Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма? - Православный журнал «Фома»
Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?

Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?

8 мин.
iframe
Код скопирован

Евангельский рассказ о том, как Христос изгнал торговцев из Иерусалимского храма, одни люди используют для обоснования тезиса, что верующий человек вправе силой расправиться с теми, кто задевает его религиозные чувства. А другие считают, что этот эпизод про то, что в храмах не должно быть церковных лавок. При этом часто упускаются из виду важные детали, касающиеся ситуации, описанной в Евангелии. Попробуем разобраться, что же в действительности произошло тогда в Иерусалиме.

Наиболее подробно эпизод с изгнанием торгующих из храма описывает апостол Иоанн. Вот как звучит его рассказ: Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дóма Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:13–16).

В каком храме всё это произошло?

Речь в этом эпизоде идет вовсе не о таком сооружении, которое мы обычно представляем себе сегодня, слыша слово «храм» или «церковь». По сути, Иерусалимский храм был городом в городе — со множеством построек и внутренними дворами.

Это было грандиозное сооружение, одно из чудес света, ставшее особенно великолепным после того, как его перестроил и многократно расширил иудейский царь Ирод Великий (эти работы более или менее завершились как раз к моменту Рождества Иисуса Христа). Реконструкции подверглось не только само здание храма, которое было увеличено и обложено белым камнем, золотом и серебром; изменилось и пространство вокруг него. Вокруг храма возвели высокие стены, внутри которых располагались служебные помещения; с внутренней стороны к ним пристроили галереи, в которых продавалась богослужебная утварь.

Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?
Вход на Храмовую гору в древнем Иерусалиме

А снаружи, за южной стеной, располагался так называемый двор — огромная вымощенная камнем площадь с фонтанами. Сюда — в отличие от территории за стенами и, уж конечно, от самого храмового здания — был открыт доступ всем желающим, даже язычникам. Так этот двор со временем и стали именовать — «двор язычников».

Предназначался он главным образом для торговли жертвенными животными.

Что еще за жертвенные животные?

Принесение жертв являлось, собственно говоря, главной частью богослужения в Иерусалимском храме. Если иудей совершал грех или хотел поблагодарить Бога за какое-то благодеяние, то должен был, согласно ветхозаветному закону, принести Ему в жертву ягненка, козленка, вола или на крайний случай (если человек был бедный) голубя. Самое главное — особь требовалась мужского пола и без какого-либо изъяна или порока: Богу жертвовали лучшее, а не что придется.

Животное или птицу отдавали священнику, тот осматривал их, чтобы убедиться, что они годятся в жертву, а затем закалывал и сжигал на храмовом жертвеннике — целиком или частично. После того как ритуал был исполнен, грех считался искупленным, а благодарность — принятой. Ведь человек потрудился, расстался с чем-то ценным (а скот в те времена ценился очень высоко), чтобы сохранить или восстановить отношения взаимного доверия с Богом.

Совершенно очевидно, что событие, о котором рассказывают евангелисты, и в частности Иоанн, произошло не внутри храмового здания или тем более Святая святых храма (туда под страхом смерти не смел войти никто, кроме священников), а снаружи — на том самом «дворе язычников». Этот двор входил в храмовый комплекс и тоже именовался частью храма, но только в расширительном смысле. То, что там продавали жертвенных животных, было вполне в порядке вещей. Ясно, что не это вызвало гнев Иисуса Христа.

Что же тогда возмутило Христа, если не сам факт торговли в храме?

На большие иудейские праздники, такие как Пасха, в Иерусалим стекались тысячи приезжих. Прежде всего это были евреи, в обычное время жившие в рассеянии, далеко от Иерусалима — в Риме, в Египте, Греции, на Кипре и т. д. Они не имели возможности привезти жертвенных животных с собой, поэтому покупали их уже на месте, в Иерусалиме.

Этим и воспользовалась храмовая аристократия, возглавляемая первосвященником, чтобы превратить храмовую торговлю жертвенными животными в высокоприбыльный бизнес.

Здесь надо напомнить, что ко времени Рождества Христова Иудея фактически потеряла государственную независимость и являлась одной из окраинных провинций Римской империи. В Иерусалиме размещался римский гарнизон, иудеи обязаны были платить римскому императору подать (ее собирали презираемые иудейскими патриотами «соглашатели» — мытари), и, само собой, здесь, как и повсюду в империи, имели хождение римские монеты — динарии.

Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?
Динарий Тиберия

С этими динариями имелась одна проблема: на них был изображен профиль римского императора — кесаря. Мы хорошо помним об этом по Евангелию: когда однажды Христа спросили, платить ли подать кесарю или нет, Он в ответ попросил напомнить, чье изображение нанесено на динарии. Когда Ему ответили «кесарево», Он сказал: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21).

В Моисеевом законе действовал категорический запрет поклоняться изображениям, и на этом основании первосвященники запретили использовать в храме римские динарии. Для торговых операций на храмовой территории они ввели специальную храмовую валюту — священные сикли*, те самые, которыми иудеи платили пошлину на храм.

*Сикль (или современный шекель) в древние времена был мерой веса драгоценных металлов – серебра и золота, заимствованной евреями у финикийцев. Во времена земной жизни Христа сикль серебра весом чуть более 11 граммов был стандартной единицей денежных расчетов. – Прим. ред.)

Помните, как в Евангелии от Матфея собиратели этой пошлины призывают апостола Петра исполнить свой религиозный долг и внести в храмовую казну положенные две дидрахмы* – за себя и за Учителя?

* Дидрахма – римская серебряная монета достоинством в две драхмы, приравнивалась к полусиклю и принималась в уплату храмовой подати за одного человека. – Прим. ред.

И как Христос, узнав об этом, велит Петру поймать рыбу, достать у нее изо рта монету – статир* – и отдать за них обоих? (Мф 17:24–27).

*Статир, или тетрадрахма – монета достоинством в четыре драхмы, приравнивалась к одному священному сиклю. – Прим. ред.

Итак, первосвященники установили правило: все торговые операции на территории храма совершаются исключительно в храмовой валюте. И организовали обмен динариев (равно как и других денег) на эту специальную валюту — на том самом «дворе язычников». Эти же храмовые деньги — и только они — шли в дело, и когда священниками производился осмотр купленных животных. А совершались эти валютно-обменные операции с комиссией, которая составляла почти две трети от суммы обмена! Такой порядок был крайне выгоден храмовой аристократии. Именно в ее руках оседала вся прибыль и от обмена денег, и от последующих финансовых операций с золотом.

Еще об одном злоупотреблении, связанном с функционированием храмовой валюты, писал уже в IV–V веках создатель латинского перевода Библии святой Иероним Стридонский, много лет путешествовавший по Святой Земле и хорошо узнавший прежние обычаи иудеев. Поскольку многие из желавших принести жертвенные дары сами нуждались в деньгах, первосвященники разрешили меновщикам ссужать деньги нуждающимся под поручительство, рассказывает святой Иероним. При этом, правда, требовалось обойти предписание закона, запрещавшее давать деньги иудеям в рост (то есть брать проценты за пользование займом). В результате священники придумали другой способ заработать на ссудах: они ввели в обычай «маленькие дешевые подарки [гостинцы], например: поджаренный горох, изюм и яблоки разного рода». То есть люди, бравшие ссуды у меновщиков, давали им за это подарки — своего рода взятки.

Это было то, против чего Господь многократно предостерегал Свой народ устами множества пророков. Еще во времена Моисея израильтянам было сказано совершенно ясно: Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (Втор 16:19). И всё это процветало теперь, причем не где-нибудь, а в непосредственной близости от храма!

Этим-то и был возмущен Христос: дом Его Отца, дом молитвы люди превратили в бизнес-предприятие! Речь уже шла не о торговле при храме, которая помогала бы пришедшим издалека паломникам на месте купить жертвенное животное — сам храм превращался в некое «приложение» к сомнительной бизнес-конторе.

Главным руководством духовной жизни для иудеев всегда оставалась самая первая из Десяти заповедей: Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20: 2). Гнев Спасителя был вызван тем, что первосвященники оказались, по слову пророка Иезекииля, такими пастырями, которые пасут самих себя (ср.: Иез 34:8), создавая затруднения всем прочим желавшим послужить Богу. Называясь священниками, они оказались по сути идолослужителями, подобно тем израильтянам, которые когда-то отлили себе золотого тельца и стали поклоняться ему.

Именно этим и объясняются решительные действия Христа, описанные евангелистами.

Зачем Христос взял в руки бич?

Бич предназначался вовсе не людям, объясняет живший на рубеже XI и XII веков византийский богослов Евфимий Зигабен. Он предназначался животным: торговцев Христос «только устрашил… и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал».

Двадцать седьмое правило святых апостолов однозначно утверждает, что Иисус никогда, ни при каких обстоятельствах Своей земной жизни не поднимал руку на человека:

«Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». Это было бы полезно помнить всем, кто пытается увидеть в эпизоде изгнания торговцев из храма богословское оправдание насилия.

Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?
Фреска "Изгнание торговцев из храма". Храм Пантократора в монастыре Высокие Дечаны (Сербия, Косово, XIX в.)

Однако нельзя забывать и другое. Этот евангельский эпизод показывает, что Господь ведет Себя в храме как власть имеющий, как истинный Владыка. Более того, никто не смеет Ему ничего возразить. Вдумайтесь на секунду: рассыпать деньги и перевернуть столы меновщиков в то время — это всё равно что сегодня ворваться в банк и там учинить погром. Наверняка рядом с меновщиками была соответствующая охрана, но всем стало страшно. Так же страшно и сегодня забыть, что распоряжаться в Церкви может только ее Глава — Христос. Это особенно важно помнить тем, кто пытается превратить дом Божий в место удовлетворения собственных амбиций — личных, политических, коммерческих; тем, кто стремится перестроить этот дом по собственному проекту.

На заставке: Франческо Бонери, «Христос, изгоняющий из храма торговцев», 1615 г.

Читайте также:

Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди?

Бить или не бить?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (73 голосов, средняя: 4,78 из 5)
Загрузка...
30 ноября 2019
Поделиться:

  • Анатолий
    Анатолий2 года назадОтветить

    Изгнание торговцев
    Изгнание торговцев
    Анатолий Пеньшин
    Да.
    Обычно всегда именно этот момент приводят как пример гнева Христова. Реального нашего с Ним роднящего в страстях человеческого гнева. Мол вот только один раз Он как-бы сорвался, но этому были веские причины. Полагая, что если у Него две природы, то почему-бы Ему иногда и не побыть простым обычным человеком. Ведь ел же он и спал и пил вино как все люди. Почему бы и в этом случае так же не поступить?
    Но как мы это себе представляем? Кроткий, смиренный, пастырь добрый поддался ярости, хватает бич и хлещет им людей и скот направо и налево переворачивая столы?
    Да. Как-то не верится в такое. Вся остальная Его жизнь никак с этим не совпадает. Так что же это такое? Может евангелисты это просто придумали? Но зачем им это? Уж если решились фантазировать, то подкрепили бы подобную Ему, вот эту Его особенную черту кротости, против как неоднократно по ходу повествования. Но этого тут её не видим. Более того, нечто на гнев наблюдаем.
    С другой стороны мы не вправе сомневаться в том, что это событие реально было.
    Тогда в чем смысл этого события?

    Смотрим.
    Это первое, что делает Христос войдя в Иерусалим. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
    Кстати бич это орудие для скота тут применяется. Можно ли нам представить, что Иисус Христос людей за скотов числил и их бичом бил как скотов?
    Это вряд ли. Человек все-таки образ Божий, а не скотский.
    Ну вот если только людей с овцами сравнивал. Но при том вот какая штука. Он говорит, что овцы, слыша голос Его, сами идут за Ним. Значит Он не гонит стадо людей, а ведёт его. А тут вдруг бич? Этот бич был для скота, находящегося в храме, а не для людей.
    Тогда зачем по отношению к людям Он перевернул столы? А вот зачем.
    Это на самом деле проповедь. Проповедь о Новом Завете, о том, что люди Ветхий Завет понимали по Каински, превратили его в торговлю с Богом. Мол вот я Тебе жертву в виде тельца или голубя, а Ты мне прощение грехов. Чем больше грехов, тем больше жертва.
    Вот такие отношения мены и торговли люди установили с Богом. А разве этого хочет Христос? Не сказано ли у Соломона? "Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои".
    Это единственное, что нужно от нас Богу.

    Не случайно у Осии: "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений." (Ос. 6:6) И Христос отправляет нас к Осии говоря: "пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".
    Значит не торговли между Богом и людьми хочет Бог, а любви, отношений семейных, где любовь правит, а не выгода. И эта мысль о любви звучит через всё Христово учение.
    Вот поэтому переворачивание столов есть изгнание духа торговли в отношениях людей с Богом. Не людей Он изгоняет из храма Божия, но их языческое отношение к Богу.
    Не сама торговля в храме убивает нас, а торговля наша с Богом. Даже тогда мы торгуемся с Богом, когда пытаемся поставить свечку потолще и подороже. Здесь звучит формула сделки: «Я тебе, ты мне» и этим мы опускаем Бога Отца нашего Небесного до богов языческих. А это уже смерть, ибо открывает истинную сущность нашей веры бесовской.
    Так что это не вспышка гневных человеческих чувств у Бога, а вполне конкретная проповедь словами и действиями. Тут как-раз единство божественной и человеческой природы Христа.

    И кстати о гневе Божием.
    Гнев Божий, есть ли он? А если есть, то что это?

    Преп. Антоний Великий: "Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения" (Наставления св. Антония Великого. Добротолюбие. Т.1. §150).

    Св. Григорий Нисский: "Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, также щедрит (Исх.33,19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаявались в возвращении через покаяние, взирая на милость..." (Св. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения.Ч.У1. Кн.II.М.1864. С.428-429).

    Св. Иоанн Златоуст: "Когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых" (Беседа на Пс.VI.-2.Творения. Т.V.Кн.1. СПб. 1899. С. 49) .

    Св. Иоанн Кассиан Римлянин: Бог "не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей... " (Собеседование - Х1. §6) .

  • Сергей
    Сергей2 года назадОтветить

    Значит сегодня лавки в храме с консультационными центрами действующими во время литургии и сбор денег на подносах молитве не мешают правильно я понял мысль автора православного журнала фома????

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 года назадОтветить

      А "Фома" разве когда-то говорил, что сбор денег на подносах - это нормально? Вообще наоборот, неоднократно писали, что это старая, изжившая традиция, которая давным-давно должна отойти.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 года назадОтветить

      Подносы точно мешают; свечные лавки -- в зависимости от того, как организовала община прихода. Может мешать, а может совсем нет.

  • Игорь
    Игорь4 года назадОтветить

    Сами в Царство Небесное не входят и других не пускают. Это всё сказано о современных церквях. Там как в насмешку над Спасителем сделали магазин по продаже.Тут не важно что продают. Главная мысль в Писании была чтоб не делали из дома молитвы вертеп для разбойников. И что мы видим. В современном храме. не просто продают, а продают без документов и кассовых чеков. То есть сделано всё по разбойничье. Именно так сделано, что возмутило Иисуса и заставило взяться за бич. Это просто возмутительно. Хотя видим и итог . Все чудеса происходят по средствам Святого духа. Только вот не кто больше не исцеляется в этих наполненных грехом церквях. И нечего тут удивляться. Не можете служить двум господам. И Богу и мамоне. По делам их судите о них

    • Ги
      Ги1 год назадОтветить

      В церквях происходит нечто большее, чем просто исцеление, - священная евхаристия. Чудо, которое важнее и превыше всех исцелений вместе взятых. Собственно, Вам кто-то мешает молиться?

  • фомич
    фомич4 года назадОтветить

    Извечный вопрос хр-ва, спасать себя либо ближних. Ударом можно остановить человека от греха, но самому лишиться благодати. Вообще это не адекватное стремление в "царство небесное" ярче всего выразилось в житии Пантелеймона, которого и меч не брал и лев не грыз, но сам он по своей воле взял да и решил под смерть подставится, видимо стремясь скорей обрести"вечную жизнь". Христианство по своей сути есть религия абсолютнейших рабов, рабов для "избранного народа"

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков4 года назадОтветить

      Почему неадекватное? Почему "вечная жизнь" в кавычках? Почему рабов "избранного народа"? Либо Вы в вечную жизнь не верите, но тогда надо ставить в кавычки и слова грех, благодать, да и усомниться в том, что мученика Пантелеимона не брал меч. Если же Вы веруете, то кавычки непонятны, а последнее предложение выглядит странно.

  • Игорь
    Игорь4 года назадОтветить

    СОгласен с комментарием Чуть выше которое написал Иван. Хочется добавить , что и при этом не дают кассового чека, объясняя это всякими глупыми отговорками. Хотя очевидно простоё в миру уголовно наказуемое действо. Это сколько создают предпосылок для воровства и обмана и уклонения от налогов. Сами в Царство Небесное не входят и других не пускают. При этом очерняют чистое Божье Имя

  • Редакция
    Редакция4 года назадОтветить

    О том, почему Иоанн Златоуст призывал бить богохульников, читайте подробнее здесь: https://foma.ru/osvyati-ruku-udarom.html

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь