Успение Пресвятой Богородицы, четверг, 28 августа 2025 года: что будет в храме?
Главный праздник, посвященный Пресвятой Богородице — Ее Успение - празднует Церковь 28 августа. В этот же день чествуются икона Софии, Премудрости Божией (Новгородская) и несколько икон Успения Божией Матери, прославленных чудесами в различных местностях: Ацкурская, Цилканская, Влахернская (Грузинская), Киево-Печерская, Владимирская (Ростовская), Моздокская (Иверская), Гаенатская, Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская), Галичская (Чухломская), Овиновская, Псково-Печерская, Семигородная, Тупичевская, Сурдегская, Пюхтицкая.
Четверг, 28 августа 2025 года, Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из 12 важнейших церковных праздников, который иногда называют Богородичной, или Летней, Пасхой. Слово «успение» однокоренное со словом «уснуть», значит, усопший не умер в полном смысле, а уснул на время, до всеобщего воскресения из мертвых.
Пресвятая Дева Мария жила в Иерусалиме, когда узнала о грядущем окончании своей земной жизни от архангела Гавриила. Вскоре из разных земель своей евангельской проповеди к Ней вернулись апостолы. Они собрались, чтобы попрощаться с Богородицей и совершить погребение. Когда же на третий день после похорон пришел опоздавший апостол Фома и для него открыли пещеру-гробницу, чтобы он смог проститься, Божией Матери там не оказалось. Тогда ученики Христовы поняли, что Она не только душой, но и телом вознеслась в Царствие Небесное.
Почему Успение называют главным праздником, посвященным Богородице, и что Церковь празднует в этот день?
Подробнее о празднике Успения Пресвятой Богородицы читайте в наших материалах:
Особенности православного богослужения
Из богослужебных особенностей праздника Успения стоит отметить чин погребения Пресвятой Богородицы.
Во многих кафедральных и приходских храмах в сам день праздника или на второй или третий день после него совершают особый чин погребения Богоматери. Службу погребения Богоматери совершают по подобию службы утрени Великой Субботы. Вечером накануне праздника в начале утрени, после шестопсалмия (чтения в полумраке храма шести особых псалмов) и великой ектении (ряда молитвенных прошений, сопровождающихся пением «Господи, помилуй»), икона Успения или плащаница (небольшой плат с изображением Богоматери, сделанный из дорогой ткани, расшитой золотыми нитками, бисером и драгоценными камнями) выносится через царские врата на середину храма. Перед ней поются и читаются так называемые «Непорочны» — 17-я кафизма Псалтири с припевами. На великом славословии духовенство храма вновь выходит к плащанице, и совершается каждение. Затем плащаницу обносят крестным ходом вокруг храма и вновь полагают ее в центре. Произносятся ектении и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).



Другая особенность богослужения праздника Успения — отсутствие пения перед 9-й песней канона обычно исполняемой в этот момент всенощного бдения Песни Пресвятой Богородицы, иначе называемой «Честнейшую». Вместо этой песни на самой 9-й песне поются праздничные припевы. Припевы открываются славословием «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Девая восходит от земли на Небо».
На Литургии вместо богородичного песнопения «Достойно есть» поется задостойник, который состоит из уже приведенного выше припева и ирмоса (ирмос — первая поэтическая строфа песни канона) 9-й песни канона на утрени:
Побежда́ются естества́ уста́вы/ в Тебе́, Де́во Чи́стая:/ де́вствует бо рождество́ и живо́т предобруча́ет сме́рть;/ по рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́,//спаса́еши при́сно, Богоро́дице, насле́дие Твое́.
Перевод: Побеждены законы естества в Тебе, Дева Чистая: при родах девство сохраняется и с жизнью обручается смерть; после родов — Дева и по смерти — живая, всегда спасай, Богородица, наследие Свое.
Песнопения Успения Пресвятой Богородицы
Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения, глас 1
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилас яеси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Кондак Пресвятой Богородице в день Успения, глас 2
В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Перевод: В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.
Величание
Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.
Чтение Евангелия
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38 — 42, глава 11, стихи 27 — 28
Комментирует священник Стефан Домусчи
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Апостольское чтение
Послание апостола Павла к филиппийцам, глава 2, стихи 5 — 11
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Традиции праздника
Ответы на основные об обычаях, связанных с Успением, читайте в нашем материале:
И почему главные храмы России — Успенские, читайте в нашем материале.
Иконы Божией Матери
София, Премудрость Божия (Новгородская)
Рассказ о чудотворной иконе слушайте на радио «Вера».
Молитва
Непостижи́мая и Всепе́тая Прему́дросте Бо́жия, Софи́е Преимени́тая, де́вственных ду́ше, си́речь Единоро́дный Сы́не, Сло́ве Бо́жий, приими́ моле́бное сие́ пе́ние от недосто́йных и скве́рных уст на́ших. А́ще и пи́сана суть: не красна́ песнь во усте́х гре́шничих, оба́че же разбо́йник еди́нем сло́вом спасе́ся, мыта́рь воздыха́нием оправда́ся и ханане́ина дщерь ма́терним проше́нием исцели́ся, поне́же Ты, Го́споди, Благ и Человеколюби́в, гряду́щаго в мир просвеща́еши, и грехи́ гре́шником отпуща́еши, и ра́зумом неразу́мных наполня́еши, и бу́ияго умудря́еши, и жа́ждущия благи́х слове́с ду́ши уче́нием Твои́м, я́ко самаряны́ню водо́ю живо́ю, напая́еши, блудника́ целому́дренна устроя́еши, разбо́йнику рай отверза́еши, зане́ Ты еси́ всех благи́х Пода́тель, и Вразуми́тель, и животу́ Храни́тель, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву и хвалу́, честь и благодаре́ние и славословле́ние возсыла́ем и поклоне́ние твори́м со Безнача́льнымТвои́м Отце́м, и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, и со Пресвято́ю и Пренепоро́чноюТвое́ю Ма́терию, Влады́чицею на́шею Богоро́дицею и Присноде́вою Мари́ею, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Ацкурская (I)
Предание гласит, что именно эту икону принес в Грузию апостол Андрей. Именуется она по названию селения Ацкури, где впервые была выстроена часовня в честь образа Богородицы. Сохранились описания множества возвращений иконы из персидского плена, а также почитания иконы императорами и простыми жителями в течение веков. С 1952 года икона находится в государственном музее истории искусств Грузии.
Цилканская (IV)
Явление чудотворного образа относят ко времени жизни святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. В настоящее время святой образ находится в Цилканском храме в Карталинии.
Влахернская (Грузинская)
Среди списков Влахернской иконы Божией Матери, прославившихся в Грузии, известна икона из Квабтахевского монастыря. Обитель расположена юго-западнее Мцхеты, на правой стороне реки Куры.
«Успение» Киево-Печерская (1073)
Одна из древнейших икон Руси, которую византийские строители Успенского собора в Киеве получили из рук Богородицы во Влахерне. Зодчие принесли чудотворный образ преподобным Антонию и Феодосию Печерским в 1073 году.
Молитва
О, Пресвята́я и Пренепоро́чная Де́во Богоро́дице, на́ша Пече́рская похвало́ и украше́ние, покро́ве и заступле́ние, и́стинная Влады́чице избра́ннаго уде́ла Твоего́; приими́ на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, убо́гое моле́ние с ве́рою и любо́вию принося́щих пред чу́дным о́бразом Твои́м; да посети́ши ми́лостивно грехо́вное житие́ на́ше, просвеща́юще его́ све́том покая́ния, осени́ на́с, обремене́нных скорбьми́ мно́гими, Твое́ю небе́сною ра́достию, и сподо́би на́с при́сно сла́вити Тя́ в ми́ре и благоче́стии во оби́тели Пече́рстей, и зде́ без поро́ка преше́дше пу́ть жития́ на́шего, по́мощию Твое́ю дости́гнем ве́чнаго весе́лия во све́тлостех святы́х и Богоно́сных оте́ц на́ших Анто́ния и Феодо́сия и все́х преподо́бных Пече́рских, и еди́ными усты́ и се́рдцы воспое́м Тя́ и Предве́чнаго Сы́на Твоего́, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Всеблаги́м, Животворя́щим и Единосу́щным Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Гаенатская (ХI–XIV вв.)
Образ Божией Матери связан с Гелатским (Гаенатским) монастырем, расположенным недалеко от Кутаиси (Грузия). Обитель, основанная в 1106 году, была центром церковной и культурной жизни Грузии, а со второй половины XVI века до 1814 года — резиденцией Католикоса.
С 1994 года является памятником Всемирного наследия.
Владимирская (Ростовская) (XII в.)
О чудесном явлении иконы рассказывается в житии первого русского иконописца преподобного Алипия Киево-Печерского. Именно этот образ является единственным достоверным и дошедшим до нашего времени его произведением.
Моздокская (Иверская) (XIII в.)
Царица Тамара прислала список с афонской Иверской иконы новокрещеным православным осетинам. Спустя века по приказу Екатерины II осетины должны были переселиться из тех мест. Икону они взяли с собой, но по пути, недалеко от селения Моздок, произошло несколько откровений и чудес, в результате которых образ решили оставить на том месте, построив часовню. Со временем был воздвигнут храм. Образ почитали по всему Кавказу, причем не только православные, но и католики.
Молитва
О, Всеми́лостивая Госпоже́ Де́во Богоро́дице, услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и яви́ нам ско́рую ми́лость Твою́. Моли́ Сы́на Твоего́ изба́витися нам от вся́каго зла и сохрани́ лю́ди, благоче́стно прибега́ющия и призыва́ющия и́мя Твое́ свято́е, от вся́кия напа́сти, всех нас сохраня́ющи под кро́вом бла́гостиТвоея́, ри́зою Твое́ю честно́ю защити́. При́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния и моли́твою Твое́ю сподо́би нас со Христо́м жи́ти и ра́дости а́нгельския в небе́сных селе́ниих наслажда́тися. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва небе́сных и Упова́ние земны́х. Ты на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ и Твоея́ святы́я по́мощи прося́щих, тем же всечестны́й о́браз Тво́й и руко́ю Твое́ю Держи́маго Вседержи́теля ви́дяще на ико́не, ра́дуемся, гре́шнии, со умиле́нием припа́даем и любо́вию сей целу́ем, ча́юще, Госпоже́, Твои́ми богоприя́тными моли́твами в ми́ре и благоче́стии земны́й путь прейти́ и небе́сныя безконе́чныя жи́зни дости́гнути и Трисия́нному Бо́гу со все́ми, угоди́вшими Ему́, поклоня́тися во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Галичская (Чухломская) (1350)
После революции и даже в 1920-е годы, несмотря на антирелигиозную кампанию, с чудотворной иконой продолжали совершать крестные ходы. В 1932 году Успенская церковь в селе Умиленье была закрыта, и, по свидетельству старожилов, последний священник Алексий Стригалев, уходя из села, взял Галичскую икону с собой. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.
В конце XIX века с Галичской иконы был сделан список «мерою и подобием» первообразу. Он находится во Введенском кафедральном соборе Галича.
Икона Божией Матери Галичская-Чухломская «Умиление» явилась преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и, действительно, обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. Подвижник принял святой образ и построил на часовню, в которую перенес икону.
Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская.
Икона стала святыней не только Успенского монастыря. В XVIII веке, когда монастырь упразднили и сделали приходской церковью, Галичская икона была одной из главных святынь Галичского уезда и всего Костромского края. С ней несколько раз в год совершали крестные ходы, в том числе и в соседние уезды.
«Успение» Овиновская (1425)
Рассказ о иконе Богородицы, благодаря которой боярин Иван Овинов построил храм, слушайте на радио «Вера».
Молитва
О, Пресвята́я Де́во Мари́е, Ма́ти Бо́жия, приими́ многоболе́зненное воздыха́ние на́ше, и да́руй коему́ждо проше́нию исполне́ние, скорбя́щим ско́рби облегчи́, оби́димых от оби́д изба́ви, немощны́м и разсла́бленным и боля́щим здра́вие да́руй, и сохрани́ нас во ве́ки веко́в. Ами́нь.
«Успение» Псково-Печерская (1472–1473)
Чудотворная икона прославилась вскоре после строительства главного храма будущей Псково-Печерской обители.
«Успение» (Семигородная) (XV)
Историю чудотворной иконы Божией Матери из приходской церкви Семиградской волости, слушайте на радио «Вера».
Сурдегская (1530)
Запись в монастырской летописи гласит: «Если бы начать описывать все излившиеся благодеяния человеческому роду разнаго исповедания и различнаго пола и сделать о том повальный обыск от древних времен о чудесах от Сурдегской Богоматери происходивших, то составилась бы большая библиотека книг...».
Первые исторические сведения о Сурдегском монастыре (Литва) относятся к 1510 году, когда была построена церковь. В 1530 году недалеко от нее произошло явление иконы Богоматери. На месте обретения святого образа местный помещик Алексей Феодорович, по прозванию Владыка, выстроил церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
Сурдегская обитель с 1550 года до Первой мировой войны оставалась в лоне Православной Церкви. В 1917 году монастырь был закрыт. Сурдегская чудотворная икона Богоматери находится в Каунасском Благовещенском соборе. В день праздника Успения образ Богоматери обносят вокруг храма. Шествие длится долго, чтобы дать возможность всем пройти под иконой.
«Успение» Пюхтицкая (XVI)
Святая икона была обретена на Богородичной горе в Пюхтицах (в переводе с эстонского — «святое место»). Благодарные русские крестьяне, которым пастухи-эстонцы вручили эту икону, построили часовню, на месте которой со временем был основан Успенский Пюхтицкий монастырь, существующий и сегодня на территории Эстонии.
Тупичевская (XVII)
В настоящее время оригинал образа утерян, а самый старый чтимый список находится в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе Мстиславля в Белоруссии.
Тупичевская, или «Семигородная», икона Божией Матери находилась в Тупичевском Свято-Духовом монастыре Могилевской губернии. С 1847 года установлены 3 крестных хода с иконой: первый крестный ход совершался в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника святителя Николая. Второй — из Никольского монастыря в Мозоловский в день отдания праздника Пасхи. Третий — из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, из которой икона возвращалась в монастырь. Обитель, основана в 1641 году, была сожжена в годы Великой Отечественной войны и окончательно разрушена в начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода.
Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская)
Образ Богородицы имеет сразу несколько названий, потому что явился в Крыму, недалеко от города Бахчисарая, а значительно позднее был перенесен в Мариуполь. Икона прославилась многими чудесами, в том числе в 1848 году во время эпидемии холеры, а в 1855-м — во время военных действий в Крымскую кампанию.
Судьба ее после 1918 года неизвестна.
Молитва
О, Пресвята́я Госпоже́, Цари́це небесе́ и земли́, Преблагослове́нная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего! С ве́рою и любо́вию моли́твенно прибега́ем мы́ недосто́йнии к Тебе́, Пречи́стая Засту́пницена́ша. Ты́ еси́ Покрови́тельнице гра́да на́шего Мариу́поля и всея́ Приазо́вския земли́ благослове́ние. Тво́й бо о́браз святы́й, чуде́сно явле́нный не́когда в ка́менных гора́х Кры́мских, изба́ви лю́ди гре́ческия от стра́шных бе́дствий зми́я вели́каго, пожиравшаго скоты́ и вся́ о́крест живу́щия — изба́ви и на́с от вредоно́сных ко́зней диа́вольских, от вра́г ви́димых и неви́димых, от напа́стей, скорбе́й и боле́зней и вся́каго зла́. Ты́ еси́ Путеводи́тельнице блага́я, пу́ть спасе́ния ве́рным указу́ющая. Тво́й бо о́браз святы́й принесе́ся от го́р Кры́мских во основа́ние гра́да на́шего Мариу́поля святи́телем Игна́тием, и я́ко свети́льник пресве́тлый просвети́ ве́рою правосла́вною вся́ живу́щия в не́м. Ты́ еси́ вои́стину Богоро́дице всепе́тая, я́ко вся́ Тебе́ возмо́жна су́ть и ели́ка а́ще восхо́щеши, вла́сть и́маши вся́ соверши́ти. Никто́же бо, притека́яй к Тебе́, пред о́бразом си́м моля́щеся, посра́млен отхо́дит, но про́сит благода́ти и прие́млет ми́лость по благо́му изволе́нию во спасе́ние ду́ш и теле́с.
О, Всеми́лостивая Ма́ти, Мариу́польская Похвало́ и на́ше Заступле́ние! Тебе́ еди́ной от Всевы́шняго даде́ся вла́сть во все́м заступа́ти и спаса́ти на́с: Ты́ еси́ ве́рное и ско́рое врачевство́ грехо́вных страсте́й на́ших. От Тебя́ Госпо́дь вся́ко сло́во проше́ния прие́млет, тебе́ вси́ а́нгели и арха́нгели и вся́ нача́ла смире́нно слу́жат, и я́ко Цари́цу Небе́сную вси́ восхваля́ют. Ты́ отве́рзла еси́ ве́рным две́ри Ца́рствия Небе́снаго, отве́рзи и на́м, чрез на́ше и́скреннее покая́ние две́ри спасе́ния ду́ш на́ших. Яви́ на́м бога́тую по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле бла́зе: от вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, озари́ на́ш у́м све́том и́стиннаго богопозна́ния, согре́й сердца́ на́ша любо́вию Христо́вою и пода́ждь на́м, Всеблага́я, вся́ поле́зная ко спасе́нию. Не преста́й моли́тися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих Тя́, и покланя́ющихся со умиле́нием Пречи́стому о́бразу Твоему́. Да Твои́м предста́тельством соблюда́еми и покро́вом Твои́м осеня́еми, просла́вим Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, со Безнача́льным Отце́м и Пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Редакция «Фомы» поздравляет вас с завершением поста и праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
