те́плыми за мя моли́твами, улучу́ от благосе́рдаго Спа́са Го́спода на́шего Иису́са Христа́ благовре́менную в ну́ждах по́мощь и непосты́дный христиа́нский коне́ц живота́ моего́, прославля́я Его́ со все́ми, от ве́ка благоугоди́вшими Ему́, во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Особенности богослужения: 

29 марта в храмах служат литургию Василия Великого, поскольку в течение Великого поста богослужебный устав предписывает многие изменения, цель которых – помочь настроиться на покаяние и подготовиться к встрече Воскресения Христова.  

Как готовились к главному таинству раньше и что происходит в алтаре в самый важный момент литургии? Какие слова поет хор от нашего имени, благодаря Бога после причастия? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пятый выпуск цикла «Литургия»: «Беседы о литургии. Часть 5. Дар Божий».

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, благословения священника будут понятнее, если следить за текстом последования литургии или же изучить его накануне.

Чтение Евангелия: 

Евангелие от Марка, глава 9 стихи с 17 по 31 

Читать отрывок
Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
Свернуть

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий 

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Евангелие от Матфея, глава 4, стих 25 – глава 5, стих 12

Читать отрывок

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Свернуть

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 11 – 18

Читать отывок

А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! – что значит: Учитель!
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

Свернуть

Апостольское чтение: 

Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 6, стих 13 – 20

Читать отрывок

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду ...

Свернуть

Чтение и комментарий на радио «Вера»

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, глава 5, стих 8 – 19

Читать отрывок

Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света,
потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
Испытывайте, что́ благоугодно Богу,
и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
дорожа временем, потому что дни лукавы.
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

Свернуть

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Комментирует священник Дмитрий Барицкий


Духовное сокровище нашей Церкви – «Лествица» святого Иоанна – может помочь достичь Неба на земле, выбраться из глубин греха и подняться до вершин Любви. Память и личность преподобного Иоанна Лествичника актуальны для нас сейчас, в середине Великого поста, потому что милость и благодать Божия призывает любого, самого простого человека к святости. И как ни трудно в это поверить нам, жителям XXI века, но любой из нас может стать святым. Важно начать этот путь, понять, что значит плач о своих грехах, с которого начинается путь к Богу на первой ступеньке «Лествицы».  

2
0
Сохранить
Поделиться: