Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также кратко рассказать о святых, поминаемых Церковью в последнее воскресенье перед началом Рождественского поста, 22 ноября.
Воскресенье, 22 ноября 2020 года
Последний воскресный день перед началом Рождественского поста ознаменован памятью многих святых мучеников, как начала христианской эры, так и недавнего времени гонений на Церковь. 22 ноября 2020 года мы обращаемся в сторону Греции — к одному из самых известных греческих святых нового времени — святителю Нектарию Эгинскому (1846 — 1920) и афонской иконе Божией Матери «Скоропослушница».
Чудотворец Нектарий, митрополит Пентапольский, престал перед Богом ровно 100 лет назад. Велика была его вера и простота при жизни, а перед кончиной он жестоко страдал от рака. Чудеса исцелений по молитве к святителю начались буквально в день его смерти и продолжаются до сих пор.
Икона пресвятой Богорордицы «Скоропослушница», согласно монастырскому преданию, написана еще в Х веке и хранится с тех пор на Афоне, но ее чудотворные списки почитаются в России уже несколько веков.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее«Скоропослушница»:
К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы.
Перевод: К Богородице обратимся, находящиеся в бедах, и у святой иконы Ее сейчас преклоним колени, с верой взывая из глубины души: «Поскорее услышь нашу молитву, Дева, так как зовешься Скоропослушницей, поскольку Ты быстрая Помощница в скорбях для рабов Твоих».
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»:
В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.
Перевод: В бурном море житейском мы попадаем в штормы страстей и искушений. Подай же нам, Госпожа, руку помощи, как Петру Сын Твой, и поспеши от бед избавить нас, да взываем к Тебе: «Радуйся, всеблагая Скоропослушница».
Краткий рассказ о чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница» слушайте на радио «Вера».
Молитва святителю Нектарию Эгинскому, митрополиту Пентапольскому:
О, мироточи́вая главо́, святи́телю Некта́рие, архиере́ю Бо́жий! Во времена́ вели́каго отступле́ния, не́честию мир плени́вшу, благоче́стием просия́л еси́ и главу́ прего́рдаго Денни́цы, уязвля́ющаго нас, сокруши́л еси́. Сего́ ра́ди дарова́ ти Христо́с врачева́ти я́звы неисце́льны, за беззако́ния на́ша нас порази́вшия. Ве́руем: возлюби́ тя Бог пра́веднаго, да тебе́ ра́ди нас, гре́шных, поми́лует, от кля́твы разреши́т, от неду́г изба́вит, и по всей вселе́нней стра́шно и сла́вно бу́дет и́мя Его́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Краткое житие святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Э́гинского чудотворца, слушайте на радио «Вера».
Подробнее о преподобном Нектарии Эгинском и иконе Богородицы «Скоропослушница» читайте в наших материалах:
• История священника про безнадежность и чудо. Выбор был такой: или смерть ребенка, или смерть мамы.
• «Письмо к Богу из табачной лавки» из цикла «Как жили святые»
• Свидетельство о недавнем чуде в афонском монастыре Дохиар от иконы Богородицы «Скоропослушница»
День памяти святых
Мученики Онисифор и Порфирий (около 284–305)
Святые пострадали за Христа во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане. Их тела терзали, жгли, привязали к диким коням. Растерзанные, они предали души Богу, а верующие собрали их останки и похоронили в селении у горы Пангей (Македония). Вскоре начались чудеса и исцеления.
Мученик Александр Солунский (Фессалоникийский) (305–311)
Святой отказался принести жертву идолам, и по приказу царя Максимиана, должен был быть обезглавлен. Палач вдруг остановился.
– Что же ты стоишь, – сказал ему царь, – и не исполняешь приказаний.
– Я, – отвечал тот, – вижу видение и недоумеваю, что оно может означать.
Тогда мученик Александр попросил себе час для молитвы, после которой был обезглавлен. Увидав, что его душе предшествует Ангел, царь позволил христианам погребсти тело святого в городе Солуни.
Мученик Антоний Апамейский (V)
Святой жил в Сирии и трудился каменщиком, а пострадал от рук своих соседей. Произошло это, потому что он жалел язычников и умолял их перестать приносить жертвы идолам. Но его не послушали. Тогда после двух лет усердной молитвы в пустынном месте с отшельником Тимофеем он вернулся в свой город. В тот день жители справляли праздник своим бесам, но святой сокрушил идолов, за что пострадал. Он отправился в Апамею, взял благословение епископа на строительство церкви во имя Святой Троицы. Но жители его города узнали о начале стройки, пришли ночью и разрубили его мечами на части.
Преподобный Иоанн Колов (V)
Преподобный Иоанн Колов пришел в египетскую пустыню в монастырь преподобного Пимена Великого вместе со своим братом. Но прежде чем стать наставником многих людей, в том числе и святых, он сам долго учился. Известно необычное послушание, которое он исполнял по благословению преподобного Пимена: 3 года он носил воду, чтобы поливать засохшее дерево, пока оно не покрылось листвой, дало обильные плоды и получило название "дерево послушания".
Преподобные Евстолия (610) и Сосипатра (625)
Благочестивая монашеская жизнь Евстолии привлекала к ней многих. После беседы с ней во Влахернском храме в честь Пресвятой Богородицы дочь императора Маврикия (582–602) Сосипатра решила оставить мир. Во дворце, подаренном благочестивым императором, возник монастырь, известный строгостью иноческого устава.
Преподобная Матрона Константинопольская (около 492)
Краткое житие святой, которой пришлось скрываться от мужа в мужском монастыре, основать две женские обители и 75 лет провести в подвиге молитвы, слушайте на радио «Вера».
Преподобная Феоктиста Паросская (881)
Однажды сирота, воспитанная при монастыре, по благословению игумении отправилась к родной сестре — в соседнее село праздновать Пасху. Ночью напали арабы и посадили на корабль всех жителей, чтобы на пустынном острове Парос, оценить каждого и затем продать. Но 18-летняя Феокстита смогла убежать и прожила 35 лет на острове в храме во имя Пресвятой Богородицы в молитве. О ее судьбе мы знаем благодаря охотнику, который высадился на острове и встретил ее в храме. Его она просила привезти частицу Преждеосвященных Даров. Через год просьба ее исполнилась: святая пала на землю и долго с плачем молилась перед первым за 36 лет причастием. На следующий день охотник увидел посредине храма мертвое тело преподобной Феоктисты, похоронил ее, но решил взять часть мощей с собой. Он понял, что это неугодно Богу, когда корабль не мог отплыть от острова. Охотник все исправил, корабль отплыл и тогда они рассказал спутникам о святой. Но когда все вернулись на Парос, чтобы вместе поклониться мощам великой подвижницы, ее святого тела в могиле не оказалось.
Преподобный Онисифор Печерский, в Ближних пещерах (1148)
Сохранились свидетельства не только его прозорливости, но и совершенстве во всякой добродетели. Память 9/22 ноября совершается, вероятно, в день его тезоименитства со святым мучеником Онисифором IV века.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Парфений (Брянских), епископ Ананьевский (1881 — 1937)
В 1921 году, во время открытых репрессий против Церкви, архимандрит Парфений был возведен в епископский сан. Став викарием Одесской епархии, он сначала был епископом Новомиргородским, а затем Ананьевским. Владыка открыто и прямо выступал против обновленцев.
Уже в конце 1921 года он был арестован. Через полгода его освободили, и он выехал в Киев. Здесь в 1922 году он был вновь задержан, и после освобождения сразу же уехал в Москву, где жил в Даниловом монастыре без права выезда. В 1925 году епископа Парфения арестовали по делу митрополита Петра (Полянского) и приговорили к 3-м годам ссылки в Коми-Зырянский край. В 1928 году владыка Парфений вернулся в Москву, жил при Даниловом монастыре без права выезда. Новый арест последовал через год — 3 года ссылки. По дороге из Бутырской тюрьмы в город Уил в Киргизии епископ Парфений был избит и лежал в Самарской тюремной больнице. Из ссылки владыку освободили в 1933 году. Некоторое время после освобождения он не мог найти место проживания, ему отказали в получении паспорта. Владыке удалось узнать место жительства своей матери, и в 1934 году он выехал к ней в город Кимры в Тверской области. Здесь в том же году епископа Парфения арестовали по обвинению в антисоветской агитации (он «устраивал на своей квартире тайные богослужения») и приговорили к 5-ти годам ссылки в Северный край, где в 1937 году он был вновь арестован и расстрелян 22 ноября.
Священномученик Феодор Чичканов (10 февраля 1884 — 22 ноября 1937)
Краткое житие священномученика Феодора слушайте на радио «Вера».
Вместе с протоиереем Феодором по коллективному делу проходили протоиерей Нестор Панин, иереи Виктор Климов и Константин Черепанов. Их приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в 2 часа ночи 22 ноября в Семипалатинске.
Священномученик Константин Черепанов (1878 — 22 ноября 1937)
Священномученик Виктор Климов (17 апреля 1889 — 22 ноября 1937)
Священномученик Нестор Панин (1881 — 22 ноября 1937)
Священномученик Павел Ансимов (24 августа 1891 — 21 ноября 1937)
Когда прихожане спрашивали отца Павла, что такое счастье, особенно в тяжелое время гонений, когда на их глазах рушилось все, отец Павел говорил: «Счастье – это способность человека радоваться всему, что дает ему Господь».
Он принял сан в 21 год и служил в родном Астраханском крае, но после революции семье пришлось пережить голод, закрытие храма. Но и перебравшись в Москву по приглашению тестя-священника в 1924 на место регента семья продолжала страдать от безбожной власти: несколько арестов, несколько закрытых и разграбленным на его глазах священника храмов.
В 1936 году он написал молодой прихожанке слова утешения:
«Приветствую маленькую Женю.Пусть нынешний день напомнит тебе о том счастливом, невинном детстве, когда душа была чиста, и все мысли были хороши и светлы, и дай Господь, чтобы причащение Святых Таин обновило твою душу и соделало ее чистой и молодой, способной воспринимать благодать Божию такой, какая она есть. Буду, как и всегда, молить Бога, да оградит Он тебя от всех зол и всех жизненных невзгод, привлечет к Себе для спасения твоей души. Дай Господи, чтобы твое христианское сердце постоянно горело любовью к Богу и ближним и побуждало делать только доброе и хорошее, избегая худого. Храни тебя Бог. Грешный молитвенники доброжелатель протоиерей Павел Ансимов. 1936 год».
Очередной арест по доносу произошел в 1937 году, за допросом последовал приговор и расстрел на Бутовском полигоне.
Священномученик Константин Немешаев (23 ноября 1879 — 21 ноября 1937)
Священник, отец четверых детей, пережил несколько арестов, а последний в 1930 закончился изъятием имущества. Последнее место служение стал Троицкий храм села Дединово Луховицкого района. Даже в страшные 30е годы этот храм был полон народа. 6 ноября 1937 года священника псоедний раз арестовали по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и содержали под стражей в Коломенской тюрьме, 17 ноября приговорили к расстрелу. Священник Константин Немешаев был расстрелян 21 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Димитрий Русинов (1871 — 21 ноября 1937)
Протоиерея Димитрия арестовали 28 октября 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации и заключили под стражу в Коломенскую тюрьму.
– По имеющимся у нас сведениям... вы среди населения деревень Кобяково и Бояркино ведете контрреволюционную агитацию. Признаете себя виновным в этом? – спросил следователь.
– Виновным в проведении контрреволюционных разговоров я себя не признаю, – ответил священник.
Отец Димитрий был сынов диакона храма Владимирской иконы Божией матери села куркино (ныне — Москва) и был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой, как и его брат Александр. Известно, что священномученик димитрий до 1924 года служил в храме Трех святителей села Кобяково Озерского района Московской области, а после его закрытия переведен в храм Преображения Господня села Бояркино того же района.
Священномученик Илия Рылько (1881 — 21 ноября 1937)
Большую часть жизни он служил в селе Хлебное Могилевской губерии: сначала псаломщиком, а с 1914 священником, пока не переехал в Московскую область в 1934 году. 30 октября 1937 года протоиерей Илия был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Из показаний лжесвидетеля: «Поп вовлекает детей в церковь, в числе этих детей был и мой пятилетний сын. Был такой случай: мой сын был вовлечен в церковь, там поп угостил его „святым медом“ и каким-то пряником, кроме того учил его креститься и бить поклоны».
Священномученик Иосиф Сченснович (7 июня 1886 — 21 ноября 1937)
Несколько лет он служил псаломщиком в разных храмах, в том силе и в московском — преподобного Сергия Рапдонежского в Рогожской слободе. В 1924 принял сан. В 1929 некоторое время служил диаконом в храме Петра и Павла у Яузских ворот в Москве, с 1930 года – в Троицком храме поселка Купавна Ногинского района Московской области, где и был арестован 5 ноября 1937 года.
Преподобномученик Алексий (Задворнов), иеромонах (1882 — 21 ноября 1937)
С 19 лет он был полушником, затем иноком Югской Дорофеевой пустыни Ярославской губернии, в 1912 принял сан священника. Впервые был осужден в 1922 — по обвинению в сокрытии монастырских ценностей. После года заключения иеромонах Алексий вернулся в Афонасьевский монастырь, где служил до его закрытия в 1924 г. Впоследствии в течение 5 лет служил в часовне близ монастыря. 1 апреля 1934 года отец Алексий был арестован, на допросе признал себя противником советской власти и был осужден на 5 лет ИТЛ. 1 ноября 1937 года иеромонах Алексий арестован в лагере по показаниям свидетелей, которые обвиняли его в «осуждении Конституции, цитировании слов из Библии, недовольстве условиями жизни в лагере», на что отец Алексий сказал, что «рассматривает лагерь как монастырь, всем доволен и за все благодарит Бога». Его приговорили как «служителя религиозного культа» к расстрелу.
Особенности православного богослужения
Сегодня мы предлагаем вам узнать о том, зачем мы пишем записки в храме: Как подавать записки в храме.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 41 — 56
41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. 43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. 45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: "кто прикоснулся ко Мне"? 46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. 47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. 48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. 49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. 50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. 51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. 52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. 53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла. 54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. 55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. 56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Комментирует священник Димитрий (Барицкий)
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38 — 42, глава 11, стихи 27 — 28
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. 2 Он сказал им: когда молитесь, говорите:Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя
и на земле, как на небе. 3 Хлеб наш насущный подавай нам
на каждый день; 4 и прости нам грехи наши,
ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: "друг! дай мне взаймы три хлеба, 6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему"; 7 а тот изнутри скажет ему в ответ: "не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе". 8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? 12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. 14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. 15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. 16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. 17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. 20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. 21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. 24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: "возвращусь в дом мой, откуда вышел"; 25 и, придя, находит его выметенным и убранным; 26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого. 27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к ефесянам, глава 2, стихи 14 — 22
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. 19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Послание Апостола Павла к филиппийкам, глава 2, стихи 5 — 11
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует священник Димитрий (Барицкий)
В этот день 30 лет назад еще не были прославлены наши новомученики и о святом Нектарии Эгинском в России мало знали. Тогда праздник 22 ноября в первую очередь был связан с иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». В день 22 ноября 1990 года патирарх Алексий II вновь освятил престол больничного храма царевича Димитрия при 1-й градской больнице в Москве — он стал первым действующим больничным храмом в СССР. Настоятелем его был священник Аркадий (Шатов), ныне — епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме и радости дел милосердия!