В неделю по Богоявлении вспоминаем нескольких преподобных: Маркиана Константинопольского, Дометиана Мелитинского и Антипу Валаамского. Также в этот день молимся святым, бывшим друзьями при жизни — Павлу Комельскому и Макарию Писемскому. Память брата и сестры — святителя Григория Нисского и его сестры Феосевии (Феозвы) также совершается 23 января.
В тридцать первое воскресенье по Пятидесятнице Церковь обращается в молитве трем священномученикам, пострадавшим 23 января разных лет ХХ века за веру во Христа: Зиновию Сутормину, Петру Успенскому и митрополиту Одесскому Анатолию (Грисюку).
В первую очередь в церковном календаре воскресный день 23 января выделяется праздником святителя Феофана, Затворника Вышенского.
Воскресенье, 23 января 2022 года, по Богоявлении
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье 23 января.
Мирское имя святителя Феофана Затворника (1815 — 1894), известного богослова и публициста, — Георгий Васильевич Говоров. В полном уединении он провел 22 года: работал в своей библиотеке и выписывал новые журналы и книги — даже из-за границы. С ним был токарный станок, слесарные инструменты, все необходимое для иконописи, фисгармония и скрипка, на которой он учился играть. Любая книга проповедника Феофана представляется современным изданием, поскольку мысли святителя изложены свежо и живо. В годы затвора он создал толкования почти на 13 Посланий апостола Павла, только на последнее Послание — к Евреям — не хватило сил. К 200-летию со дня рождения святителя Феофана Затворника (7 лет назад) в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской области прошли торжества в память о перенесении мощей святителя. Тогда же открыли и освятили памятник известному подвижнику.
Подробнее о святителе Феофане Затворнике читайте в наших материалах:
Тропарь святителю Феофану Затворнику
Пpавославия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышенский подвижниче, святителю Феофане, Богомудpе,/ писаньми твоими слово Божие изъяснил еси/ и всем веpным путь ко спасению указал еси.// Моли Хpиста Бога спастися душам нашим.
Перевод: Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, Вышенский подвижник, святитель Феофан, Богомудрый, писаниями твоими слово Божие объяснил ты и всем верующим путь ко спасению указал. Моли Христа Бога о спасении наших душ.
Кондак святителю Феофану Затворнику
Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ учении твоими многия люди просветил еси,/ со ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.
Перевод: Одноименный с Богоявлением (Феофан однокоренное с греч. Θεοφάνεια — Богоявление), учениями твоими многих людей просветил ты, с ангелами сейчас предстоя Престолу Святой Троицы, моли не переставая обо всех нас.
Молитва святителю Феофану Затворнику
О, святителю отче Феофане, архиереею преславный и предивный затворниче, Божий избраниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
День памяти святых
Святитель Григорий Нисский (после 394)
Исследование важнейших ответов епископа города Ниссы на богословские вопросы и анализ его спорных суждений читайте в нашем материале.
Краткое житие одного из крупнейших богословов нашей Церкви слушайте на радио «Вера».
Блаженная Феосевия (Феозва), диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385)
Краткое житие родной сестры трех святых и диакониссы слушайте на радио «Вера».
Преподобный Маркиан Константинопольский (около 472-474)
Будущий эконом Константинопольской церкви родился в Риме, а учился в Константинополе. Богатое наследство потратил на строение и обновление храмов, сам же отличался нестяжательностью, отказывая себе во всем. Например, он построил и украсил церковь во имя святой мученицы Анастасии и перенес в нее святые мощи мученицы. Построил также церковь святой мученицы Ирины. Сам же не имел двух одежд, так что ему не во что было переодеться в ненастную погоду. При этом исцелял больных, изгонял бесов. Был погребен в монастыре святого Иоанна Предтечи в Константинополе.
Преподобный Дометиан Мелитинский (601)
Дометиан был женат, но рано овдовел и принял монашество. Жил строго и свято, поэтому епископом города Мелитины (Великая Армения) его избрали уже в 30 лет. Не раз он выполнял государственные поручения в Персии для устранения столкновений с греками. Богатые дары, которые он часто получал от любящих его за крепость веры и мудрость, он раздавал на содержание неимущих. Еще при жизни был прославлен от Бога чудесами.
Преподобный Павел Комельский (Обнорский) (1317-1429)
Краткое житие ученика преподобного Сергия, затворника и безмолвника, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Макарий Писемский (XIV)
Преподобного был другом Павла Обнорского, поэтому их память совершается в один день. В описи Павло-Обнорского монастыря 1683 года упоминается образ преподобного Макария и преподобного Павла.
Преподобный Макарий также начал иноческие подвиги в обители преподобного Сергия Радонежского, а затем удалился в густой лес близ речки Письмы (по преданию, недалеко от родного села), где впоследствии основал монастырь и после своей кончины был там погребен. В конце XVIII века сгорела церковь, под которой был устроен деревянный сруб над могилой преподобного Макария. После пожара не было даже пепла — все это место было покрыто росой. Пожелавший вскрыть надгробие за свою дерзость был наказан слепотой. Много других чудес совершал преподобный Макарий. Сегодня мощи святого покоятся под спудом.
Преподобный Антипа Валаамский, Афонский (1816-1882)
Мирское имя святого — Лукиан Александр Георгиевич. Он родился в Молдавии, несколько лет провел на Афоне, где принял схиму, и затем священство. С 1965 прозорливый старец и молитвенник служил на Валааме.
В 1960-х годах могила преподобного была вскрыта местными жителями: драгоценности не нашли, а надгробную плиту оставили сдвинутой в сторону. Земля на могиле со временем просела, что помогло определить место захоронения при обретении мощей старца в 14 мая 1991 году. От обретенных мощей исходило сильное благоухание.
Румынская Православная Церковь канонизировала преподобного Антипу из Калаподешти в 1992 году как единственного монаха из Румынии, который был причислен к лику святых на Афоне. В Румынии также действует монастырь во имя преподобного Антипы.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Зиновий Сутормин (1920)
В январе 1920 года отец Зиновий приехал вместе с младшими детьми погостить к своему старшему сыну в село Шемонаиху вблизи города Усть-Каменогорска. 23 января 1920 года село было занято отрядом красноармейцев, после чего сразу же начались обыски и аресты. Вместе с другими жителями села был арестован и отец Зиновий. Все арестованные вместе со священником были приговорены к смерти и вывезены за село. Отцу Зиновию отрубили топором голову и погребли в общей безвестной могиле неподалеку от села Шемонаиха.
Зиновий Евстафьевич Сутормин до принятия диаконского сана в 1901 году служил фельдшером в Сибирском казачьем войске. В 1911 году он был рукоположен во священника ко храму в селе Верхуба Змеиногорского уезда Томской губернии и сразу назначен настоятелем. При отце Зиновии была начата постройка нового каменного храма во имя святителя и чудотворца Николая, который был завершен и освящен в 1913 году.
В 1912 году скончалась супруга отца Зиновия, оставив на его попечении пятерых детей. Незадолго до мученической кончины, в 1919 году, один священник попросил правящего архиерея перевести его на более богатый приход, ввиду многочисленности своей семьи. Архиерей предложил священнику самому отыскать желающего поменяться — отец Зиновий согласился.
Священномученик Петр Успенский (1863-1930)
Открытка одного священника Зарайского района служащим почты показалась подозрительной и была передана в ОГПУ. После этого на квартире благочинного Петра Успенского был произведен обыск и найдено много церковной переписки: посланий покойного Патриарха Тихона, распоряжений как архиерея, так и самого благочинного протоиерея Петра Успенского. Все это было воспринято властями как доказательство наличия контрреволюционной организации и проведения антисоветской работы.
Родился в 1863 году в селе Меньшие Можары Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского. После окончания Рязанской Духовной семинарии 10 лет работал учителем в 2х сельских школах.
Рукоположен во священника в 31 год, возведен в сан протоиерея и в 1914 году назначен благочинным.
Первый раз отец Петр был допрошен в октябре 1925 года в связи с деятельностью архиепископа Рязанского Бориса (Соколова) и епархиальной канцелярии. Поскольку сам архиепископ жил в это время не в Рязани, а под Москвой, то управлял епархией с помощью посылаемых в адрес канцелярии, находившейся в Рязани, циркуляров. Следователь, вызвавший отца Петра на допрос, задал целый ряд вопросов, касающихся деятельности канцелярии и правящего епископа.
Отец Петр ответил, что такая канцелярия может существовать при епископе и что это не противоречит церковным правилам. Также и сборы средств на нужды правящего епископа вполне законны, так как общины вправе сами содержать начальствующих лиц. В благочинии вводимые архиепископом Борисом сестричества организованы не были, но только потому, что это дело не простое и его не так-то легко быстро организовать. Сами же сестричества являются весьма благим начинанием и частью деятельности всего религиозного общества и не требуют отдельной регистрации.
Что касается циркуляров архиепископа Бориса, то их можно назвать не только распоряжениями, но и информативными материалами, и архиерей имел право их издавать.
4 декабря в разговор находившихся в чайной агентов уголовного розыска вмешался некий неизвестный, который стал защищать Церковь и духовенство. Это показалось им подозрительным — так староста храма села Радушино, в котором служил протоиерей Петр Успенский, был арестован. Вслед за этим был произведен обыск в доме отца Петра, а он сам арестован и заключен в коломенскую тюрьму.
Отца Петра снова стали спрашивать о распоряжениях архиепископа Бориса, к этому времени уже почившего, и о том, проводил ли священник в жизнь распоряжения архиерея. Отец Петр ответил: «Один из циркуляров о нравственности и влиянии на молодое поколение в религиозном духе и обережении его от соблазнов и пороков я читал на заседании своего церковного совета. Читал и циркуляр об организации при церкви библиотеки с книгами против дарвинизма, атеизма и материализма, о чем я передавал священникам своего округа, но, за отсутствием средств, библиотеки никто не организовывал».
Находясь в коломенской тюрьме, отец Петр в январе 1930 года заболел воспалением легких и 15 января в тяжелом состоянии был доставлен в одну из городских больниц. Протоиерей Петр Успенский скончался 23 января 1930 года и был погребен в безвестной могиле.
Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский (1880-1938)
Перед кончиной в лагерной больнице к владыке Анатолию пришли, чтобы отнять нательный крест и Евангелие. Владыке удалось не выпустить крест. С ним он и отошёл ко Господу.
Слушать краткое житие священномученика Анатолия на радио «Вера».
Особенности богослужения
По завершении Херувимской песни священник в алтаре ставит святый потир на святой престол. Святой дискос, взяв с головы диакона, ставит рядом и произносит молитв, которую мы приводим на русском языке:
«Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный. Носителем жизни, поистине прекраснейшим рая, и светлейшим всякого царского чертога явился гроб Твой, Христе, источник нашего воскресения. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, — тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов».
Священник снимает покровцы с дискоса и потира, кладет их по бокам на святом престоле, а воздУхом, сняв его с плеча диакона и окадив, покрывает священные сосуды (евхаристическую чашу и дискос) со словами:
«Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями в гробнице новой положил».
Затем он берет кадило из рук диакона и кадит святыни трижды, произнося тихо тропари Великой Субботы и покаянные стихи 50-го псалма Давида:
«Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, — тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.»
И между священником и диаконом происходит небольшой «диалог», в течение которого они просят взаимных молитв.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 12 — 17
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15 "земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет". 17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к ефесянам, глава 4, стих 7 — 13
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Посему и сказано: "восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам". 9 А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Комментирует священник Павел (Великанов)
Чтения святителя Феофана читаются, если ему совершается служба:
Послание Апостола Павла к евреям, глава 7, стих 26 — глава 8, стих 2
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Комментирует епископ Переяславский и Углический Феоктист (Игумнов)
Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9 — 16
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
В своей проповеди в день памяти святителя Феофана Затворника священник Даниил Сысоев так отзывался о текстах величайшего проповедника XIX века: «Его труды являются бесценным подарком для всех нас. Тем, кто приходит в Церковь, священники обычно советуют читать святителя Феофана и святителя Игнатия Брянчанинова. У святителя Феофана был особый дар, благодаря которому он очень просто и глубоко мог раскрывать тайны веры. В своих сочинениях он отвечает на любые, даже очень сложные вопросы, например, об инопланетянах. Феофан не боялся вопросов и мог давать на них исчерпывающие ответы, опираясь на Священное Писание».
Редакция «Фомы» поздравляет читателей с Богоявлением и желает радости воскресного дня в храме!