Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?

Евангельский рассказ о том, как Христос изгнал торговцев из Иерусалимского храма, одни люди используют для обоснования тезиса, что верующий человек вправе силой расправиться с теми, кто задевает его религиозные чувства. А другие считают, что этот эпизод про то, что в храмах не должно быть церковных лавок. При этом часто упускаются из виду важные детали, касающиеся ситуации, описанной в Евангелии. Попробуем разобраться, что же в действительности произошло тогда в Иерусалиме.

Наиболее подробно эпизод с изгнанием торгующих из храма описывает апостол Иоанн. Вот как звучит его рассказ: Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дóма Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:13–16).

В каком храме всё это произошло?

Речь в этом эпизоде идет вовсе не о таком сооружении, которое мы обычно представляем себе сегодня, слыша слово «храм» или «церковь». По сути, Иерусалимский храм был городом в городе — со множеством построек и внутренними дворами.

Это было грандиозное сооружение, одно из чудес света, ставшее особенно великолепным после того, как его перестроил и многократно расширил иудейский царь Ирод Великий (эти работы более или менее завершились как раз к моменту Рождества Иисуса Христа). Реконструкции подверглось не только само здание храма, которое было увеличено и обложено белым камнем, золотом и серебром; изменилось и пространство вокруг него. Вокруг храма возвели высокие стены, внутри которых располагались служебные помещения; с внутренней стороны к ним пристроили галереи, в которых продавалась богослужебная утварь.

Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?
Вход на Храмовую гору в древнем Иерусалиме

А снаружи, за южной стеной, располагался так называемый двор — огромная вымощенная камнем площадь с фонтанами. Сюда — в отличие от территории за стенами и, уж конечно, от самого храмового здания — был открыт доступ всем желающим, даже язычникам. Так этот двор со временем и стали именовать — «двор язычников».

Предназначался он главным образом для торговли жертвенными животными.

Что еще за жертвенные животные?

Принесение жертв являлось, собственно говоря, главной частью богослужения в Иерусалимском храме. Если иудей совершал грех или хотел поблагодарить Бога за какое-то благодеяние, то должен был, согласно ветхозаветному закону, принести Ему в жертву ягненка, козленка, вола или на крайний случай (если человек был бедный) голубя. Самое главное — особь требовалась мужского пола и без какого-либо изъяна или порока: Богу жертвовали лучшее, а не что придется.

Животное или птицу отдавали священнику, тот осматривал их, чтобы убедиться, что они годятся в жертву, а затем закалывал и сжигал на храмовом жертвеннике — целиком или частично. После того как ритуал был исполнен, грех считался искупленным, а благодарность — принятой. Ведь человек потрудился, расстался с чем-то ценным (а скот в те времена ценился очень высоко), чтобы сохранить или восстановить отношения взаимного доверия с Богом.

Совершенно очевидно, что событие, о котором рассказывают евангелисты, и в частности Иоанн, произошло не внутри храмового здания или тем более Святая святых храма (туда под страхом смерти не смел войти никто, кроме священников), а снаружи — на том самом «дворе язычников». Этот двор входил в храмовый комплекс и тоже именовался частью храма, но только в расширительном смысле. То, что там продавали жертвенных животных, было вполне в порядке вещей. Ясно, что не это вызвало гнев Иисуса Христа.

Что же тогда возмутило Христа, если не сам факт торговли в храме?

На большие иудейские праздники, такие как Пасха, в Иерусалим стекались тысячи приезжих. Прежде всего это были евреи, в обычное время жившие в рассеянии, далеко от Иерусалима — в Риме, в Египте, Греции, на Кипре и т. д. Они не имели возможности привезти жертвенных животных с собой, поэтому покупали их уже на месте, в Иерусалиме.

Этим и воспользовалась храмовая аристократия, возглавляемая первосвященником, чтобы превратить храмовую торговлю жертвенными животными в высокоприбыльный бизнес.

Здесь надо напомнить, что ко времени Рождества Христова Иудея фактически потеряла государственную независимость и являлась одной из окраинных провинций Римской империи. В Иерусалиме размещался римский гарнизон, иудеи обязаны были платить римскому императору подать (ее собирали презираемые иудейскими патриотами «соглашатели» — мытари), и, само собой, здесь, как и повсюду в империи, имели хождение римские монеты — динарии.

Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?
Динарий Тиберия

С этими динариями имелась одна проблема: на них был изображен профиль римского императора — кесаря. Мы хорошо помним об этом по Евангелию: когда однажды Христа спросили, платить ли подать кесарю или нет, Он в ответ попросил напомнить, чье изображение нанесено на динарии. Когда Ему ответили «кесарево», Он сказал: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21).

В Моисеевом законе действовал категорический запрет поклоняться изображениям, и на этом основании первосвященники запретили использовать в храме римские динарии. Для торговых операций на храмовой территории они ввели специальную храмовую валюту — священные сикли*, те самые, которыми иудеи платили пошлину на храм.

*Сикль (или современный шекель) в древние времена был мерой веса драгоценных металлов – серебра и золота, заимствованной евреями у финикийцев. Во времена земной жизни Христа сикль серебра весом чуть более 11 граммов был стандартной единицей денежных расчетов. – Прим. ред.)

Помните, как в Евангелии от Матфея собиратели этой пошлины призывают апостола Петра исполнить свой религиозный долг и внести в храмовую казну положенные две дидрахмы* – за себя и за Учителя?

* Дидрахма – римская серебряная монета достоинством в две драхмы, приравнивалась к полусиклю и принималась в уплату храмовой подати за одного человека. – Прим. ред.

И как Христос, узнав об этом, велит Петру поймать рыбу, достать у нее изо рта монету – статир* – и отдать за них обоих? (Мф 17:24–27).

*Статир, или тетрадрахма – монета достоинством в четыре драхмы, приравнивалась к одному священному сиклю. – Прим. ред.

Итак, первосвященники установили правило: все торговые операции на территории храма совершаются исключительно в храмовой валюте. И организовали обмен динариев (равно как и других денег) на эту специальную валюту — на том самом «дворе язычников». Эти же храмовые деньги — и только они — шли в дело, и когда священниками производился осмотр купленных животных. А совершались эти валютно-обменные операции с комиссией, которая составляла почти две трети от суммы обмена! Такой порядок был крайне выгоден храмовой аристократии. Именно в ее руках оседала вся прибыль и от обмена денег, и от последующих финансовых операций с золотом.

Еще об одном злоупотреблении, связанном с функционированием храмовой валюты, писал уже в IV–V веках создатель латинского перевода Библии святой Иероним Стридонский, много лет путешествовавший по Святой Земле и хорошо узнавший прежние обычаи иудеев. Поскольку многие из желавших принести жертвенные дары сами нуждались в деньгах, первосвященники разрешили меновщикам ссужать деньги нуждающимся под поручительство, рассказывает святой Иероним. При этом, правда, требовалось обойти предписание закона, запрещавшее давать деньги иудеям в рост (то есть брать проценты за пользование займом). В результате священники придумали другой способ заработать на ссудах: они ввели в обычай «маленькие дешевые подарки [гостинцы], например: поджаренный горох, изюм и яблоки разного рода». То есть люди, бравшие ссуды у меновщиков, давали им за это подарки — своего рода взятки.

Это было то, против чего Господь многократно предостерегал Свой народ устами множества пророков. Еще во времена Моисея израильтянам было сказано совершенно ясно: Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (Втор16:19). И всё это процветало теперь, причем не где-нибудь, а в непосредственной близости от храма!

Этим-то и был возмущен Христос: дом Его Отца, дом молитвы люди превратили в бизнес-предприятие! Речь уже шла не о торговле при храме, которая помогала бы пришедшим издалека паломникам на месте купить жертвенное животное — сам храм превращался в некое «приложение» к сомнительной бизнес-конторе.

Главным руководством духовной жизни для иудеев всегда оставалась самая первая из Десяти заповедей: Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20: 2). Гнев Спасителя был вызван тем, что первосвященники оказались, по слову пророка Иезекииля, такими пастырями, которые пасут самих себя (ср.: Иез 34:8), создавая затруднения всем прочим желавшим послужить Богу. Называясь священниками, они оказались по сути идолослужителями, подобно тем израильтянам, которые когда-то отлили себе золотого тельца и стали поклоняться ему.

Именно этим и объясняются решительные действия Христа, описанные евангелистами.

Зачем Христос взял в руки бич?

Бич предназначался вовсе не людям, объясняет живший на рубеже XI и XII веков византийский богослов Евфимий Зигабен. Он предназначался животным: торговцев Христос «только устрашил… и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал».

Двадцать седьмое правило святых апостолов однозначно утверждает, что Иисус никогда, ни при каких обстоятельствах Своей земной жизни не поднимал руку на человека:

«Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». Это было бы полезно помнить всем, кто пытается увидеть в эпизоде изгнания торговцев из храма богословское оправдание насилия.

Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?
Фреска “Изгнание торговцев из храма”.
Храм Пантократора в монастыре Высокие Дечаны (Сербия, Косово, XIX в.)

Однако нельзя забывать и другое. Этот евангельский эпизод показывает, что Господь ведет Себя в храме как власть имеющий, как истинный Владыка. Более того, никто не смеет Ему ничего возразить. Вдумайтесь на секунду: рассыпать деньги и перевернуть столы меновщиков в то время — это всё равно что сегодня ворваться в банк и там учинить погром. Наверняка рядом с меновщиками была соответствующая охрана, но всем стало страшно. Так же страшно и сегодня забыть, что распоряжаться в Церкви может только ее Глава — Христос. Это особенно важно помнить тем, кто пытается превратить дом Божий в место удовлетворения собственных амбиций — личных, политических, коммерческих; тем, кто стремится перестроить этот дом по собственному проекту.

На заставке: Франческо Бонери, «Христос, изгоняющий из храма торговцев», 1615 г.

Читайте также:

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (37 votes, average: 4,92 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Андрей
    5 января, 2020 10:27

    Хмм … интересная статья как и попытка оправдать современный бизнес в церкви , напомню словами ап .Павла Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
    2-е послание Тимофею 3:16 так вот к чему я …. это история дана людям чтобы мы думали сейчас , не повторяли ошибок …. Есть большое количество Священников которые по уровню жизни, не уступят удачным бизнесменам ! Дома ,квартиры ,машины. Люди не церковные не глупые ………………………. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
    20, Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
    21 Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
    (Мф, 6, 14–21)

  • Любовь
    1 января, 2020 23:56

    потому и изгнал что торговали А сейчас в церквях торгуют повсеместно

  • прохожий
    27 декабря, 2019 14:10

    Зачем Христос взял в руки бич?
    Бич предназначался вовсе не людям, объясняет живший на рубеже XI и XII веков византийский богослов Евфимий Зигабен. Он предназначался животным: торговцев Христос «только устрашил… и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал»
    То есть,только угрожал, но не ударял. Поскольку испугались и убежали. УДАЛИЛ (УДАЛИТЬ)(истолкуйте для себя это слово. А что делать с теми, кто не убежит, а кинется защищать свое добро? То же самое, что и христиане – крестоносцы делали в Иерусалиме 1000 лет спустя. Противна слащавая ложь т.н. христиан.
    Мы, мусульмане, большие последователи Иисуса Христа,
    чем вы.

  • Алексей
    18 декабря, 2019 18:40

    Ну а я считаю, что он их изгнал именно потому, что животные предполагались для убийства. А ведь именно с Иисуса пошел запрет на кровавые жертвы, для богов.
    НЕ УБИЙ!

  • Виктор
    17 декабря, 2019 18:42

    А его послал ОТЕЦ для ИСПРАВЛЕНИЯ ГРЕХОВ ИЗРАИЛЕВЫХ….в Библии написано это несколько раз….

  • Апостол Павел
    15 декабря, 2019 21:15

    В Евангелии это одна из легенд принятая по недомыслию на веру. На самом деле речь о другом. Как младенцем Моисей не плыл в корзине, Ной не строилна деревянное судно, так и Иисус не устраивал беспредел в храме. Его бы там убили просто. Речь о духовных событиях до сих пор не понятых людьми далекими от глубокого познания духовного символизма. Отсюда и пренебрежение к мифам народов мира, которые полны духовных символов.

  • vd
    10 декабря, 2019 12:28

    Жаренный горох, изюм, яблоки, конечно, плохо брать. Хорошо – машины, квартиры, дома. дачи.

  • Анна
    8 декабря, 2019 21:01

    Здесь вверху на фреске написано слово -Паче. Паче значит потом. Потом мир, но только худо ждёт того, кто порог храма переступит в потупее, и, это глупее.
    В дословном переводе- это Больше не надо слез, слез во лжи нет, слеза умоет счастье. Слеза к слезе- Любовь. Слезою я умою и порог.

  • Марина
    7 декабря, 2019 17:41

    Статью прочитала на одном дыхании, большое спасибо !
    Действительно, многими эта сцена из Евангелия используется в качестве лишнего повода для критики Церкви, – мол, всё у вас на продажу, барыги вы эдакие !
    Никто не хочет знать, на что и как живёт в наше время священник, тем более далеко от столицы, чем оплачиваютя коммунальные счета на храмы.

  • Александр
    7 декабря, 2019 15:16

    эти стоимости приведены в конце библии, ноесть и ещё одна версия этого поступка Христа – каждый иудей должен был ежегодно внести в храм плату, после того как он её внёс, он получал камень с изображенным на нём знаком принадлежности к сословию это был нарисовн бык, рыбка, голубь, серп, баран итд . Далее заплатив что положено он считал, что можно по прежнему жить , грешить, бесчинствовать, те сведение веры к чисто комерческой сделке, а Христос этим поступком показал, что богу взятка не нужна, бог должен быть в душе и присутствовать всегда в жизни, а нетолько когда пришёл свечку поставить.

  • Pilcrow Sign
    7 декабря, 2019 13:07

    В дополнение можно привести еще известные слова Свт. Иоанна Златоуста из “Бесед о статуях”, который благословляет христиан собственной рукой наказывать по плоти богохульников. Уж великий Святитель, наверное, имел правильное суждение о евангельском эпизоде с бичом.
    Таких, как Евфимий Зигабен, были сотни, а Свт. Иоанн Златоуст – единственный.

    • Редакция
      17 января, 2020 20:12

      О том, почему Иоанн Златоуст призывал бить богохульников, читайте подробнее здесь: https://foma.ru/osvyati-ruku-udarom.html

  • Татьяна
    7 декабря, 2019 10:30

    Сомнения были, что Господь мог бичем выгонять из храма торговцев. Надеюсь, что в статье правильное объяснение текста Евангелия. Спасибо!

  • Иван
    6 декабря, 2019 4:00

    Нельзя служить двум господам сразу – Господу и Маммоне (идол денег,богатства) ибо одному усердие а другому нерадит!
    Автор не понимает,что человек небольшого достатка и имеющий в семье много детей Никогда не пойдёт в этот храм и не купит втридорого козленка для искупления грехов,если понимает,что это не очищение греха ,а нажива саддукеев и фарисеев!
    Это приводит к забвению Бога и идолопоклонству!
    Сами в Царство Небесное не входят и других не пускают.
    Стоит и ныне “некоторым Топ Менеджером бизнеса на религии задуматься”!

  • Иван
    6 декабря, 2019 3:55

    Нельзя служить двум господам сразу – Господу и Маммоне (идол денег,богатства) ибо одному усердие а другому нерадит!
    Автор не понимает,что человек небольшого достатка и имеющий в семье много детей Никогда не пойдёт в этот храм и не купит втридорого козленка для искупления грехов,если понимает,что это не очищение греха ,а нажива саддукеев и фарисеев!
    Это приводит к забвению Бога и идолопоклонству!
    Сами в Царство Небесное не входят и других не пускают.

  • р.Б
    30 ноября, 2019 18:43

    А Кирилл Алекандрийский считает, что Он бил людей бичом как рабов https://bible.optina.ru/new:in:02:15
    И скорее всего Христос изгнал их именно из внутреннего пространство храма, а не со двора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *