Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 27 сентября.
Воскресенье, 27 сентября 2020 года, Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Креста Господня — это один из двенадцати (двунадесятых) важнейших праздников церковного года. Его называют Господским, поскольку он посвящен Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. И неподвижным, потому что он всегда отмечается 27 сентября по новому стилю.
В начале недели Церковь вспоминала Рождество Богоматери, которое стало преддверием Воплощения Спасителя. Праздник Воздвижения Креста напоминает о будущей Жертве, которую приносит Христос за всех нас. Именно поэтому Крестовоздвижение также стоит в начале годового круга богослужений.
Происхождение праздника связано с завершением четырех веков гонений на христиан. Первый уверовавший во Христа император Константин Великий приказал начать раскопки на месте Гроба Господня. Для этого пришлось снести капище Венеры, в начале II века сооруженное императором Адрианом. Предание связывает обретение Креста именно с равноапостольной Еленой, матерью императора Константина. Обретенный Крест перед народом воздвгли, то есть подняли.
13 сентября 335 года в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова, построенный на средства Константина Великого на месте обретения Животворящего Креста. В честь этого события праздник Воздвижения перенесли с предпасхальных дней на 14 сентября - 27 сентября по новому стилю. Второе историческое событие, лежащее в основе праздника, — возвращение Креста из Персии в VII веке греческим императором Ираклием.
Крестовоздвижение — всегда день постный.
Подробнее о Воздвижении Креста Господня читайте в наших материалах:
• Крест: главный символ христианства
• Иконографика праздника Крестовоздвижения
• Когда христиане взяли свой крест?
Тропарь Воздвижения Креста Господня:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.
Кондак Воздвижения Креста Господня:
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.
День памяти святых 27 сентября
Преставление Святителя Иоанна Златоуста (407)
ИКОНА
Рассказ о святителе Иоанне в 4х небольших частях слушайте на радио «Вера».
Собор Алтайских святых
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году был утвержден Собор Алтайских святых с днем празднования в первое воскресение после 20 сентября. Среди них святые, по рождению, место служения или мучинеческой кончины связанные с землей Алтая. Церковь чтит память в соборе алтайских святых святителя Макария (Невского), митрополита Московского, Алтайского (1847) и новомучников, пострадавших во время советских гонений на Церковь. Среди них священномученики епископ Барнаульский Иаков (Маскаев), епископ Белевский Никита (Прибытков), протоиерей Петр Гаврилов и священники Иоанн Можирин, Мирон Ржепик. Преподобномученики (то есть монахи) Киприан (Нелидов) и Феодор (Никитин).
Икона Божией Матери Леснинская (1683)
В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в 1683 году произошло чудесное обретение иконы. Пастух Александр Стельмашук из села Лесны Гродненской губернии, отыскивая заблудившихся коров в чаще леса, увидел в ветвях грушевого дерева образ Божией Матери, излучавший яркий свет. Икону принесли в ближайшую православную церковь недалеко от села Лесны.
Католическое духовенство решило использовать икону и силой отняли чудотворный образ у жителей Буковичей в 1686 году и поставили его в Леснинском костеле. Через полтора века после участия монахов в польском восстании, монастырь по распоряжению русского правительства был закрыт и обращен в православный приход. В 1886 году здесь была учреждена женская монашеская община, а чудотворная икона помещена в алтарь. От Леснинского образа Пресвятой Богородицы совершалось множество чудотворений. Описания многочисленных исцелений и даже воскрешение младенца впервые опубликованы в 1900 году прот. Николаем Страшевичем.
Леснинская женская обитель была довольно известной в России, ее дважды посещала царская семья. Благотворителем и покровителем монастыря был и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В началом Первой мировой войны более 600 учащихся и учителей и около 500 монашествующих эвакуировались. Так начались странствия образа вместе с монахинями: сначала в Петербург на Леснинское подворье. После Октябрьской революции в Петрограде насельница монастыря монахиня Анастасия составила акафист. Вскоре образ переправили в Кишиневскую епархию, затем в монастырь Хопово в Югославии. После оккупации Югославии фашистами, сестер изгнали в Сербию, а в 1950 году они оказались во Франции и с 1967 года обитель в местечке Провемон, в ста километрах от Парижа. В 1968 году в день празднования Воздвижения Креста Господня и праздник обретения чудотворного образа был освящен монастырский храм.
До недавнего времени икона находилась в специально устроенном деревянном резном киоте. Сохранился убор конца XIX века: серебряный с позолотой и украшенный камнями чеканный оклад закрывает фигуры Богородицы и Христа по контуру, оставляя открытыми лики.
Особенности православного богослужения
Как никогда важно прийти в храм вечером в субботу на всенощную под Крестовоздвижение. Она значительно отличается от обычной воскресной вечерней службы – во время Утрени Священное Писание читают не в центре храма, а в алтаре. И помазание елеем происходит не сразу по завершении Евангельского чтения, а после выноса Креста. Полный чин Воздвижения на всенощной совершают в основном в соборных храмах. В приходских выносят Крест, полагают его на аналое в центре храма с пением тропаря праздника трижды, а после сразу начинается поклонение, и поются стихиры на целование Креста.
Многие верующие семьи стараются привести детей на эту службу, хотя бы и не к самому началу. Удивительным и проникновенным переживанием христианского сердца является завершение всенощной Крестовозвдижения — вынос Креста. В это время в храме звучит тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», а все служащии священники, дьяконы, алтарники торжественно выходят из алтаря, чтобы положить Крест в центр храма на самое почетное место — украшенный цветами аналой. Возглавляющий богослужение священник или епископ выносит Крест из алтаря, держа над непокрытой головой. В это время многие в храме становятся на колени.
На Литургии в день праздника перед чтением отрывка из апостольских посланий поется не Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»), а тропарь Воздвижения Креста («Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». После Литургии обычно все священнослужители выходят на середину храма и трижды кланяются Кресту до земли. Прихожане одновременно с ними или перед Крестом также совершают три земных поклона. Это единственный случай, когда церковный устав благословляет земные поклоны в Господский двунадесятый праздник, в воскресный день, и тем более после причастия Святых Христовых Таин.
Праздник Крестовоздвижения имеет предпразднство и попразднство, он начинается 26 сентября и продолжается до 4 октября. В последний день — отдание праздника — священник уносит Крест с середины храма в алтарь.
Традиции праздника
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35
06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон*, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Первое Послание Апостола Павла к коринфянам, глава 1, стих 18 - 24
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Значительно ближе нас ко времени обретения Животворящего Креста и установления праздника его Воздвижения жил знаменитый автор Великого покаянного канона святитель Андрей Критский. До нас дошли десятки других его сочинений, среди которых «Слово на день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста»:
«...Вышел крест, как невинный из темницы, дабы призвать виновных, – неудержимый узами, дабы освободить связанных, – из темных мест светильник света, дабы (разгнав тьму неведения) разлить свет познания. Итак, по справедливости Церковь, радуясь о кресте Христовом, облекается в свой хитон и, являясь подобно невесте, чествует наступление настоящего дня. По справедливости сие множество людей собралось ныне, дабы узреть явленный ныне крест и поклониться Христу, которого видит возносимым вместе с ним (крестом): ибо он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы его видели. Какой-же это крест? Недавно сокрытый на Голгофе, теперь везде почитаемый. Ему мы празднуем сегодня, ради него собираемся. Он – причина настоящего праздника...»
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!