Херувимская песнь
Херувимская песнь: Иже херувимы
Херувимская песнь — одно из главных песнопений литургии. Текст Херувимской песни был составлен в VI веке неизвестным византийским автором. В богослужении Русской Православной Церкви это песнопение закрепилось после XV века. Молитва, основанная на видениях ветхозаветных пророков Исайи и Иезекииля, символизирует пение ангелов у престола Божия (в учении об ангелах говорится, что херувимы — второй, следующий после серафимов, ангельский чин).
«Иже херувимы…» — очень красивое, протяжное песнопение. Она состоит из двух частей, которые разделяются так называемым Великим входом. Во время Великого входа, символизирующего добровольное шествие Христа на крестные страдания, священник и диакон выходят из алтаря через северную диаконскую дверь (маленькая дверь слева от Царских врат). Диакон держит в руках дискос (блюдо на широкой ножке) с хлебом для будущих Святых Даров, а священник — потир (чашу) с вином. Остановившись перед открытыми Царскими вратами лицом к молящимся, они произносят молитвы о патриархе, правящем епископе, клириках и прихожанах храма, а также о всех православных христианах. После этого священник и диакон через Царские врата заходят в алтарь. Первая часть мелодии Херувимской обычно бывает протяжной и плавной, а вторая — ликующей и торжественной. Разделяются две части песнопения возгласом «Аминь», который звучит в ответ на молитву, произнесенную священником.
Херувимская песнь звучит почти на каждой литургии. Исключения — литургии Великого Четверга (в этот день вместо нее поется «Вечери Твоея днесь, Сыне Божий») и Великой Субботы (в этот день Херувимская заменяется песнопением «Да молчит всякая плоть человеча»). Также Херувимская песнь не поется на литургии Преждеосвященных даров.
Херувимская песнь: текст
И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.
Херувимская песнь на русском
[Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.
Толкования херувимской песни
Текст Херувимской песни призывает нас уподобиться херувимам, которые непрестанно славят Бога, воспевая: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». В песни так же говорится о том, что следует оставить все мысли о повседневных проблемах («всякое житейское отложим попечение), ведь близится кульминация службы — Евхаристия.
Сравнение «Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми» — это образ из античного мира. Там было принято торжественно поднимать императора или победителей битвы на щите, поддерживаемом снизу копьями воинов. Здесь Бог — Небесный Царь, а ангелы — Его войско.
«Для большинства прихожан сегодня Херувимская песнь является своего рода центром литургии, и не только музыкальным. И это нетрудно понять, — отмечает современный церковный композитор игумен Силуан (Туманов). — Зажигаются паникадила, открываются врата, священнослужители в красивой процессии несут сосуды, поётся особый мистический гимн. Кто-то, впечатленный происходящим, становится (без всякого на то основания) на колени».
«Но по сути это лишь перенос даров для их последующего освящения в Дары. Момент красивый, но лишь готовящий нас к самому главному» — подчеркивает отец Силуан. Подробнее о смысле Херувимской песни можно прочитать в статье «Песнь людей и херувимов».
Слушать херувимскую песнь
Иногда «Херувимскую песнь» называют «музыкальным центром литургии». Действительно, она вдохновила многих великих композиторов на написание замечательных мелодий. В храмах можно услышать Херувимскую песнь Дмитрия Бортнянского, Павла Чеснокова, Петра Чайковского, а также старинные мелодии, авторы которых неизвестны: греческий и болгарский распев, распевы знаменитых монастырей.
За время развития русской духовной музыки Херувимская песнь претерпела ряд изменений: она развивалась от монодии (одноголосное пение) к развернутому многоголосию, от знаменного распева — к композиторским мелодиям.
Распевы херувимской песни
Херувимская песнь всегда привлекала внимание композиторов. Так появилось множество мелодий херувимской песни, созданных как именитыми музыкантами, так и неизвестными авторами.
Херувимская песнь: музыка
Херувимскую песнь частот называют «музыкальным центром» литургии, несмотря на то, что она звучит как предварение главной части богослужения — Евхаристии.
Херувимская песнь: видео
Херувимская песнь нередко звучит не только во время богослужения, но и на концертах духовных песнопений. Ее можно исполнять как большим хором, так и квартетом, трио и даже соло. Чтобы лучше понимать песнопение на богослужении, вы можете посмотреть видео с с записью Херувимской песни:
Херувимская песнь: ноты
Сейчас существует огромное количество вариантов мелодий Херувимской песни — от национальных (греческая, сербская, болгарская) до распевов знаменитых монастырей (афонский, валаамский, распев Ниловой пустыни и др.), а так же сочинений композиторов. Ниже мы приводим ноты наиболее популярных Херувимских.
Херувимская песнь обиходная
«Обиходное пение» значит простое, доступное к исполнению самому скромному хору. Обиходное пение достаточно динамично — на одно слово обычно приходится одна-две ноты и нет протяжного распевания отдельных слов или слогов, как в знаменном распеве или в композиторских мелодиях. Обиходное пение появилось в России в конце XVII века, сменив знаменное пение. Его основой стала киевская традиция церковного пения, отличавшаяся двумя особенностями: многоголосием и европейской нотной записью. Некоторые верующие считают обиходный распев Херувимской песни наиболее «молитвенным», ведь здесь мелодия совсем не отвлекает от смысла слов.
Херувимская песнь: знаменный распев
Знаменный распев был основным в русской церковной музыке XI-XVII вв. Название он получил по наименованию использовавшихся для записи знаков — «знамен».
Херувимская песнь Бортнянского
Композитор Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) создал множество духовных музыкальных произведений, в том числе — несколько «Херувимских». По словам музыкального критика и композитора А. Серова, Бортнянский «учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал». При этом в музыке Бортнянского ощущается национальный украинский колорит, песенно-романсовая основа. Самая известная «Херувимская» Бортнянского — «Херувимская №7».
Херувимская Турчанинова
Духовный композитор, регент, протоиерей Петр Иванович Турчанинов (1779—1856) был полковым певчим, потом учился у Джузеппе Сарти и Артемия Веделя; руководил хорами в Киеве и Севске; а в 1803 году принял священнический сан. В 1809 году Турчанинов стал регентом митрополичьего хора в Петербурге, затем - преподавателем пения в хоре придворной певческой капеллы. Также он участвовал в разных комиссиях по разработке и изданию духовных музыкальных сочинений.
Херувимская Львовского
Григорий Фёдорович Львовский (1830—1894) — духовный композитор, служивший регентом Санкт-Петербургского митрополичьего хора. Он продолжил дело своего предшественника - А. Ф. Львова, который занимался переложением древних распевов в четырехголосную гармонию. Львовский стремился как можно точнее передавать подлинные мелодии древних распевов, а в гармонии склонялся к преимущественному употреблению церковных ладов. Очень внимательно Львовский относился и к текстам песнопений — с помощью мелодии он старался подчеркнуть их смысл.
Херувимская песнь Чеснокова
Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) — русский композитор и хоровой дирижёр, написавший много прекрасных духовных композиций. Он был одним из последних крупных церковных музыкантов синодальной эпохи. Чесноков написал несколько мелодий Херувимской (на «Радуйся» — ор. 3, №1; ор 7, №1; «Стрелецкая» — op.7, №2; «Софрониевская» — ор.27, №6; знаменного распева — ор.33, №3; киевского распева — ор.33, №4; ор.48, №3,3а).
Херувимская песнь Касторского
Композитор Алексей Васильевич Касторский (1869-1944) был родом из семьи священника. Музыкальное образование он получал в Петербургской придворной капелле и Петербургской консерватории, где учился, в числе прочих, у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Наиболее известна Херувимская песнь на подобен «Во всю землю» в обработке А.В. Касторского для смешанного хора.
Херувимская песнь Чайковского
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский работал в разных жанрах, в частности, писал духовную музыку. В его наследии есть несколько «Херувимских»; три из них вошли в сборник «Девять духовно-музыкальных сочинений». Они были созданы в 1884-1885 годах в соответствии с обещанием, данным императору Александру III при личной встрече 7 марта 1884 года. В письмах композитора времени создания хоров много говорится о посещении богослужений в московских храмах и об отношении к вере. «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него», — писал в этот период Чайковский.
П.Чайковский. Херувимская песнь № 1
П.Чайковский. Херувимская песнь № 2
П. Чайковский. Херувимская песнь №3.
Херувимская песнь Кастальского
Композитор, хоровой дирижёр, фольклорист, музыковед Александр Дмитриевич Кастальский был учеником Петра Чайковского и Сергея Танеева. Он был преподавателем, а затем и директором Синодального училища и регентом Синодального хора. Духовная музыка составляет наиболее значительную часть его творческого наследия.
Херувимская песнь Калинникова
Виктор Сергеевич Калинников (1870-1927) — дирижер, композитор, педагог, один из организаторов московской Народной консерватории. Писал главным образом хоровые и духовные произведения, обработки русских народных песен. реподавал в Московском синодальном училище и в Московской консерватории.
Хоровые сочинения Калинникова подкупают своей простотой, красотой, образностью, кантиленой звучания.
Херувимская Лапаева
Геннадий Никифорович Лапаев — современный композитор. Родился в 1954 году в Кимрах, в 9 лет поступил в музыкальную школу в класс народных инструментов. В 12 лет начал сочинять музыку. Имеет церковные награды: к 50-летнему юбилею был награжден орденом cв. равноапостольного князя Владимира III степени, а в связи с 55-летием и 30-летием регентского служения — орденом Андрея Рублева III степени
Херувимская песнь Афонская
Херувимская песнь Грузинская
Херувимская песнь Греческая
Херувимская песнь Сербская
Херувимская песнь Византийский распев
Херувимская песнь Нилова пустынь
Херувимская песнь Симоновская
То же, что «Херувимская песнь Старосимоновская» (см. ниже)
Херувимская песнь Софрониевская
Известна Херувимская песнь Софрониевская в обработке П. Чеснокова