Много столетий назад четвертое воскресенье по Пасхе назвали неделей о расслабленном и посвятили воспоминанию чуда исцеления, сотворенного Спасителем в Иерусалиме.  

Расслабление тела, мучительная и страшная болезнь может случиться с каждым. Мы видим, что даже соблюдая все меры предосторожности для некоторых оказывается невозможным избежать заражения. Причина же расслабления души, парализованного состояния духа известна – это грех. Средством против духовного расслабления являются молитва и терпение.

Сегодня Церковь призывает нас быть внимательными к своим ближним, нуждающимся в помощи. Сохранять веру, благоговение, и ждать не движения воды и прочих чудес, а Царствия Божия. Именно поэтому мы предлагаем нашим читателям готовиться к воскресенью, даже если приходится оставаться дома, слушая трансляцию богослужения.  


Воскресенье, 10 мая 2020 года, о расслабленном

Почему так важно помнить о расслабленном – парализованном человеке, которого исцелил Спаситель? Современным людям сложно представить, как можно надеяться на чудо и ждать выздоровления в течение 38 лет. Расслабленный был среди многих больных, слепых, хромых, несчастных людей, ожидавших возмущения воды ангелом в купальне. Он видел, что исцелялся лишь первый успевший войти в воду после возмущения, а сам всегда опаздывал и выздоровление получал другой.

Господь, придя туда, спросил, хочет ли больной исцелиться. Расслабленный посетовал на отсутствие помощи – он был одинок. Спаситель одним Своим словом исцелил его. Очень важна для нас и следующая их встреча уже в храме, куда бывший расслабленный пришел благодарить Бога. «Иди и впредь не греши, чтобы с тобой не случилось еще худшего». Разве может быть что-то страшнее физических страданий и смерти, думаем мы сегодня? Спаситель отрезвляет нас, открывая перспективу вечности.

Связь между грехом и болезнью не может быть поводом для христиан оскорблять и унижать ближних. Не все болезни вызваны грехами, хотя в некоторых случаях связь прослеживается (блуд, пьянство, объедение). Любой из нас грешник, и потому все мы расслабленные. Но любовь Божия сильнее всякого греха и умеет поднять с одра болезни наши души.

В расслабленном мы видим не только пациента современной больницы или нуждающегося в уходе на дому. Расслабленный – образ нашего мира, всего человечества. Физически сильный, успешный, молодой человек тем не менее может страдать духовно. Часто душа такого человека нуждается в помощи. Память об этом, деятельное сочувствие позволяет христианам проявлять любовь к ближним.

Подробнее о христианском отношении к болезни читайте в наших материалах:

•  Врач и больной: испытание на нравственную прочность. Интервью с академиком В.И.Чиссовым

•  Перед лицом страдания. Митрополит Антоний Сурожский

•  Опыт пережившего рак: заметки замглавного редактора «Фомы» Владимира Гурболикова

#Молимся за врачей: соборная молитва о врачах, медработниках и волонтерах, работающих с коронавирусной инфекцией

Тропарь Недели о расслабленном

Да веселя́тся Небе́сная,/ да pа́дуются земна́я,/ я́ко сотвоpи́ деpжа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попpа́ сме́pтию сме́pть,/ пе́pвенец ме́pтвых бысть;/ из чpе́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́pови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели о расслабленном

Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих,/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да зову́ Ти спаса́емь:// Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.


День памяти святых

Праведная Тавифа Иоппийская (I)

Краткое житие святой можно прочитать в нашем материале и услышать на радио «Вера»

О престольном празднике – памяти святой праведной Тавифы – на подворье Русской духовной миссии на Святой Земле читайте в репортаже корреспондента «Фомы»

Апостол Симеон, епископ Иерусалимский, священномученик (107)

Был одновременно внуком и племянником Иосифа Обручника. С юных лет обращался со Спасителем, видел совершаемые Им чудеса, был свидетелем крестной смерти и воскресения, а по вознесении Господа на небо вместе с апостолами удостоился получить Святого Духа. Проповедовал учение Христово, наставлял в вере и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова (+63) по откровению через ангела, христиане во главе с ним переселились в заиорданскую страну. И так спаслись от гибели во время разорения Титом Иерусалима, о котором предупреждал Спаситель. Был избран вторым епископом Иерусалимским оставшимися после разгрома учениками и сродниками Христа. Управлял Церковью более 40 лет, когда римскому правителю Аттику донесли, что он христианин и происходит из рода царя Давида – римляне уничтожали всех потомков царского рода и требовали почитания только языческих богов. После долгих мучений был распят на кресте.

Краткое житие апостола Симеона на радио «Вера»

Праведный Евлогий Странноприимец (VI)

Был каменотёсом в фиваидской деревне. Ежедневно после работы искал путешественника или странствующего монаха, чтобы пригласить, накормить, а затем беседовать о божественных предметах. Полагался на Промысел Божий и остатки еды отдавал псам, чтобы ничего не оставалось на следующий день. Однажды обнаружил подземную пещеру с золотом, тайно отплыл в Константинополь, где добился должности и окружил себя роскошью, забыв о бедняках. После раскрытия заговора потерял все имение, но сохранил жизнь, вернулся в деревню к своему ремеслу каменотёса и бескорыстному служению нищим и странникам, о чем свидетельствовал преподобный Даниил Скитский, увидев его последний раз в жизни уже 100-летним старцем.

Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский (1094)

Родился в богатой благочестивой семье, и после смерти родителей раздал имущество и пришел в Киево-Печерский монастырь, принял монашество. Стал начальником хора и любимым учеником основателя обители преподобного Феодосия. В 1074 году перед своей кончиной наставник благословил на игуменство, строгое хранение устава и завершение строительства Печерского храма. Почти исполнив завет, игумен Стефан перенёс ближе к храму братские кельи и устроил обширный странноприимный двор. Но через три года был низложен с игуменского поста и изгнан из Печерской обители. Построил новый монастырь на реке Клове в честь Влахернской иконы Божией Матери, в память Ее чудесного явления константинопольским живописцам (существовал до нашествия Батыя в 1240 году). За три года до кончины хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. Прибыв на молитву в основанный монастырь на Клове, увидел Божественный свет и поспешил в направлении пещер – к месту его явления. И так смог участвовать в торжественном перенесении мощей своего учителя и духовного отца преподобного Феодосия в соборный храм.

Краткое житие преподобного Стефана Печерского на радио «Вера»

Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец (1229)  

Родился в Камской Болгарии, воспитан был в исламе. Успешно занимался торговлей в Поволжье, при этом был и сострадательным благотворителем. Общался в русских городах с православными, и однажды крестился. Приехал в город Болгар на ярмарку и начал вместо торговли проповедовать. Ни уговоры, ни угрозы не заставили его отречься от Христа. Его мучили, заточили в темницу, затем четвертовали на берегу Волги. Бывшие на ярмарке христиане благоговейно погребли тело страстотерпца. О совершавшихся чудесных исцелениях у могилы и источника на месте казни святого сообщили великому князю Георгию Всеволодовичу и через год отвезли тело мученика во Владимир, где вся семья князя с детьми, духовенство и весь народ встретили мощи Авраамия и перенесли их в обитель, называвшуюся Княгинин монастырь. 

Сохранились свидетельства об исцелениях детей, покровительстве святого в торговле и предпринимательстве.

В неделю о расслабленном в 1711 году мощи Авраамия Болгарского были перенесены из Благовещенского придела в главный придел Успенского храма в новую раку. С тех пор это воскресенье жители Владимира называют Авраамиевым, с 1785 и до начала гонений на Церковь совершался крестный ход. С 90х годов ХХ века Авраамиеву неделю снова торжественно празднуют – после литургии совершается крестный ход вокруг обители с сохранившейся частицей мощей святого.

Краткое житие мученика Авраамия на радио «Вера»

Новомученики и исповедники российские

Некоторым современным читателям может показаться, что жития святых, пострадавших за веру в начале ХХ века очень похожи. В них присутствуют факты биографии, но большую часть занимают цитаты из протоколов допросов и других «скучных» документов. А между тем жития этих святых – многие из которых ровесники наших прабабушек и прадедушек – свидетельствуют о близости и реальности христианского подвига в максимально близкое нам время.

Священномученики Павел Светозаров и Иоанн Рождественский, мученик Петр Языков, Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергий Мефодиев и мученица Анастасия (1922)

О непосредственном участии Ленина, Сталина, Троцкого и Молотова в «Шуйском деле», когда большевики, воспользовавшись голодом в стране и под видом изъятия церковных ценностей, открыли очередной этап гонений на Русскую Православную Церковь, в результате которого мученики были безвинно осуждены и расстреляны, читайте в нашем материале «Из пулемета по верующим».

Преподобномученица Мария Носова (1938)

Родилась в 1872 году в Калужской губернии в семье крестьянина Павла. В 21 год поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве (в 1929 году в стенах бывшего монастыря открылся Центральный антирелигиозный музей, в 1937 году строения обители снесли), в котором подвизалась до его закрытия. Затем вместе с другими насельницами монастыря – Евдокией и Пелагией Павловыми, Софией Селиверстовой и Верой Морозовой – поселилась в подвальной квартире. Об этом периоде жизни рассказывает недавно изданная книга о новомученицах столичного Страстного монастыря. Одни шили одеяла, другие, как Мария, работали санитарками.

Мария была арестована 25 октября 1937 года. В тот же день на допросе в Бутырской тюрьме она отрицала разговоры на политические и антисоветские темы. На этом следствие было закончено, и 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила послушницу Марию к десяти годам заключения. С 27 декабря она прибыла с этапом в Мариинский распределитель Сиблага в Кемеровской области, где скончалась 10 мая 1938 года  и была погребена в безвестной могиле.

Священномученик Иоанн Спасский (1941)

Краткое житие священномученика Иоанна Спасского на радио «Вера»


Особенности богослужения

Во время каждой литургии участники богослужения поют Символ веры – удивительную молитву, не похожую ни на какую другую. За каждым ее словом стоит колоссальный духовный опыт Церкви в течение нескольких веков. Символ веры – краткое изложение догматов – того, во что верят православные. Его составили на двух первых Вселенских Соборах.

Почему мы поем? Традиция обращения к Богу через пение существует с ветхозаветных времен, апостолы ее продолжили, и церковное пение возникло практически сразу после возникновения христианства. Существующая около 3000 лет Псалтирь (происходит от названия музыкального инструмента) активно используется в православном богослужении. Ее части – псалмы – чаще всего именно пели (и одновременно исполняли на музыкальных инструментах). Исторически сложилось, что несколько песнопений во время литургии могут петь все.

О смысле, значении каждого из членов Символа веры – заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов

Об истории создания Символа веры – постоянный автор «Фомы» Сергей Худиев


Традиции праздника:

Церковь вспоминает чудесное исцеление расслабленного Господом во второй год Его евангельской проповеди. Евангелие о расслабленном повествует о возмущении Ангелом Господним воды в купальне, поэтому вместе с воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона прославляется и Архистратиг Михаил. 

Начиная с этой недели мы не только продолжаем праздновать Пасху, но и начинаем готовиться к празднику Святой Троицы. В среду недели о расслабленном Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы – малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Этот день находится как раз посредине между Христовым Воскресением и Троицей и напоминает нам о том, что половина церковной жизни от Праздника Праздников уже прошла.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 5, стихи 1-15

Читать отрывок
1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Комментирует протоиерей Павел (Великанов)

Апостольское чтение: 

Деяния святых апостолов, глава 9, стихи 32-42

Читать отрывок

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. 34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. 35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. 36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Свернуть

Комментирует священник Антоний (Борисов)


“Двери милосердия отверсты пред всеми, кто содрогнется от тяжести грехов своих, и, низко опустив голову, бия себя в грудь, покается пред Господом. – сказал святитель Лука Войно-Ясенецкий в проповеди в неделю о расслабленном ровно 70 лет назад. – И многие из вас в недавно минувший Великий пост покаялись. Но могу ли я быть спокойным за всех покаявшихся, уверенным, что они используют полностью тот великий дар прощения грехов, который получили в таинстве покаяния и в таинстве причащения?”

Господь всегда отвечает всем нуждающимся и с верой ожидающим Его поддержки. Не было помощника у расслабленного, пока к нему не пришел Спаситель. После исцеления бывший больной точно исполнил Его слово – совершил то, что нельзя было делать праведному иудею. В день субботний он взял свою постель как крест, хотя знал, что будет осужден. Но познавший любовь Божию не боится гонений, физической боли, временных неприятностей. Он надеется не на собственные силы и способности, а всецело полагается на Бога. Именно к этой духовной работе призывает нас Церковь.

В условиях внешних ограничений мы можем обратиться не только к анализу своего внутреннего мира, но и самое главное – к Господу. Живой, искренней молитвой, которая рождается не столько от глубоких познаний, сколько от личного духовного опыта, от сокрушения сердечного и любви.

0
0
Сохранить
Поделиться: