Воскресенье 17 апреля Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим — один из двунадесятых праздников Православной Церкви. Это переходящий праздник, а значит его дата не фиксирована и зависит от даты Пасхи. События Вербного воскресенья описывают все четыре евангелиста.

В воскресенье 17 апреля Церковь молится мученице Фервуфе, преподобным Зосиме Палестинскому, Иосифу Песнописцу, Георгию, иже в Малеи, а также русским преподобным — Иосифу Многоболезненному и Зосиме Ворбозомскому. В разные годы ХХ века 17 апреля от советской власти пострадали несколько новомучеников и исповедников российских: преподобюномученики Вениамин (Кононов), Никифор (Кучин) и Мария Гатчинская, священномученики Николай (Караулов) и Иоанн Вечорков, а также мученик Иоанн Колесников. Ежегодно 17 апреля во многих храмах совершаются молебны перед иконой Богородицы «Геронтисса».


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в Вербное воскресенье — 17 апреля.


Воскресенье, 17 апреля 2022 года, Вход Господень в Иерусалим

Весной приблизительно 30-го года нашей эры в Иерусалим стекались толпы народа на главный в году иудейский праздник еврейской Пасхи. Понтий Пилат приехал, чтобы предотвратить ожидаемый мятеж местного населения. Спаситель тоже шел в Иерусалим. Накануне Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и поверили, что Иисус — тот самый Мессия, которого так долго ждал Израиль. А значит, Он возглавит народ и освободит страну от власти жестоких римлян.

В Иерусалиме Спаситель выгнал из Храма всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Простой народ слушал Христа с восхищением, к Нему подходили за исцелением. Однако иудейские первосвященники не узнали в Иисусе долгожданного Мессию. Они решили убить и Его, и Лазаря, потому что видя его воскресение многие уверовали в Иисуса.

Подробнее о празднике читайте в наших материалах:

Коротко о празднике: Вход Господень в Иерусалим

События Вербного воскресения на основе Евангельских текстов — анализ и пояснения Марины Андреевны Журинской

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Вербное воскресенье

Тропарь на Вход Господень в Иерусалим:

Общее воскресение/ прежде Твоея страсти уверяя/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе Победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.

Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе — Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» (Пс.117:25-26)

Кондак на Вход Господень в Иерусалим:

На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:// благословен еси, грядый Адама воззвати.

Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»

Молитва на Вход Господень в Иерусалим

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети «осанна» Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениях духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Ду́хом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.


День памяти святых

Мученицы Фервуфа дева, сестра и рабыни ее (341-343)

Краткое житие святых мучениц слушайте на радио «Вера».

Преподобный Зосима Палестинский (около 560)

Воскресенье, 17 апреля 2022 года: что будет в храме?

Слушайте краткое житие на радио «Вера».

Преподобный Иосиф Песнописец (883)

Воскресенье, 17 апреля 2022 года: что будет в храме?

Слушайте краткое житие на радио «Вера».

Преподобный Георгий, иже в Малеи (IX)

Святой был иноком и подвизался в обители на горе Малое в Пелопоннесе, где и скончался. В службе преподобный Георгий ублажается как земной Ангел и чудотворец.

Преподобный Иосиф Многоболезненный, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)

Воскресенье, 17 апреля 2022 года: что будет в храме?

Слушайте краткое житие на радио «Вера».

Преподобный Зосима Ворбозомский (около 1550)

Святой основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Ворбозомского озера еще в XV веке, так как известно, что в 1501 году настоятелем монастыря был игумен Иона, ученик преподобного Зосимы. Монастырь входил в число тех многочисленных пустыней (небольших монастырей), которые располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря.

Новомученики и исповедники Российские

Преподобномученики Вениамин (Кононов) (4 января 1868 — 17 апреля 1928) и Никифор (Кучин) (? — 17 апреля 1928)

Выборы настоятеля Соловецкого монастыря 4 октября 1917 года состоялись после молебна в Успенской трапезной церкви. Производились они тайным голосованием путем подачи записок; в них участвовало 170 монахов и 77 послушников: из поданных 247 записок подавляющее большинство (238) выбрали архимандрита Вениамина, бывшего духовника Соловецкой обители.

Читать житие

Преподобномученик Вениамин родился в деревне Евсевиевской Шенкурского уезда Архангельской губернии в семье крестьян Василия Егоровича и Пелагии Ильиничны Кононовых и в крещении был наречен Василием. Образование Василий получил дома. Благочестивые родители его не раз бывали в Соловецком монастыре, куда брали с собою и сына. И с каждым разом в нем все более крепла решимость посвятить жизнь свою служению Господу.

В 25 лет он поступил в монастырь трудником, а в 1897 году был принят в него послушником. В монастыре Василий руководил хлебопекарней и заведовал расходной монастырской лавкой. За это время он окончил шесть классов Соловецкого братского училища; показав большую склонность к иноческой жизни, он оказался благонравным и послушным, имеющим большие задатки к внутреннему самоуглублению. 12 июня 1903 года настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий (Юсов) постриг послушника Василия в монашество и нарек ему имя Вениамин в честь священномученика Вениамина Синайского. 28 августа 1905 года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 15 июля 1908 года — во иеромонаха; он исполнял послушания при мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и законоучителя братского училища.

22 февраля 1910 года иеромонах Вениамин был назначен духовником Соловецкого монастыря. 30 октября 1912 года он был назначен настоятелем Антониева Сийского монастыря и 23 декабря того же года возведен в сан архимандрита; в 1913 году — награжден наперсным крестом, в 1916-м — орденом святой Анны 3-й степени.

В 1913 году в Соловецком монастыре началась смута: некоторые из братии, недовольные распоряжениями архимандрита Иоанникия, выступили против настоятеля, и поскольку никаких серьезных обвинений представить они не могли, то и стали писать на него начальству различные клеветнические измышления; эта смута продолжалась четыре года и закончилась решением Святейшего Синода от 4 августа 1917 года уволить архимандрита Иоанникия на покой. Прочитав об этом решении Синода в газете, архимандрит Иоанникий перекрестился и сказал: «Слава Богу за все. Мне своих дел не стыдно». Ему в это время исполнилось 67 лет.

Монастырь таким образом оказался без руководства, и 22 августа 1917 года исполняющий обязанности прокурора Московской Святейшего Синода конторы направил протопресвитеру Московского Большого Успенского собора Николаю Любимову письмо, в котором писал: «Принимая во внимание, что в монастыре среди известной части насельников господствует немирное настроение, что неблагоприятное внутреннее состояние монастыря усугубляется внешнею угрозою неприятеля, что сообщение с монастырем, вследствие прекращения осенью навигации, будет затруднено, для пользы обители представляется необходимым просить Святейший Синод ускорить выборами настоятеля монастыря, дабы не оставлять монастырь в трудное время без настоятельского руководства, и командировать на выборы особое духовное лицо».

С самого начала управления монастырем отца Вениамина преследовали различные искушения, которые он связывал с неправильным, немонашеским поведением братии по отношению к прежнему настоятелю. В ночь с 7 на 8 декабря 1917 года в бучильном корпусе южного дворика вспыхнул пожар, который перекинулся на другие постройки. Чудом удалось спасти монастырские постройки от огня. Отец Вениамин сказал тогда братии, что это несчастье попустил Бог за тяжкие братские грехи и смуту против настоятеля. «Все ли мы хороши сами? — сказал он. — Отца Иоанникия не считали ли первым человеком — и его же загрязняли, и заплевали, и заушали. Ныне я кажусь многим из братии хорошим, но боюсь, что придет, и скоро, время, когда и я буду казаться тоже худым и ненужным, и против меня также начнут вести козни и смуты». Архимандрит Вениамин призвал братию монастыря к миру, любви и примирению и забвению скорбного прошлого.

Во время этой беседы вперед выступил иеродиакон Вячеслав, который стал поносить бывшего настоятеля, обвиняя его в различных преступлениях. Но братия, прервав смутьяна, вывела его из помещения.

«Отныне никаких обвинений против отца Иоанникия я принимать не буду», — завершая беседу, твердо заявил новый настоятель.

Архимандриту Вениамину удалось на время восстановить порядок в обители, некоторые монахи-смутьяны покинули монастырь, остальные внешне смирились.

В это время власть в России уже захватили безбожники-большевики и в стране началась гражданская война. Большевики издали декрет об отделении Церкви от государства, Церковь лишалась прав юридического лица, а все ее имущество государством реквизировалось. В связи с этим декретом братия обители приняла меры к сохранению наиболее чтимых святынь, а также тех ценностей из ризницы, которые имели богослужебное употребление. По указанию архимандрита Вениамина эти ценности были скрыты в стене и под папертью Спасо-Преображенского собора, а также над алтарем Никольской церкви. Тайные хранилища для продовольственных запасов начали строиться рядом с Амбарным озером и озерными каналами. Ближайшим помощником настоятеля стал иеромонах Никифор (Кучин).

21 февраля 1920 года Красная армия вошла в Архангельск, а 29 апреля на Соловки прибыла Особая комиссия Губревкома, и с островов стали вывозиться запасы продовольствия. Чтобы отстоять монастырь от разграбления и сохранить хоть что-то из продовольствия, архимандрит Вениамин 20 июня 1920 года обратился с жалобой в Кемский продовольственный комитет.

«Всепокорнейше прошу Кемский уездный продовольственный комитет, — писал он, — обратить внимание на Соловецкую обитель и не дать братству погибнуть зимою с голоду, потому что, если недостанет хлеба хотя бы на пятнадцать дней, — все мы должны будем помереть с голоду на диком, суровом морском острове.

Монастырю необходимо иметь годовой запас продовольствия, а вследствие сего долгом считаю просить комитет оставить в монастыре ту годовую норму, которая полагается на братию монастыря в количестве 430 человек...».

Власти, однако, проигнорировали просьбу монахов, и под руководством Губревкома продолжилось разграбление монастыря. Многие церковные ценности были найдены по указанию самих монахов, ранее бунтовавших против архимандрита Иоанникия.

12 августа 1920 года из Соловков была отправлена в Архангельский губисполком телеграмма, в которой сообщалось, что сотрудниками Чека, благодаря указаниям некоторых монахов, были найдены замурованные церковные изделия. В ответ было получено распоряжение: «Серебро заарестовать, произвести расследование и выяснить виновных в сокрытии».

С этого времени в Соловецкой обители началась новая смута, но уже против архимандрита Вениамина. Затаивший обиду на настоятеля иеродиакон Вячеслав от имени небольшой группы поддержавших смуту монахов направил заявление к одному из новых руководителей Соловецких островов: «Мы, видя Ваше снисхождение, сознавая свои вины и опасаясь за будущее, осмеливаемся обратиться к Вам, а в лице Вашем и ко всей Советской власти, с нижайшей просьбой: ...оставить наше общество жить на тех началах, какие были начертаны нашими представителями и основателями: Василием Великим, Феодором Студитом, а русскими — Антонием, Феодосием Киевскими и последующими до наших основателей: Зосимы и Савватия и Филиппа, борца за угнетенных. Эти лица и подобные им... не имели в виду никаких политических целей, ни захвата власти и земли, но единственная их цель — возвышение бессмертного человеческого духа над тварностью, а потому они к власти относились безразлично, добросовестно, без лести и лицемерия и неукоризненно. Начала эти выражались одним словом — „общежитие“... Благодаря перевороту в России, нам удалось отстранить от власти тирана Иоанникия. Но, к сожалению, в выборе нового настоятеля мы ошиблись, как видите: он уже скоро три года управляет, а ничего на пользу общества не сделал... Посему верится, что Ваша Советская власть действует по Промыслу Божественному. И если Вы найдете возможным хотя бы маленькое провести расследование, то мы можем дать Вам те черновики, которые писали в разное время о фактах преступлений... В сокрытии монастырских продуктов просим также не обвинять всю братию, тщательно узнать, кто виновные, и наказать по закону преступления. Конечно, главные виновники — настоятель, соборные (старцы) и содержатели разных частей (хозяйства монастыря)...».

К осени 1920 года на Соловецком архипелаге разместилось множество советских организаций, которые занимались большей частью вывозом монастырского имущества, начал действовать уже и концлагерь. В конце 1920 года архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор были арестованы по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия и отправлены на принудительные работы на лесозаготовки в Холмогоры.

Преподобномученик Никифор (в миру Николай Иванович Кучин) родился в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии. Служил в армии и дослужился до чина унтер-офицера. После выхода в отставку Николай Иванович в 1909 году поступил в Соловецкий монастырь, в 1913 году архимандрит Иоанникий постриг его в монашество с именем Никифор. В монастыре монах Никифор окончил пять классов братского училища. Проходил послушание заведующего рухлядной палаткой, был рукоположен во иеромонаха и во время начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь явился ближайшим помощником архимандрита Вениамина.

После отбытия заключения в 1922 году, архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор поселились на Соловецком подворье в Архангельске, а после закрытия подворья — у некоего архангелогородского фармацевта, который, как православный, и приютил оставшихся без крова монахов. Но жизнь в шумном городе была не по душе монахам, искавшим уединения, и они по совету послушника Соловецкого монастыря Степана Антонова летом 1926 года переехали в село Часовенское Архангельской области к его сестре Анне. Тем же летом они соорудили себе келью в глухом лесу, в сорока верстах от ближайшего населенного пункта — деревни Коровкинской. В небольшой избе площадью около двадцати квадратных метров было лишь самое необходимое; из монастырских вещей у них оставались: никелированный самовар, кофейник и настольные часы с боем. В самой комнате стояли две кровати и висело несколько икон. Возле кельи пустынножители завели небольшой огород, на котором они стали выращивать овощи, и ледник для хранения продуктов. Питались они овощами с огорода и рыбой, которую ловили в Волкозере, на высоком берегу которого и стояла их келья. Недостающие продукты им привозил дважды в год из Архангельска Степан Антонов. Место это было настолько глухое, что лишь изредка забредал к ним какой-нибудь случайный охотник, и они прожили здесь в молитве и трудах почти два года.

В 1925 году в деревне Коровкинской появился молодой человек по фамилии Ярыгин, который промышлял кражами, за что был дважды судим; в 1927 году в селе Часовенском поселился комсомолец по фамилии Иванов. Впоследствии он устроился на работу лесным обходчиком и от местных охотников разузнал дорогу к келье пустынников. Враг рода человеческого диавол вселил ему мысль убить и ограбить монахов, внушив, что содеянное останется безнаказанным, так как все монашествующие объявлены советской властью вне закона и за таковых советская власть заступаться и строго наказывать не будет.

Зимой 1927 года Иванов разыскал лесную келью монахов и, ссылаясь на неких общих знакомых, попросился к ним переночевать. По долгу христианского странноприимства монахи не смогли отказать и впустили его в дом. Иванов выглядел обстановку кельи и, хотя в ней не было ничего от роскоши, остался при той же мысли — ограбить монахов.

Весной 1928 года он подбил Ярыгина на грабеж. К вечеру 17 апреля — это был вторник Светлой седмицы — убийцы дошли до кельи. Она была освещена изнутри — монахи совершали пасхальное богослужение. Когда все молитвы были завершены и в доме погас свет, Иванов стал стрелять туда, где стояли кровати, чтобы попасть в монахов. Вскоре раздались стоны — и наступила тишина. Убийц, однако, обуял такой страх, что они не посмели зайти в келью и, остановившись в сенях, оттуда влезли на чердак: взяли несколько пар сапог, два дождевика, нижнее белье, носки, брюки, кусок черного брезента, голубой эмалированный чайник, набор рыболовных крючков и плотницкий инструмент. На чердаке же они нашли и посудину с керосином и решили сжечь монахов вместе с избушкой. Убийцы облили керосином стены и подожгли и тогда услышали, как изнутри кельи вновь раздались крики, так как священноиноки еще были живы.

9 июня 1928 года Степан Антонов, как обещал, приехал навестить пустынников, но обнаружил лишь сгоревшую келью и два обгоревших скелета. Убийцы были вскоре арестованы; Иванов пытался оправдать преступление контрреволюционностью монахов, однако это ему не удалось, и суд приговорил убийц к десяти и восьми годам заключения.

Свернуть

Священномученик Николай (Караулов), епископ Вельский

Воскресенье, 17 апреля 2022 года: что будет в храме?

Слушайте краткое житие на радио «Вера».

Преподобномученица Мария Гатчинская (1874 — 17 апреля 1932)

Воскресенье, 17 апреля 2022 года: что будет в храме?

В течение 20 лет Лидия неподвижно лежала на спине — любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась. Она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную. После того как мать и братья скончались и Лидия осталась жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире единомысленные с ними православные женщины.

Монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 года. При аресте двое сотрудников ОГПУ подошли к постели монахини и, ухватив ее за вывернутые руки, поволокли по полу и по земле, а затем, раскачав за руки и за ноги, забросили в кузов грузовика. Ее поместили в тюремную больницу, где прошел допрос. Подтвердив, что она является сторонницей митрополита Иосифа (Петровых), монахиня Мария сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, — ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет... Я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть».

Читать житие

Преподобномученица Мария родилась в Санкт-Петербурге в семье владельца сургучной фабрики, купца Александра Ивановича Лелянова и в крещении была наречена Лидией. Семья жила неподалеку от Новодевичьего монастыря рядом с Преображенской церковью на Забалканском проспекте. Отец скончался, когда Лидии исполнилось три с половиной года, а ее сестре Юлии полтора года, и они остались на попечении матери и старших братьев.

Лидия училась в женской гимназии, но незадолго перед ее окончанием она заболела энцефалитом, вследствие чего у нее развилась болезнь Паркинсона, а затем ревматизм и подагра. Сдавать выпускные экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, показывали ее знаменитым отечественным докторам, возили за границу для консультаций с европейскими специалистами, но никто не смог ей помочь.

Болезнь приняла тяжелые и неизлечимые формы, и в 1909 году по совету врачей семья переехала в город Гатчину.

Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники, и архиереи. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) благословил постричь подвижницу в монашество. В 1922 году в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро-Невской Лавры Макарий (Воскресенский) постриг ее в мантию с именем Мария.

Каждый день ее посещало множество народа; люди ожидали очереди в прихожей, многие приносили ей продукты и деньги, которые она в свою очередь раздавала нуждающимся. По воспоминаниям профессора Ивана Михайловича Андреева, монахиня Мария имела огромный дар утешения и исцеления скорбящих душ. Вот «юноша, унывавший после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший о смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая».

Незадолго перед своим арестом и мученической кончиной у подвижницы побывал митрополит Петроградский Вениамин, который, подарив ей свою фотографию, написал: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».

В начале 1932 года безбожники приступили к арестам монахов и монахинь ранее закрытых монастырей. В целях предотвращения дальнейшей антисоветской работы контрреволюционных групп монашествующих Ленинградским оперсектором ОГПУ в феврале 1932 года была проведена операция, в результате которой арестованы 76 человек.

«Закрывшееся в 1922 году... Покровское подворье Пятигорского женского монастыря фактически продолжало существовать до последнего времени, причем монахини указанного подворья, продолжавшие проживать в домах подворья, своею жизнью, как духовной, так и бытовой, ни в чем не изменились.

Духовно монахини ликвидированного подворья... группировались около так называемой матери Марии, болеющей ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет настолько в сильной форме, что больная находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни... Ее посещают в большом количестве посетители не только из городского населения, но и крестьяне и приезжие из разных мест с целью получить от нее совета, как поступать в тех или иных постигших их неудачах...»

Свидетели, допрошенные следователями ОГПУ, единодушно показали, что в городе и окрестностях монахиню Марию все считают святым человеком, наделенным от Бога даром прозорливости. 22 марта 1932 года Выездная сессия Коллегии ОГПУ приговорила монахиню Марию к лишению «права проживания в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округе, Северо-Кавказском крае, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничных округах сроком на три года... с прикреплением к избранному месту жительства».

Монахиня Мария скончалась 17 апреля 1932 года в тюремной больнице в Петрограде и была погребена на Смоленском кладбище.

В 1981 году была причислена Русской Зарубежной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских как новопреподобномученица Мария Гатчинская.

17 июля 2006 года канонизирована Русской православной церковью — включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии.

26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и помещены в Гатчинском Павловском соборе.

Свернуть

Священномученик Иоанн Вечорко (1890 — 17 апреля 1933)

Воскресенье, 17 апреля 2022 года: что будет в храме?

В 1920 году часть территории Минской губернии была оккупирована польскими войсками. Офицеры остановились в доме священника Иоанна на постой, но относились к нему недружелюбно за то, что он защищал своих прихожан-крестьян. В конце концов поляки арестовали отца Иоанна и продержали некоторое время в слуцкой тюрьме.

В 1928 году отец Иоанн был арестован во второй раз уже советскими властями по обвинению в несвоевременной уплате налогов и приговорен к девяти месяцам заключения. Вернувшись из тюрьмы, он продолжил служение в Покровской церкви.

Читать житие

Священномученик Иоанн родился в селе Косаричи Бобруйского уезда Минской губернии в семье псаломщика Мартина Вечорко. В 1913 году Иван Мартинович окончил Минскую Духовную семинарию и в 1915 году был рукоположен во священника к Покровской церкви в селе Кривоносы, где он и прослужил всю жизнь.

Власти, намереваясь закрыть храм, стали со временем требовать от священника уплаты все больших налогов. Своих средств у отца Иоанна не осталось, и он ходил по домам крестьян, прося помощи; некоторые крестьяне жертвовали, у других приходилось брать в долг.

Видя, что священник продолжает отстаивать храм, сотрудники ОГПУ приняли решение арестовать его и членов церковного совета. 18 марта 1933 года они были арестованы по обвинению в том, что они «под руководством священника Вечорко, используя как предлог собирание средств среди прихожан для уплаты налогов, занимаются активной, организованной антисоветской контрреволюционной деятельностью, ставя своей целью срыв всех мероприятий советской власти, в частности срыв весенней кампании... развал колхозов, распространение всевозможных контрреволюционных слухов...».

Отвечая на вопросы следователя, священник сказал: «Виновным себя в антисоветской агитации, направленной на срыв хозяйственно-политических кампаний, и вообще в какой-либо контрреволюционной работе, не признаю. Считаю, что предъявленное мне обвинение... имеет своей целью закрытие церкви. В своей деятельности я не выходил из пределов религиозных обрядов и считаю себя аполитичным человеком».

После окончания следствия отец Иоанн был отправлен в слуцкую тюрьму. 17 апреля 1933 года тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. Священник Иоанн Вечорко был расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Свернуть

Мученик Иоанн Колесников (1877 — 1943)

В 1937 году в Поречье был арестован священник, и прихожане остались без службы. Приход постановил направить Ивана Михайловича в Москву в Патриархию с просьбой к священноначалию прислать им священника. Иван Михайлович вернулся домой с новым священником, и к общему удовлетворению всех верующих богослужение в храме возобновилось. Но не надолго.

Читать житие

Мученик Иоанн родился в селе Крылатка Глазовской волости Можайского уезда Московской губернии в семье крестьянина Михаила Колесникова. В 1910 году Иван Михайлович завел колесную мастерскую, в которой работал со своими сыновьями, не привлекая кого-либо из рабочих со стороны. Эта колесная мастерская просуществовала у него до 1930 года.

С юности Иван Михайлович был воспитан в благочестии и пел на клиросе в храме Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда. В 1934 году он был избран членом церковного совета и председателем ревизионной комиссии. Это было тяжелое время гонений на Русскую Православную Церковь.

5 февраля 1938 года были арестованы священник и диакон, а 1 апреля — Иван Михайлович и монахини, помогавшие в храме. Иван Михайлович был заключен в можайскую тюрьму и в тот же день допрошен. Два привлеченных по делу лжесвидетеля оговорили его: один постоянно привлекался к такого рода делам в качестве лжесвидетеля, а другого уговорил следователь.

— Свидетелями установлено, — заявил следователь, — что вы состоите в группировке церковников, распространяете клевету против партии и правительства. Вы подтверждаете данный факт?

— В группировке церковников я не состоял и контрреволюционной клеветы не распространял.

Вызванный на очную ставку со лжесвидетелями, Иван Михайлович сказал, что с одним из них он не встречался, так чтобы вести с ним разговоры, а другой возводит на него очевидную напраслину и все его показания он отрицает.

7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила Ивана Михайловича к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Магадан. 4 апреля 1939 года Иван Михайлович был переведен в лагерь в Кемеровской области. Несогласный с приговором, он отправил жалобу властям, в которой написал, что его осудили неправо вследствие клеветы. Дело было пересмотрено, и в январе 1940 года прокурор предложил дело прекратить за недоказанностью обвинения. 8 мая 1940 года Управление НКВД по Московской области стало ходатайствовать перед Особым Совещанием НКВД о снижении срока наказания заключенному Колесникову Ивану Михайловичу с десяти до трех лет. Однако из этого ходатайства ничего не последовало.

Иван Михайлович Колесников скончался 17 апреля 1943 года во 2‑м лагпункте Тайгинского отделения Сиблага в Кемеровской области и был погребен на лагерном кладбище в могиле под номером Е-31.

Свернуть

Икона Божией Матери «Геронтисса»

Воскресенье, 17 апреля 2022 года: что будет в храме?

На северо-восточном склоне Святой Афонской Горы, на отвесной скале у самого моря находится монастырь Пантократор, основанный в 1361 году греческим императором Алексеем Стратопедархом и братом его Иоанном Примикирием. В этом монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса», что значит «Старица» или «Настоятельница».

Читать подробнее

Согласно древнему преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое проводилось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте современного расположения обители. Так повторялось несколько раз, пока наконец не стало ясно, что Сама Пресвятая Владычица избирает именно то место для устройства Своей обители.

В другое время в монастыре был близок к кончине ее старец-игумен. Получив откровение о своем скором отшествии, он желал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившейся в алтаре чудотворной иконы послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он причастил умиравшего и тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса».

Еще одно поразительное чудо произошло в XVII веке. В монастыре случился тогда столь сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. И Пресвятая Владычица не посрамила его упования! Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина, сохраняющегося, как говорят, до сих пор, масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем.

Позднее, во время нападения сарацин, случилось следующее: один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший за дерзость сарацин раскаялся и заповедал своим домочадцам вновь посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона. Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители.

Совершалось от образа и много других чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение об умирающих старцах, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в работе и учебе. От этого и почитание иконы в Греции сейчас широко распространено.

Известна икона Божией Матери Геронтиссы в алтаре соборного храма Успенской Почаевской Лавры. По благословению архиепископа Волынского и Житомирского Модеста священнослужители перед началом богослужения испрашивали перед иконою Матери Божией благословение на начало службы.

Другой список с чудотворной иконы находится в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге. Написан он на Афоне, в самом монастыре Пантократор, а ризой украшен в Греции.

Свернуть

Традиции праздника

Внешне праздник Входа Господня в Иерусалим — один из наиболее заметных церковных праздников. Накануне, в субботу и в само Вербное воскресенье многие люди на улице несут веточки с пушистыми почками.

Церковной традицией стало освящение в этот день ваий, то есть молодых ветвей финиковой пальмы. В российских широтах много веков назад их заменили вербы. Они упоминаются в богослужении Вербного воскресенья практически во всех песнопениях. После чтения Евангелия вербы кадят, над ними читают молитву. Тонкие ветки с едва пробивающимися почками символизируют нашу связь с событием тысячелетней давности.

При строгом запрете на вкушение рыбы в течение Великого поста на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется.


Особенности православного богослужения

Двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднества (подготовительного периода) и отдания. Накануне в Лазареву субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения брата Марфы и Марии, совершенное Христом незадолго до того, как Он отправился в Иерусалим. На Литургии положены праздничные антифоны (попеременно поющиеся стихи) из 102, 145 и других псалмов.

О других особенностях богослужения Вербного воскресенья читайте в нашем материале.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 1 — 18

Читать отрывок

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. 7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна!благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! 14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15 "Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле". 16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. 17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. 18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Свернуть

Комментирует священник Антоний (Борисов)

Апостольское чтение:

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, глава 4, стих 4 — 9

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.

Комментирует священник Стефан (Домусчи)


События Вербного воскресенья открывают Страстную седмицу — настоящую войну Спасителя с духом мира сего.

Вечером, после торжественного Входа, Христос покидает Иерусалим и возвращается в Вифанию вместе с учениками и народом, который последовал за Ним. Так завершается праздничный и радостный день. Наступают Великие дни Страстной седмицы.

Два года назад мы не могли присутствовать в эти дни на богослужениях, поскольку был введен карантинный режим. Поблагодарим Бога за каждый день возможности молиться в наших храмах и участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия!

Редакция «Фомы» желает вам помощи Божьей в эти великие дни!

0
0
Сохранить
Поделиться: