Христианское искусство очень символично. Среди символов, которые можно в изобилии встретить на иконах, книжных миниатюрах, надгробиях и фресках, есть изображения реальных и вымышленных животных. О наиболее распространенных зооморфных христианских символах, смыслах и посланиях, которые они передают, читайте в нашем материале.
РЫБА
Рыба — один из наиболее ранних и распространенных символов Самого Спасителя. Виноват в этом древнегреческий язык. Дело в том, что в греческом слове «рыба» (ΙΧΘΥΣ (IHTIS) первые христиане увидели аббревиатуру «Иисус Христос, Сын Божий Спаситель» (Isus Hristos Teu Ius Soter). Этот простой символ был знаком, по которому ранние христиане узнавали друг друга, особенно во времена гонений.
Образы, связанные с рыбным промыслом, встречаются и в самом Евангелии: Христос называет апостолов, бывших рыбаков, ловцами человеков (Мф 4:19), а Царствие Небесное уподобляет неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (Мф 13:47). Потому на живописных христианских изображениях рыбы могут символизировать вообще всех христиан.
ПЕТУХ
С древности образ петуха, провозвестника наступающего дня, был тесно связан с утренним светом, зарей, восходом. Петух стал символом восходящего солнца, цвет которого видели в его красочном оперении. В сознании ранних христиан петух ассоциировался с Самим Христом, Солнцем Правды, Которое пробуждает нас к покаянию и вечной жизни. Также образ петуха, пение которого полагает конец ночи и знаменует рождение нового дня, наводил на мысль о Воскресении. А легенда о том, что Христос воскрес после первого кукарекания петуха, придавала этому образу особую силу и смысл. Петух также был символом духовной бдительности, напоминавшим о словах Христа: Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру (Мк 13:35).
ГОЛУБЬ
В христианстве голубь прежде всего символизирует Святого Духа. Именно в виде голубя Святой Дух сходит на Иисуса Христа после крещения в Иордане. Также голубь выступает символом благой вести, знаком примирения Бога и человека. В Священном Писании голубь возвещает о конце всемирного потопа, принеся Ною в ковчег лист оливкового дерева.
ПАВЛИН
Павлин, ежегодно сбрасывающий свое блестящее оперение, вместо которого потом отрастает новое, не менее красивое, олицетворяет смерть и воскресение Христа. Дополнительный смысл этому образу придавало представление о том, что павлинье мясо, будучи очень горьким и жестким, не подвержено гниению и сохраняется нетленным. Блаженный Августин даже писал по этому поводу: «Кто, кроме Господа, создателя всех вещей, наделил плоть мертвого павлина возможностью никогда не разлагаться?» Так павлин стал символом бессмертия. Кроме того, благодаря своей внешности павлин считается еще и символом рая.
ЯГНЕНОК
Ягненок, или агнец, — один из наиболее популярных и распространенных символов Иисуса Христа. Дело в том, что во времена Ветхого Завета агнцев использовали в качестве жертвенных животных. Их особенность состояла в том, что, словно подчиняясь своей участи, они покорно, без сопротивления шли на заклание. Именно по этой причине агнец стал символом Христа, Который добровольно взошел на Крест ради спасения человечества, Его искупительной жертвы. Как овца, веден был Он на заклание, икак агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих, — пророчески говорится о Христе в ветхозаветной книге пророка Исаии (Ис 53:7). А Иоанн Креститель, указывая на идущего Иисуса, произносит: Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Ин 1:29).
Символ агнца занимал прочное место в раннехристианском искусстве. Подобно тому как в Ветхом Завете заклание пасхального агнца было главным событием года, так в Новом Завете евхаристическая жертва стала центром жизни Церкви. Изображение агнца не только символизировало Спасителя, но и воплощало в себе христианские идеалы кротости, смирения и жертвенной любви.
ЛЕВ
Фигура крылатого льва наряду с крылатыми же тельцом, орлом и человеком — так называемый тетраморф, — упоминается в Ветхом Завете в видении пророка Иезекииля, а в Новом Завете — в Откровении Иоанна Богослова: И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему (Откр 4:7).
Лев — символ царственного величия и могущества, образ Христа как царя и владыки мира. В древности лев был символом бдительности и духовного бодрствования, поскольку считалось, что он спит с открытыми глазами. Для христиан лев стал и одним из символов воскресения. Раньше люди полагали, что львица рождает мертвых детенышей, а лев-отец в течение трех дней дышит им в лицо, чтобы вернуть к жизни.
Кроме того, фигура льва была усвоена в качестве символа апостолу Марку, потому что в своем Евангелии он наиболее ярко выразил царственное достоинство Спасителя.
ОРЕЛ
Орел — птица, парящая в небе, — ассоциируется с Вознесением Христа и одновременно символизирует тянущуюся к Богу душу человека. Как орел поднимается высоко к солнцу, так и душа, стремящаяся к Богу, поднимается к Нему по пути духовного восхождения.
Также орел — символ Воскресения. В древних представлениях орёл, взлетая к солнцу, а затем спускаясь и погружаясь в речные воды, обновлял оперение и возвращал себе молодость: ...обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс 102:5) — говорится в Псалтири. В этой же логике орел выступает символом новой жизни, начинающейся для христианина в таинстве Крещения.
Орел является символом апостола и евангелиста Иоанна, Евангелие которого отличается особым духовным содержанием и высоким полетом богословской мысли.
Орел, парящий над городом, изображается на специальном круглом коврике, который в определенные моменты церковного богослужения постилается под ноги архиерея. Этот коврик так и называется — орлец. Орел символизирует тут высоту и чистоту богословского учения, хранителем которого призван быть епископ.
ТЕЛЕЦ
В ветхозаветные времена телец наряду с ягненком использовался в качестве жертвенного животного. В Новом Завете телец — символ евангелиста Луки, который сосредотачивается в своем повествовании на жертвенном искупительном служении Иисуса Христа и его первосвященническом достоинстве.
ДРАКОН
В ветхозаветной традиции дракон ассоциируется с чем-то ядовитым, опасным, ненасытным. Таким он предстает, например, в древних пророчествах Исаии и Иеремии. В христианстве дракон окончательно становится олицетворением зла. В образе красного дракона с семью головами и десятью рогами в новозаветной книге Откровение Иоанна Богослова изображен сам сатана: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9).
ЕДИНОРОГ
Единорог — еще одно фантастическое существо с христианской символикой. Так как еще в дохристианские времена этот волшебный зверь ассоциировался с чистотой, благородством и мудростью, а его рог считался лекарством от всех болезней, единорог стал еще одним символом Иисуса Христа. Белый цвет обозначал безгрешность Спасителя, его небольшой рост — смирение Христа, а устремленный вверх и целебный рог единорога понимался как символ благодатной силы церковных таинств.
ФЕНИКС
Феникс — еще один христианский символ. Фантастическое существо, погибающее и каждый раз заново рождающееся из пепла, стало образом Воскресшего Христа. Изображение феникса нередко можно встретить на раннехристианских надгробиях как символ возрождения и надежды на будущую вечную жизнь.