Закончилась Святая Четыредесятница – сорок дней покаяния, поста и молитвы. Пройдет время, и мы будем вспоминать это время не просто как «великий пост», а как очень особенный Великий пост – настолько уникальны его условия для поколения современников. Ныне мы подошли к самым главным дням церковного года. Их открывает праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное Воскресенье.

Продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы происходящее на богослужении стало доступно и понятно. Даже если священники служат в пустых храмах, а миряне откликнулись на призыв патриарха – смотрят или слушают трансляцию .


Воскресенье, 12 АПРЕЛЯ 2020 года

Вербное воскресенье – это один из двунадесятых праздников Православной Церкви. В этот день мы вспоминаем Вход Господень в Иерусалим. Это переходящий праздник, то есть его дата в церковном календаре не фиксирована — она зависит от даты Пасхи. События Вербного воскресенья описывают все четыре евангелиста. Внешне этот праздник один из наиболее заметных: в само Вербное воскресенье, и накануне на улице можно было увидеть огромное количество людей с вербами. Сегодня же наши жизненные обстоятельства создали условия для бо́льшего внимания к внутреннему сосредоточению на смысле и духовном значении праздника.

Весной приблизительно 30-го года нашей эры в столицу стекались толпы народа на главный в году иудейский праздник еврейской Пасхи. Понтий Пилат приехал в Иерусалим, чтобы предотвратить ожидаемый мятеж местного населения. Иисус Христос тоже отправился в Иерусалим. Накануне Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и поверили, что Иисус — тот самый Мессия, которого так долго ждал Израиль. А значит, Он взойдет на царский престол и освободит страну от власти римлян.

Иудейские первосвященники боялись мятежа и были злы на Иисуса: «Кто Он такой, чтобы называть себя Мессией?». Они решили убить и Его, и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». За  шесть дней до Пасхи Спаситель въезжает в городские ворота не на коне, а на ослике. Этот ослик — символ неотмирности Царства, которое проповедует Спаситель.

Его встречают, как царя. Люди ликуют, дорогу под копытами ослика устилают пальмовыми ветвями. Кричат: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас») Пройдет несколько дней, и та же толпа, разочарованная тем, что Христос оказался «не тем царем», будет требовать: «Распни, распни Его!» Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель направился в Храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Народ слушал Христа с восхищением, к Нему подходили за исцелением слепые и увечные.

Подробнее о Вербном воскресении читайте в наших материалах:

• Коротко о празднике: Вход Господень в Иерусалим

Иконография Вербного воскресенья и «Вход Господень в Иерусалим» современного российского художника Игоря Сушенка

Обряд «шествие на осляти» или зачем русский царь вел лошадь, на которой сидел патриарх, и почему Петр I упразднил этот обычай

• О значение вербы и смысле традиции ее освящения рассказывает священник Сергий Круглов


День памяти святых:

Пророк Иоад (Х век до Рождества Христова) происходил из Самарии. О нем повествуется в 13-й главе 3 Книги Царств: в библейском тексте он по имени не называется, а именуется человеком Божиим. Подробнее о пророке можно послушать рассказ на радио «Вера».

Апостолы от семидесяти Сосфен, Аполлос (Апеллий), Кифа, Кесарь и Епафродит (I век). Святые Апостолы принадлежали к лику 70 апостолов, избранных Спасителем для проповеди, спустя некоторое время после избрания двенадцати Апостолов, о чем повествует евангелист Лука в начале 10й главы. О них упоминается в различных посланиях апостола Павла и в книге Деяния святых апостолов, все были епископами. Сосфен был начальником синагоги в греческом городе Коринф, а позже, после апостола Кифы стал епископом Колофона в Малой Азии. Образованный Аполлос проповедовал то, что слышал от Иоанна Крестителя, затем обратился, услышав рассказ других апостолов о Спасителе. Епафродит, по преданию, страдал неизлечимым недугом и выздоровел молитвами апостола Павла. Кесарь проповедовал и был епископом Диррахии, области в Средней Греции. Все эти апостолы мирно преставились к Богу.

Святая Еввула Никомидийская (около 303), мать великомученика Пантелеимона, мирно скончалась ранее мучений своего сына.

Преподобный Иоанн Безмолвник (Молчальник), епископ Колонийский (VI). Родился около 454 года в Никополе Армянском в семье военачальника, рано начал изучать Священное Писание, полюбил уединение и молитву. Наследство потратил на строительство церкви во Имя Пресвятой Богородицы и с 18 лет вместе с десятью иноками жил при ней в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии митрополит Севастийский рукоположил 28-летнего Иоанна в епископа. Под его влиянием жили по-христиански и его близкие – брат Пергамий (приближенный императоров Зенона и Анастасия) и племянник Феодор (приближенный императора Юстиниана). Когда в Церкви начались нестроения, святитель отправился в Константинополь просить императора Зенона защитить Армянскую Церковь от вмешательства местного правителя в духовные вопросы. 

Но однажды он тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим, веря, что Бог укажет место спасения. Яркая звезда привела Иоанна в Лавру преподобного Саввы, где ему суждено было прожить 66 лет. Больше четырёх лет он простым послушником выполнял тяжелые работы на строительстве. Когда игумен поручил ему должность эконома и просил первоиерарха Иерусалимской Церкви Илию рукоположить, пришлось открыть тайну патриарху. Игумен Савва услышал: «инок сей открыл мне тайну, воспрещающую рукополагать его; и так оставь его в мире и не нарушай ничем его спокойствия». По благословению патриарха преподобный Иоанн принял обет молчания, а игумен Савва весьма огорчился, подумав, что ошибся в молчальнике. Он провел ночь в слезах и молитве и услышал ангельский голос: «не может епископ опять быть пресвитером». 

Четыре года провел преподобный Иоанн в затворе. Желая еще большего уединения и сугубого воздержания, он покинул Лавру и удалился в пустыню, где провел более девяти лет, питаясь травами. Затем святой игумен Савва уговорил его вернуться. После своей смерти святой Савва явился скорбевшему святителю Иоанну в видении и, утешив, предсказал труды в борьбе с ересью. И, действительно, Иоанн должен был покинуть свою келью, чтобы укрепить братию в борьбе с ересью оригенитов.

Еще при жизни по его молитве совершались многие чудеса: исцеления больных и бесноватых, спасение от неминуемой гибели призывавших его имя, из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды. В возрасте 104 лет преподобный Иоанн с миром отошел ко Господу.

Два великие урока преподает христианам преподобный Иоанн: учит смирению, без которого нельзя спастись, и крайней осторожности в слове, так как человек больше всего и чаще всего согрешает словом.

Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайский (649). Точное происхождение преподобного Иоанна Лествичника неизвестно. Образованным юношей он пришел в монастырь на территории современного Египта – на святой горе, на которой пророк Моисей когда-то получил от Бога Десять заповедей. 19 лет находился в послушании у старца Мартирия, и около 40 лет провел в подвиге безмолвия и одиночества. Игуменом он стал лишь в конце жизни, и тогда же к нему с просьбой поделиться духовным опытом обратился игумен соседнего монастыря. Так была написана «Лествица».

Преподобный Зосима, епископ Сиракузский (около 662). Родился в Сиракузах в благочестивой семье, долго не имевшей детей. Родители много жертвовали городскому монастырю святой мученицы Лукии и отдали сына туда на воспитание в возрасте 7 лет. Духовником его стал настоятель Фавст, и со временем Зосиму назначили хранителем гробницы мученицы Лукии и возвели в сан диакона. Через 30 лет Зосиму избрали настоятелем монастыря и рукоположили во пресвитера. Римский папа Феодор I возвел Зосиму на епископскую кафедру вопреки желанию последнего, как сказано в житии. Святитель выстроил в Сиракузах новый кафедральный собор, принимал активные меры по обращению иудеев в христианство. Последний год жизни совпал с переездом в Сиракузы двора императора: узнав, что постелью больному епископу служит грубая рогожа, ему подарили роскошную кровать, однако Зосима велел продать ее и раздал деньги бедным. В конце жизни святитель тяжело заболел, но переносил страдания с великодушием и смирением. Около 662 года он скончался после 13-летнего управления паствой. Впоследствии многие больные получали исцеления при одном прикосновении к его гробнице.

Святитель Софроний, епископ Иркутский (1771). Стефан Назарьевич Кристалевский родился 25 декабря 1703 в Полтавской губернии. После окончания Переяславской семинарии в 1727 году стал послушником Красногорского Покровского монастыря, где в 27 лет принял постриг в честь святителя Софрония Иерусалимского. В 1732 году в Софийском соборе Киева рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1735 году по епархиальным делам был направлен в Санкт-Петербург, где стал казначеем, а затем наместником Александро-Невского монастыря. В этой должности он провёл семь лет. Помощником Софрония стал его земляк Синесий (Иванов). Дружба двух подвижников с годами крепла, они были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле.

После смерти епископа Иннокентия обширная Иркутская епархия больше 5 лет была без епископа. Указом императрицы Елизаветы Петровны от 23 февраля 1753 года Синоду было рекомендовано возвести епископа Софрония в архиерейский сан и назначить на Иркутскую кафедру как "лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода - подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского". 18 апреля в Успенском соборе Московского Кремля был хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинского. Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, святитель начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников, поехал помолиться в свою первую Красногорскую обитель и к святыням Киево-Печерской лавры.

Приняв дела управления, святитель Софроний посетил Нерчинск, Киренск, Якутск. В сентябре 1754 года издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение "должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим".

Неоднократно объезжая епархию, в проповедях и личных беседах святитель побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Особое внимание уделял благоговейному и правильному совершению богослужений, следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье – охранял от несправедливого отношения. 

Святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, нужно приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много. Обращать язычников было трудно, так как порой даже в храмах некому было служить, а заниматься миссионерской деятельностью и подавно. Зная, как архиерейское Богослужение благотворно действует на инородцев, святитель не только сам служил благоговейно, но того же требовал и от всех. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.

Но среди многих забот он не забывал о своей духовной жизни и внутреннем делании. Сохранилось свидетельство келейника, который сообщает, что святитель "пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна".

Чувствуя ухудшение здоровья, Софроний просил Синод уволить его на покой, но поиски преемника затянулись, и святитель Софроний скончался в Иркутске 30 марта 1771 года, на второй день Святой Пасхи. Пока ожидали решения Синода о погребении, шесть месяцев тело оставалось не преданным земле и за это время не подверглось тлению, что стало началом почитания Софрония как святого, позднее к этому добавились и сообщения о чудесах по молитвам к нему. Многократно (в 1833, 1854, 1870, 1909) мощи свидетельствовались как нетленные. Случившийся 18 апреля 1917 года пожар в Богоявленском соборе Иркутска оставил только кости святителя, но только увеличил благоговейное почитание.

Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 года постановил совершить прославление святителя Софрония, причислив его к лику святых угодников Божиих. Торжество причисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня 1918 года. 

Молитва святителю Софронию, архиепископу Иркутскому

О, Свя́тче Бо́жий, святи́телю Христо́в, до́брый па́стырю слове́снаго ста́да, челове́че Бо́жий, но́вый чудотво́рче и неусы́пный к Бо́гу моли́твенниче за страну́ сию́, о́тче Софро́ние, при́зри с высоты́ Небе́сныя на нас, с ве́рою и любо́вию покланя́ющихся о́бразу твоему́ и честны́м оста́нкам святы́х моще́й, в на́ше утеше́ние избы́вшим от всепояда́ющаго огня́. При́зри, свя́тче Бо́жий, и виждь на́ше нестрое́ние и раздо́ры, на́шу ту́гу, скорбь и серде́чную боле́знь, от лише́ния бра́тския любве́ пребыва́ющия. Испроси́ у Христа́ Бо́га коему́ждо нам благода́ти смире́ния, позна́ние своея́ грехо́вности и самоукоре́ния, да, внима́юще ки́йждо свое́й со́вести, преста́нем осужда́ти бли́жняго, клевета́ти и поноша́ти, но, соедини́вшеся ко друг дру́гу любо́вию, сподо́бимся ми́рно во смире́нии про́чее вре́мя живота́ на́шего пожи́ти и улучи́ти христиа́нскую кончи́ну. Да, совоку́пльшеся в бу́дущей жи́зни со все́ми святы́ми и с тобо́ю, па́стырю наш, просла́вим Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Особенности богослужения: 

Двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднества (подготовительного периода) и отдания. Накануне в Лазареву субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения, совершенное Христом незадолго до того, как Он отправился в Иерусалим. На богослужении звучит тропарь, общий для Лазаревой субботы и Вербного воскресенья:

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носящее, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

На Литургии положены праздничные антифоны, иными словами «попеременно поющиеся стихи» из 102, 145 и других псалмов.

Евангелие повествует о том, как люди встречали Спасителя, въезжающего на ослике: восклицали «осанна!» («спаси же!») и приветствовали пальмовыми ветвями. То есть Иисуса Христа торжественно встречают как Мессию.

В это же время народ готовится к иудейской пасхе - выбирает ветхозаветных пасхальных агнцев. Торжественный Вход в Иерусалим соответствовал Его пути на вольные страдания – он Сам приходит, чтобы добровольно принести Себя в жертву, становится Новозаветным Агнцем.


Традиции праздника:

Церковной традицией стало освящение в этот день ваий, то молодых ветвей финиковой пальмы. В российских широтах много веков назад их заменили вербы. Они упоминаются в богослужении Вербного воскресенья практически во всех песнопениях. После чтения Евангелия вербы кадят, над ними читают молитву. Они символизируют нашу связь с событием тысячелетней давности. 

При строгом запрете на вкушение рыбы Великим Постом на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 1-11, 15 - 17

Читать отрывок
1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. 4 Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
5 "скажите дщери Сионовой:
се, Царь твой грядет к тебе
 кроткий, сидя на ослице
  и молодом осле, сыне подъяремной". 6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. 8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову!
 благословен Грядущий во имя Господне!
осанна в вышних! 10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? 11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
...
15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: "осанна Сыну Давидову!", вознегодовали 16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: "из уст младенцев и грудных детей
 Ты устроил хвалу"? 17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 1-18

Читать отрывок
Свернуть
1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. 7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали:
осанна!
благословен грядущий во имя Господне,
 Царь Израилев! 14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 "Не бойся, дщерь Сионова!
се, Царь твой грядет,
 сидя на молодом осле". 16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. 17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. 18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Апостольское чтение: 

Послание святого апостола Павла к Филиппийцам, глава 4, стихи 4-9

Читать отрывок

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.

Свернуть

Чтение и комментарий на радио Вера


События Вербного воскресенья открывают последнюю страшную страницу войны Спасителя с духом мира сего, который, как опасный вирус, поражает души. Вечером Христос покидает Иерусалим и возвращается в Вифанию вместе с учениками и народом, который последовал за Ним. 

Так завершается праздничный, наполненный торжеством и радостью день. Затем наступают Великие дни Страстной седмицы – совершенно особый период церковного года.

Редакция «Фомы» желает вам помощи Божьей в эти великие дни!

0
0
Сохранить
Поделиться: