Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха».

«Вход Господень в Иерусалим»

современного российского художника Игоря Сушенка

Вход Господень в Иерусалим на картине Игоря Сушенка

С праздника Входа Господня в Иерусалим, отмечаемого за неделю до Пасхи, в Церкви начинается особое время. Церковные богослужения и евангельские тексты напоминают нам о последних днях жизни Христа, и каждый христианин призывается прожить эти дни с Ним.

В Вербное воскресенье, так еще называют этот праздник, мы вспоминаем день, когда Христос пришел в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Молва о Нем и Его чудесах уже разлетелась по всей Иудее, и за Ним шло множество народа. Особенно впечатлило всех чудо воскрешения Лазаря. Многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Это переполнило чашу терпения иудейских первосвященников, и они задумали убить и Его, и Лазаря.

В Иерусалиме Спасителя, как свидетельствуют евангелисты, встречали толпы горожан и паломников, пришедших в Иерусалим на Пасху со всего света — из Рима, Греции, с Кавказа и даже из Эфиопии. И все это пестрое людское море приветствовало Христа, держа в руках пальмовые ветви (символ победы у иудеев) и восклицая: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! («Спаси, помоги, благослови, Боже!» — хвалебное обращение к Богу).

На картине Игоря Сушенка «Вход Господень в Иерусалим», которая находится в здании Института модернизации русского реалистического искусства в Москве, запечатлена эта атмосфера ликования, охватившая Иерусалим, когда Христос въезжает в город на ослике.

Вход Господень в Иерусалим на картине Игоря Сушенка

1

Ослик, на котором Христос въезжает в город, — это символ смирения. Христос въехал в город не на коне, как победоносный царь, а на ослике, смиренно, как самый простой человек, ведь царство Его не от мира сего (Ин 18:36). Но иудеи этого не понимали. Они ликовали, кричали «Осанна!» и устилали его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями, надеясь, что он тот самый Мессия, новый Царь Иудейский, который пришел освободить священный для них город от римлян, захвативших Иудею за 90 лет до этого (в 63 году до нашей эры).

2

Ученики Христа.

3

Иудеи, съехавшиеся в Иерусалим со всего света на Пасху, славят «сына Давидова, Царя Иудейского», устилают Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. Все они собрались здесь потому, что по законам иудаизма, каждый верующий должен был на Пасху принести жертву в Иерусалимском храме.

4

Удивленный эллин (на его голове типичная для того времени шапка из коровьей кожи) взирает на пророка из Назарета. Евангелист Иоанн повествует, что эллины — речь идет о греческой общине — тоже пришли в Иерусалим на Пасху и хотели увидеть Христа (Ин 12:20—22).

5

Ликующий иудей, приехавший на праздник из Эфиопии. Эфиопские иудеи и по сей день живут в этой стране, считая себя потомками царя Соломона и царицы Савской.

6

Фарисеи — представители влиятельного направления в иудаизме, которое проповедовало точное соблюдение всех религиозных предписаний. Несмотря на то, что Христос постоянно обличал их лицемерие, фарисеи тоже встречали Христа в Иерусалиме как возможного Царя Иудейского — настолько им были ненавистны поклоняющиеся языческим богам римляне.

7

Книжник иудейский — представитель самой образованной прослойки общества, наделенный правом толковать закон иудейский. Книжники часто спорили с Христом, считая вместе с фарисеями, что Он нарушает религиозные предписания.

8

Римские воины, испуганные кричащей толпой. В то время Иудея была одной из самых неспокойных провинций Римской империи, поэтому во время Пасхи в Иерусалиме численность римского гарнизона возрастала в разы.

9

В каждом покоренном городе римляне в знак своей власти устанавливали статую римского правителя и обязывали местных жителей приносить жертвы своим богам за его благополучие. Этому требованию подчинялись даже правоверные иудеи.

10

На Пасху иудеи по закону должны были приносить в Иерусалимском храме жертву. Самые богатые из них закалывали телят, те, кто победнее, — ягнят, а самые бедные приносили в жертву голубей. Так как многие иудеи прибывали в город издалека, специально для них жертвенных животных продавали на улицах города.

11

Гора Елеон (Масличная гора), где находился Гефсиманский оливковый сад, в котором любил бывать Христос. С нее открывается вид на весь Иерусалим, и Спаситель, перед тем как войти в него, отсюда предрек ему скорое разрушение. Страшное пророчество сбылось в 70 году нашей эры, когда римляне полностью разрушили город во время Иудейского восстания. Здесь же Христос произнес свою последнюю проповедь (Лк 24).

12

Золотые Ворота, через которые вошел Христос. Через них человек попадал не в сам город, а именно на территорию храма. Таким образом, Господь прежде всего торжественно вошел в главную святыню всего Израиля, в дом Отца Своего Небесного, а в конечном итоге — и в Свой дом.

Эти ворота упоминаются в ветхозаветной книге пророка Иезекииля: когда потомок царя Давида войдет через них, они затворятся за ним навсегда.

Нынешние ворота были построены, вероятно, в 520-х годах н. э., — поверх обнаруженных рядом руин существенно более древних ворот периода Второго Храма. Они были закрыты мусульманами в 810 году и вновь открыты крестоносцами в 1102 году. Позже они были запечатаны Саладином, после того как в 1187 году он овладел Иерусалимом. А османский султан Сулейман Великолепный восстановил ворота вместе с городскими стенами, но в 1541 году замуровал. В таком виде они и остаются до сих пор.

2
3
Сохранить
Поделиться: