Самыми знаменитыми святыми Церкви, память которых совершается 17 июля, являются святитель Андрей Критский, автор Покаянного канона, и преподобный иконописец Андрей Рублев. Также в пятое воскресенье по Пятидесятнице совершается память святителя Арсения, епископа Тверского, и Собора Тверских святых. В воскресный день 17 июля мы поминаем в молитвах мученика Феодота и мученицу Феодотию, священномучеников Феодора Киринейского, Саввы (Трлаича) Горнокарловацкого и новомученика российского Димитрия Казанского. Благоверный князь Андрей Боголюбский, преподобные Марфа Антиохийская, Тихон, Василий и Никон Соколовские, Суздальский чудотворец Евфимий почитаются Церковью 17 июля.
Наиболее близки к нам по времени жизни страстотерпцы царь Николай II, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия и страстотерпец праведный врач Евгений.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Божиим делам, в первую очередь — посещению храма. С утра мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения грядущего дня, познакомиться с отрывком из Евангелия и его толкованием, а также с краткими житиями поминаемых Церковью 17 июля святых.
Воскресенье, 17 июля 2022 года
Кто такие страстотерпцы? Это не мученики, пострадавшие за веру. Подвиг страстотерпцев заключается в их смирении перед незаслуженными гонениями, в умении по-христиански принять их и не озлобиться на своих мучителей. Именно такими были последний царь Николай и его семья.
Подробнее о страстотерпцах царе Николае II, царице Александре, царевиче Алексии, великих княжнах Ольге, Татиане, Марии и Анастасии читайте в наших материалах:
• За что канонизирован император Николай Второй?
• Рассказ о царственных страстотерпцах
Тропарь Царственным мученикам
Днесь благовернии людие светло почтим Седмерицу честную Царственных страстотерпец Христову Едину домашнюю церковь: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тии бо уз и страданий многоразличных не убоявшеся, от богоборных смерть и поругание телес прияша и дерзновение ко Господу в молитве улучиша. Сего ради к ним с любовию возопиим: О святии страстотерпцы, гласу покояния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость.
Кондак Царственным мученикам
Избрании Царем Царствующих и Господем господствующих от рода Царей Российских благовернии мученицы, муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии, и венцы небесными увенчавшиися, к вам яко покровителем нашим милостивым с любовию благодарне вопием: Радуйтеся, Царственнии страстотерпцы, за Русь святую пред Богом усерднии молитвенницы.
Величание Царственным мученикам
Величаем вас, святии Царственнии страстотерпцы, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
День памяти святых
Святитель Андрей Критский (740)
Читайте в нашем материале: Как изображают святителя Андрея Критского? Краткое житие святителя Андрея слушайте на радио Вера.
Преподобный Андрей Рублев, иконописец (XV)
Читайте в наших материалах:
• Рассказ о преподобном Андрее Рублеве
• Иконописец Андрей Рублев: что в нем особенного?
• Андрей Рублев: Звенигородская история
Благоверный князь Андрей Боголюбский (1174)
Рассказ о святом и его значении в жизни России читайте в нашем материале.
Краткое житие святого слушайте на радио «Вера».
Мученик Феодот и мученица Феодотия (108)
О святых известно только то, что они пострадали вместе с двадцатилетним Иакинфом Римским во время гонений на христиан.
Священномученик Феодор, епископ Киринейский (310)
Святой был епископом ливийского города Кирина (Киринея, Кирена), владел искусством каллиграфии и многие годы переписывал книги для храмов. Его сын донес об этом правителю.
Святитель привел к вере многих язычников, открывая их заблуждения.
В гонения Диоклетиана собственный сын Лей донёс правителю области Дигниану, что отец имеет христианские книги и отвращает людей от идолослужения, привлекая к вере во Христа. Святого привели на суд. За ним последовало большое число христиан, среди которых были святые Киприлла, Ароя и Лукия. Дигниан потребовал, чтобы святитель отдал свои книги и отрёкся от Христа. За отказ святого Феодора избили прибитыми к палкам ремнями, на концах которых были прикреплены свинцовые шарики, при этом ему сломали челюсть. Не теряя мужества и поддерживаемый благодатью Господней, святой ударил ногой стоявший там языческий жертвенник и разрушил его. Разгневанный судья велел повесить мученика на дыбе и снять с него кожу. Истязатели сыпали соль и лили уксус на раны, тёрли их конским волосом. Затем они вырвали святителю язык, после чего бросили в темницу.
Святые жены Киприлла, Ароя и Лукия благоговейно подняли язык мученика и отнесли ему в темницу. Когда святой Феодор возложил окровавленный язык себе на грудь, появился голубь. Он облетел вокруг и приблизился к епископу, словно для поцелуя, а потом у окна появился павлин. Когда обе птицы исчезли, мученик был полностью исцелён, его язык прирос на место.
Друг Дигниана, высокопоставленный советник сената по имени Лукий, бывший свидетелем чуда, в темнице, уверовал во Христа. Ему удалось убедить Дигниана отречься от поклонения идолам. Вдвоём они на следующий день пришли в темницу к святому Феодору и просили преподать им святое крещение. Через несколько дней они отплыли на Кипр, где Лукий также засвидетельствовал свою веру мученической смертью.
Святитель Феодор вскоре скончался в заточении в 310 году. Вскоре после него приняли мученическую кончину за Христа мученицы Киприлла, Ароя и Лукия.
Преподобная Марфа Антиохийская (551)
Святая с юности хотели уйти в монастырь, но родители настояли на супружестве. Все силы она посвятила воспитанию единственного сына — столпника Симеона Дивногорца.
Преподобные Тихон, Василий и Никон Соколовские (XVI)
Три брата подвизались в XVI веке. На древней иконе в церкви села Соколово под Звенигородом они изображены в схимническом одеянии. Погребены в Соколовой роще.
Священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий (1884 — 1941)
В середине августа 1941 года из госпичской тюрьмы было выведено около двух тысяч сербов, связанных проволокой по двое. Их повели по дороге в направлении горы Велебит. В этой группе был и епископ Савва. Есть основания думать, что святитель был убит на Велебите, так как в августе 1941 года там были казнены около 800 сербов.
В миру Светозар Трлаич закончил гимназию в Нови-Саде, Карловацкую духовную семинарию, а также юридический факультет Белградского университета.
19 января 1909 года был рукоположен во диакона, а 27 января — во иерея епископом Темишварским Георгием. Служил приходским священником в Бечке и Башаиде.
В начале 1927 года назначен референтом, а вскоре — главным секретарём Святого Архиерейского Синода.
Овдовел. 27 октября 1929 года пострижен в монашество в монастыре Крушедол. Вскоре произведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Крушедольского монастыря, а после избран викарным епископом Сремским.
30 сентября 1934 года хиротонисан во епископа Сремского. 22 июня 1938 года был избран епископом Горнокарловацким с резиденцией в Плашке.
21 мая 1941 года для захвата власти в Плашку прибыли около ста усташей, итальянских ставленников. Епископ Савва сразу же был объявлен заложником «новой католической республики хорватской», так называемой Независимой Державы Хорватской. Два дня спустя усташи ворвались в резиденцию, изгнали епископа, погрузили и вывезли из здания всю мебель. 8 июня в резиденцию с группой усташей пришел лагерный палач Йосип Томленович. Сразу же был отдан приказ о передаче всех епархиальных документов и ценных бумаг усташскому отряду, который сопровождал Томленовича. Епископу Савве приказали немедленно выехать из Плашки и вернуться в Сербию. Епископ отказался и подчеркнул, что он является легальным епископом Горнокарловацким и не может оставить свою епархию, а они могут с ним сделать все, что пожелают.
17 июня 1941 года епископ Савва был арестован еще с несколькими священниками и выдающимися людьми, сербами из Плашки. Нацисты заперли их в конюшне, поставив вооруженную охрану. Все пленники, а епископ Савва особенно, ежедневно подвергались страшным истязаниям и унижениям. В конюшне они провели больше месяца. 19 июля 1941 года мучители связали пленников в шеренгу по двое, отвели на вокзал, чтобы утренним поездом отправить их в Госпич. На Плашском вокзале пленников продержали до утра. Епископу Савве, несмотря на то что он был скован кандалами, не давали возможности сесть с 10 вечера до 5 утра.
Епископ Савва и арестованные с ним плашские новомученики прибыли в Госпич 20 июля 1941 года. С Госпичского вокзала они сразу же были доставлены в тюрьму, где их снова страшно истязали и унижали. Сохранились данные, что епископа Савву 8 августа 1941 года видели в тюремном дворе связанным и стоящим под дождем. И эту пытку мученик перенес спокойно.
Несколько лет спустя (после войны) в Башаид, где владыка Савва много лет служил на приходе, приехал один человек: он представился его духовным чадом, рассказал, как владыка заботился о нем, дал образование, оказывал большую материальную поддержку. Он поведал о кончине владыки, о том, что видел своими глазами:
«Усташские палачи вывели владыку на поляну и там продолжили издевательства. Заживо содрав с него кожу, засыпали раны солью. Затем закопали в землю, оставив на поверхности только голову, принесли железную ржавую борону и „пахали“ по его голове, пока мученик не умер. Что было дальше, не знаю. Вероятно, он был брошен в одну из многочисленных ям, в которых мученически окончили жизнь многие православные сербы».
Священный Архиерейский Синод Сербской Церкви в течение войны неоднократно пытался ходатайствовать за митрополита Петра и епископа Савву, чтобы вызволить их из злодейских рук нацистов. Попытки были безуспешны.
Торжественное прославление, вместе с другими Сербскими новомучениками, совершено Сербской Православной Церковью 22 мая 2000 года.
Святитель Арсений, епископ Тверской (конец XIV — начало XV века)
Святой Арсений смог прекратить многолетние раздоры в княжестве. В 1406 году повелел сделать с Киево-Печерского Патерика список. Сегодня это самая древняя из дошедших до нашего времени редакция драгоценного памятника русской письменности, получившая название Арсеньевской.
Святитель родился в Твери, постриг принял в Киево-Печерском монастыре. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся благочестием, Арсений выделялся строгим хранением монашеских обетов, знанием Церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием.
При митрополите Киевском Киприане (1380–1382) он служил архидиаконом, во время отсутствия митрополита управлял делами Киевской митрополии. 3 июля 1390 года он вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе Тверского князя Михаила Александровича состоялся Собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием. Князь и епископ были в многолетней ссоре, многие тверичи представляли на епископа тяжкие обвинения. После безуспешных попыток водворить в Твери церковный мир, митрополит Киприан «отставил от епископства» Евфимия и отправил его в Москву, в Чудов монастырь. На Тверскую кафедру был назначен святой Арсений. Но тот «бояся владычества прияти во Твери, виде бо там вражду и брань многу, и смутися и ужасеся». По возвращении митрополита Киприана и архидиакона Арсения в Москву Тверской князь прислал своих бояр с челобитной к митрополиту о посвящении на Тверскую кафедру Арсения. Арсений и на этот раз не соглашался. По словам летописца, в 1390 году «едва умолиша архидиакона Арсения митрополита быти во Твери». Под угрозой соборного запрещения митрополит и князь наконец получили его согласие на хиротонию, которая состоялась 15 августа 1390 года. Среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля).
Вступив на кафедру, епископ Арсений, как великий молитвенник и миротворец, смог прекратить многие раздоры в Тверском княжестве. В его епископство, с 1390 по 1409 год, были построены и освящены соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. Святитель основал на реке Тьмаке, близ Твери, Желтиков монастырь, где по подобию Киево-Печерского монастыря была построена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1394) и каменный Успенский собор (1406).
Скончался святой в 1409 году, 2 марта, и был погребен в созданном им Желтиковом монастыре Успения Пресвятой Богородицы. В 1483 году мощи его были обретены нетленными и поставлены в монастырском соборе. В том же году иеромонахом Феодосием написано житие и канон святителю. На Соборе 1547 года состоялось общецерковное прославление святителя Арсения.
Собор Тверских святых
Среди святых Тверской епархии более 40 угодников Божиих предсоветского времени и более 200 новомучеников XX века. К тверской земле они причастны либо по происхождению, либо по месту кончины. Среди святых предсоветского периода особенно знамениты
благоверная княгиня Анна Кашинская и праведная Иулиания Вяземская, святитель Иов, патриарх Московский, преподобные Максим Грек, Нил Столобенсчкий и Тихон Задонский.
Священномученик Димитрий Казанский (1942)
Рассказ о святом читайте в нашем материале.
Икона Божией Матери Галатская
Образ находится в одном из районов Константинополя Галате, в Пергии (то есть в башне). В честь святой иконы был сооружен монастырь, который просуществовал до XVII века. Точный список с образа находился в Москве, в церкви святителя Тихона, у Арбатских ворот.
После закрытия храма в 20-х годах XX века Галатская икона Божией Матери сначала была передана в Антирелигиозный музей искусств на территории Донского монастыря, а затем (в 1935 году) — в Государственную Третьяковскую галерею.
Особенности богослужения
В прошлый раз мы рассказали о том, что происходит в самом конце литургии. Сегодня остановимся на молитве, которую произносит священник перед началом причащения как своего, так и всех, кто готовится приступить к нему в храме:
Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир грешников спасти, из которых я — первый (т. е. худший). Ещё верую, что это — самое пречистое Тело Твоё, и это — самая драгоценная Кровь Твоя. Молюсь же Тебе: помилуй меня и прости мне согрешения мои вольные и невольные, совершённые словом, делом, сознательно и по неведению, и удостой меня не в осуждение причаститься пречистых Твоих Таинств, а в прощение грехов и в жизнь вечную. Аминь.
Таинственной твоей вечери (трапезы, ужина) участником, о Сын Божий, прими меня сегодня. Ибо я не расскажу о тайне врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя Иуды. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!
Да не в суд и не во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.
Чтобы происходящее в храме в воскресный день было более понятным, можно следить по тексту или прочитать заранее:
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 24, стихи 12 — 35
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Апостольское чтение:
Послание апостола Павла к Римлянам, глава 10, стихи 1 — 10
Если совершается служба страстотерпцам, то читаются еще такие отрывки из Священного Писания:
Евангелие от Иоанна, глава 15 стих 27 — глава 16, стих 2
Комментирует священник Стефан Домусчи
Послание апостола Павла к Евреям, глава 8, стихи с 3 по 6
Редакция «Фомы» поздравляет вас с воскресным днем!