“Церковь веками сжигала ученых”. А на самом деле?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов в очередной видеотрансляции на странице «Фомы» в Facebook говорит в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” наш постоянный автор Сергей Худиев. Следите за новостями, чтобы не пропустить очередной прямой эфир, во время которого вы сможете задать вопросы.

В последних выпусках мы говорили о научном аргументе доказательства Бога и о вопросах, связанных с ним. В ответ пришло много вопросов и возражений от читателей. Попробуем на них ответить.

 

А как же вековой исторический конфликт между наукой и религией?  

Тут все очень просто – никакого “векового конфликта” не было. Миф о конфликте возникает только ближе к концу XIX века, и мы даже знаем его авторов – это Джон Уильям Дрейпер, выпустивший в 1874 в США книгу, которая называлась “История борьбы между наукой и религией”. Другой автор, Эндрю Диксон Уайт, примерно в то же время писал антирелигиозные статьи, а в 1896 году выпустил книгу “История войны между наукой и богословием в христианском мире” В наше время историки науки не поддерживают модель конфликта, которая у Дрейпера и Уайта строится на двух эпизодах, относящихся к Галилею и Дарвину, и предпочитают так называемую “комплексную” модель, поскольку религиозные деятели занимали самые разные позиции по отношению к науке.

Известный биолог, и по личным убеждениям агностик, Стивен Джей Гульд, говорит: “Повествование Дрейпера и Уайта резко отличается от того, что в действительности происходило во взаимоотношениях между наукой и религией… Оба используют мифы для того, чтобы поддержать свое видение истории – такие, например, как миф “плоской земли”.

 

Но все знают, что церковники сжигали ученых за веру в то, что земля круглая!

Эта популярная фраза содержит два утверждения:

1. Церковь верила в плоскую землю.

2. Церковники сжигали ученых за занятия наукой.

То и другое относится к характерным атеистическим мифам, которые кочуют из статьи в статью, из книги в книгу, и люди обычно не пытаются их проверять.

Но что произойдет, если мы все-таки проявим немного любознательности? О шарообразности земли людям было известно уже в античности — было давно замечено, что мачты корабля, уходящего в море, постепенно скрываются за горизонтом, и средневековые христиане и не думали этого оспаривать.

Что же до «сожженных ученых», то давайте попытаемся уточнить подробности — например, число мучеников науки. Сколько их было? Сколько жертв унесла вековая жестокая борьба между наукой и религиозным мракобесием?

Давайте попробуем это выяснить.

Обратившись к собственно атеистической литературе мы находим только двоих кандидатов на роль ученых, сожженных церковниками — Джордано Бруно, приговоренного римской инквизицией, и Мигеля Сервета, казненного в кальвинисткой Женеве. Был ли Джордано Бруно ученым, тем более великим? Это спорный вопрос, большинство источников предпочитают обозначать его как “философа” и “мистика”, а его сохранившиеся труды являются оккультными, а никоим образом не научными. Но вот что бесспорно — причины, по которым он был сожжен, не имели отношения к науке. Никто не ставил Бруно в вину каких-либо научных изысканий — причиной его обвинения и казни послужили его взгляды относительно Христа, Девы Марии, Таинств, а также его оккультные занятия. Нет ничего хорошего в том, чтобы сжигать людей за какие бы то ни было взгляды — но надо отметить, что взгляды, за которые пострадал Бруно, не имели отношения к науке. Оккультисты, поклонники Гермеса Трисмегиста и тайных искусств еще могут числить его своим мучеником. Но мучеником науки он не является ни в малейшей степени.

Мигель Сервет — действительно ученый-естествоиспытатель и врач. И его действительно сожгли в Женеве. Однако и он мало подходит на роль жертвы “борьбы науки и религии”. Сам Сервет был фанатично религиозен; именно его религия, а не его научные взгляды, и привели его на костер. Он был осужден из-за своей книги “Восстановление Христианства” в которой отрицал Троичность Бога и вообще высказывал крайне еретические с точки зрения Кальвина (да и всех остальных) взгляды. Разумеется, сжигать еретиков — а равно кого бы то ни было вообще — дурно. Но религиозные лжеучителя никак не являются мучениками науки — они являются мучениками соответствующих религиозных учений.

Итак, есть ли у нас ответ на вопрос “сколько ученых было сожжено церковниками за их научные изыскания?” Есть, и очень точный. Ни одного.

В “деле Галилея” католические церковные власти действительно принуждали великого ученого отказаться от его научных воззрений; их позицию, в историческом контексте, можно признать отчасти понятной, хотя, несомненно, ошибочной. Но был ли Галилей сожжен? Нет. До чего дошли зверства инквизиторов в этом, хрестоматийном и кульминационном случае противостояния науки и религии? Галилей был приговорен к домашнему аресту, который проводил, первоначально во дворце своего друга архиепископа Пикколомини в Сиене, а затем — у себя на родине, в Арчетри.

Разве религия не подавляла науку?

Это еще один популярный миф — в действительности дело обстояло ровно наоборот. Наука создана христианами. Возьмите, например, школьный учебник физики или химии и удалите оттуда все страницы, посвященные верующим христианам. С чем вы останетесь? Если мы посмотрим биографические данные о Бойле, Ньютоне, Паскале, Лавуазье, мы обнаружим, что все они не просто принадлежали к христианской культуре, но были людьми глубоких личных религиозных убеждений. Так, никто не заставлял Бойля, например, переводить на гэльский язык Библию и финансировать миссию в Индии – это было проявлением его личной веры. Ньютон был верующим человеком, но при этом он отказывался присоединиться к государственной англиканской церкви, что создавало ему определенные проблемы в жизни, но он относился к вере достаточно серьезно, чтобы их терпеть. Его наследие содержит гораздо больше толкований Писания, чем собственно физических трудов. Блэз Паскаль – не просто верующий человек, но выдающийся христианский мыслитель и апологет. Можно вспомнить Фарадея, который проповедовал в Церкви с кафедры. Максвелл и Пастер также были верующим людьми. Европейская наука создана христианами – это исторический факт.

Верующие люди внесли — и продолжают вносить — огромный вклад в ее развитие. Например, теорию расширяющейся вселенной выдвинул католический священник – Жорж Леметр. Один из создателей синтетической теории эволюции Феодосий Добжанский — православный христианин. Выдающийся современный генетик Френсис Коллинз был руководителем проекта расшифровки генома человека, сейчас директор Международного института здоровья человека – известен как христианин.

Научных достижений у этих людей заметно больше, чем у членов сообщества «ру антирелижн». Таким образом представление о “конфликте науки и религии” совершенно неосновательно.

 

Читайте также:

«Мученики» науки: Галилей и инквизиция

Галилео Галилей: 14 интересных фактов

10 вопросов о вере от человека XXI века

«Научная вера»

Во что веровал Эйнштейн?

Математика в Новом Завете

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (19 votes, average: 4,37 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Mike
    Январь 24, 2019 14:46

    Вот и типичная демагогия пошла. Вы взяли двух самых известных жертв церкви, “убедительно” доказали их вину и сделали вывод – они умерли не за науку, а тот “малозначительный факт”, что их сожгла христианская церковь, как бы и не особо важен, и тот факт, что они умерли за свои личные убеждения не теперь работает не против церкви а за. И в конце на основании вашего замечательно “анализа” этих двух дел, вы сделали совершенно потрясающий вывод, цитирую: ““сколько ученых было сожжено церковниками за их научные изыскания?” Есть, и очень точный. Ни одного.”И что примечательно – вы написали именно “сожжено”, я нее цепляюсь к словам, просто сожжение, это лишь один из немногих путей инквизиции. И почему вы не упомянули Коперника, который всю жизнь преследовался именно за “Вращение небесных сфер”, где посмел предположить, что человек, как и Земля – не центр вселенной. Ну и про Бруно вы прямо наврали – основная “статья” за которую преследовали и спалили Бруно – это величайшая ересь о том, что загробной жизни нет.
    Про Галилея вы тоже наврали – его не сожгли только потому, что под пытками он отказался от учения Коперника, и тем не менее позже сказал свою крылатую фразу “и все-таки она вертится”.
    И все-же самое страшное преступление церкви не в том, что она сжигала людей, а в том, что постоянным страхом перед инквизой загоняла человечество в темные века и всеми силами там держала. Вы можете представить, что могло бы быть, если бы труд Коперника не был запрещен на 250 лет? Сколько светлых умов не опасаясь инквизиции прочли бы его, вдохновились и смогли бы стать учеными.

  • другой Василий
    Май 15, 2017 13:07

    Шарообразность Земли доказывается не парусами, а тем, что тень при лунном затмении всегда круглая, а всегда круглую тень даёт только шар. Именно такие рассуждения содержатся в “Точном изложении православной веры” Дамаскина.

  • Сергей
    Май 3, 2017 16:17

    Василий, вы оперируете довольно абстрактными обобщениями. Наука не конфликтует, и не может конфликтовать с религией. Конфликт – это способ взаимодействия между конкретными людьми, которые обосновано, или не очень, аргументируют свои точки зрения. “Религия” и “наука” вполне умещаются в одной голове, о чём нам и сообщает обсуждаемая статья, и такие головы, как правило, оставляют заметный след в истории. Творения отдельных узких и бранчливых представителей остаётся на их совести, а вы пытаетесь обобщить популярные брошюрки на уровень конфессии. Говорите о науке – говорите научно (научный метод, кстати, в очень общем виде, тоже в статье представлен).

  • Василий
    Апрель 27, 2017 10:06

    Факт существования в наше время креационизма, в т.ч младоземельного, и бездействие религий относительно распространения подобных лженаучных идей в своей среде, являются ярким свидетельством о существовании конфликта между религией и наукой. То что религия пытается примирится с наукой, к примеру католики более тепло относятся к теории эволюции, это конечно хорошо, но попытки замалчивать этот конфликт, пытаясь представить будто ничего подобного нет и не было идет только во вред процессу применения религий с наукой. Достаточно поискать религиозную литературу по теме эволюции, и убедится что большинство пропитано антинаучными и протестными настроениями против биологии и геологии. Пока религия молчаливо принимает лженауку конфликт между религии с наукой будет продолжатся. Религия может принимать научные теории, но вот особого желания принимать науку у религии пока не видно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *