7 февраля 2020 Автор: ТКАЧЕНКО Александр

С какой стати мне расплачиваться за мои грехи?

Письмо в редакцию:

Почему я должен расплачиваться за «свои грехи»? Я на этот свет не просился, меня родили, и мои грехи, в большей степени, порождены внешними условиями жизни.
За что я должен расплачиваться?

Сергей, Уфа

На письмо читателя отвечает Александр Ткаченко

Тезис первый:
Закономерные последствия греха и есть наказание, которое человек добровольно принимает на себя, соглашаясь на грех.

В современных кинокомедиях есть широко растиражированный сюжет, суть которого в следующем. Человеку сообщают, что обычную электрическую лампочку очень легко засунуть себе в рот, но потом невозможно вытащить без помощи врача. Человек не верит этому парадоксу и решает проверить его истинность на себе. В результате оказывается в травмпункте, где уже сидит целая очередь из подобных экспериментаторов. Примерно так же себя ведут люди, слыхавшие, что воровать, завидовать, изменять супругу, осуждать других людей — это грех, но решившие опытным путем испытать на себе последствия этого греха.

Законы духовной жизни столь же непреложны, как и законы физики, химии или анатомии. Поэтому расплата за совершенный грех столь же неотвратима, как и расплата за лизание железной дверной ручки на морозе. Бессмысленно спрашивать здесь «почему я должен расплачиваться?», поскольку это просто закономерная последовательность событий. Тот, кто выбрал грех, одновременно выбрал и его неизбежные последствия. Согласно святому Иринею, определяя наказание грешнику, Бог всего лишь утверждает выбор самого человека: «На всех тех, кто по собственной воле удаляется от Него, Бог наложил как наказание отдаление, которое они выбрали. Следовательно, <…> отдаление от Бога — это утрата всех благ, которые исходят от Него».

Внешние условия развития человека действительно могут влиять на его духовное состояние. Так, греховная жизнь родителей и других значимых взрослых может повредить духовное состояние детей, которых они родили и воспитывают. Эта поврежденность проявляет себя в различных греховных влечениях, дурных наклонностях и страстях, передающихся словно бы по наследству в пределах одного рода. В Священном Писании мысль о такой трансляции греха от старшего поколения к младшим выражается вполне определенно: Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны. Жены их несмысленны, и дети их злы, проклят род их. <…> Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. <…> ибо ужасен конец неправедного рода (Прем 3:11, 12, 16, 19).

Передаваясь из поколения в поколение, наклонность к тем или иным видам греха может столь сильно закрепиться в потомках такого неправедного рода, что противостоять этим грехам им будет куда труднее, чем остальным людям. Однако и здесь у человека остается выбор. Осознав в себе действие такого греха, он может, например, полностью снять с себя ответственность за свои действия и списать все свои непотребства на тяжелую наследственность. Этот вариант очень наглядно показан в фильме «Обыкновенное чудо», где Король, весьма симпатичный человек, делает всяческие гадости, объясняя их непреодолимым влиянием предков:

«— Добрый день. Я король, дорогие мои… Не знаю почему, понравилась Ваша усадьба. Так что разрешите погостить у вас несколько дней. Должен предупредить: гости мы беспокойные. Я страшный человек.
— Да?
— Да. Тиран, деспот, коварен, капризен, злопамятен… И самое обидное, не я в этом виноват… Предки виноваты! Прадеды, прабабки, внучатые дяди, тети разные, праотцы, ну и праматери. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлебывай их прошлое. Ну паразиты, вот, одно слово, извините за такую грубость выражения, резкость, паразиты, вот и все. А сам я по натуре добряк, умница, люблю стихи, прозу, музыку, живопись, рыбную ловлю люблю. Кошек, да, я кошек люблю. Но иногда такое выкинешь…»

После чего тут же попытался отравить жену хозяина ядовитым вином. А когда у него это не получилось, бесхитростно объяснил, что в нем проснулся злодей-дядя, имевший обыкновение травить тех, с кем не в меру разоткровенничался. Это — один из способов отношения к свойственному роду греху, по сути являющийся его добровольным принятием в собственную жизнь.

Но возможен и другой вариант, когда человек, осознав в себе его действие, начинает в меру своих сил противостоять этому влиянию грехов предков на его нынешнюю жизнь.

Тезис второй:
Согрешает человек не самими полученными в воспитавшей его семье наклонностями, но тем, что оправдывает в себе эту ненормальность, не борется с ней, давая ей полную свободу в своей жизни.

Между тем с Божьей помощью такие проявления «семейного» греха можно обуздать в себе, сделать их подвластными разуму и совести. Эстафету этого греха возможно остановить на себе, не позволив ему перейти к своим потомкам. Оказавшись искалеченным грехами своих предков, человек может начать себя исправлять хотя бы для того, чтобы не передать эту наследственную духовную черноту уже своим детям. И даже если у него это получится сделать не в полной мере, Бог примет этот его труд как настоящий подвиг благочестия.


Внешние обстоятельства нашей жизни влияют на наше духовное состояние. И Бог учитывает эти обстоятельства. Он знает, в каких условиях вырос человек, какой была мера греха, вложенного в него его воспитателями, и о каждом из нас судит с учетом этих условий.


Очень хороший пример, поясняющий, как это может быть, приводит в своих поучениях преподобный авва Дорофей — христианский подвижник, живший в VI веке. Он рассказывает, как на невольничьем торге были выставлены на продажу две совсем маленькие девочки, и одну из них купила благочестивая христианка, мечтающая воспитать ее в чистоте и благоухании святых заповедей Христовых. Другую малышку купила совершенно развратная блудница, с тем чтобы научить ее своему мерзкому ремеслу. И конечно же, первая девочка выросла чистой душой и телом, боголюбивой и исполненной всяческих добродетелей. А вторая… Вторую ее злая наставница сделала орудием дьявола, научив самым изысканным и грязным видам разврата.

Внешние обстоятельства жизни девочек определили поведение каждой из них. Но одну они привели к благочестию, а другую — к греху, ставшему нормой ее жизни. И вот авва Дорофей восклицает: «Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о Суде, о Царствии Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, все скверное, все диавольское; как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом? Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он один ведает все и может судить согрешения каждого, как Ему Единому известно».

Тезис третий: Одна из основных истин христианства и состоит в том,
что человек не способен сам расплатиться за свои грехи.

Если для определения греха использовать юридическую терминологию, то грех — это преступление, нарушение закона, установленного Богом. А если грех — преступление, то, согласно закону же, за него положено определенное наказание.

Этот образ используется в христианской традиции достаточно широко. Именно в таком понимании и возникает прямой, а не метафорический вопрос о расплате за грех. Ведь преступник, взятый под стражу, может заплатить залог и выйти на свободу до суда или уже по решению суда понести ответственность за свое преступление, выплатив штраф. Но в отношении греха это оказывается совершенно невозможным, поскольку ценой нарушения воли Божьей для человека стала смерть: какой выкуп даст человек за душу свою (Мф 16:26)?

Если рассуждать в юридических категориях, грех — это такое преступление, за которое положено лишь одно возмездие — лишение жизни. И никакие варианты замены наказания здесь не предусмотрены.

Впрочем, один вариант все же возможен, хотя и очень жесткий. Преступника может выкупить кто-то другой ценой собственной жизни, приняв за него полагающуюся по закону смерть. Но здесь есть условие: отдать свою жизнь за другого может лишь тот, кто сам невиновен в этом преступлении. А таких, по слову Библии, среди живущих на свете людей просто нет, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим 3:23).

Не может один должник поручиться за другого, не может один преступник вызваться пострадать за своего подельника. Принять за грешников заслуженную ими смерть мог только абсолютный праведник. В этом и был великий смысл искупительной жертвы Иисуса Христа за человеческий род. Сам Бог сошел с небес и воплотился, чтобы отдать Свою жизнь как выкуп за согрешивших людей и добиться их помилования.

Поэтому в юридическом смысле расплачиваться за свои грехи людям нет смысла уже хотя бы по той причине, что нам нечем за них платить. Мы или принимаем помилование, которое дал нам Господь ценой Своей Крестной смерти, или отказываемся от него. С этой точки зрения Иисус Христос выкупил все наши долги у безжалостных коллекторов, чтобы спасти нас от неминуемой расправы. И теперь перед каждым человеком стоит выбор: или продолжать грешить, увеличивая свой смертоносный долг и приближая час, когда в твою дверь позвонят коллекторы, или же — принять дар Иисуса Христа и сделаться Его подданным, оставив коллекторов ни с чем. Правда, это подданство потребует соблюдения определенных правил, которые и составляют суть жизни человека в Церкви Христовой. Но это — единственный доступный нам вариант расплаты за грехи в юридическом понимании этого слова.

Тезис четвертый: Чувствуя свою негодность для Царства Небесного и боясь заслуженного наказания, мы как будто забываем, Кто же нас будет судить в итоге и Кто будет определять меру нашего воздаяния.

В испуганно-возмущенном вопросе «почему я должен расплачиваться за свои грехи, ведь я не по своей воле пришел в этот мир?» звучит страх перед каким-то бездушным принципом, который извлек человека из небытия лишь для того, чтобы потом спросить с него по полной и снова ввергнуть не в небытие даже, а в бесконечное мучение.

Однако все, что мы знаем о Боге из Евангелия, говорит ровно об обратном. Не языческая Фемида с завязанными глазами будет взвешивать наши грехи на суде, а Тот, Кто защитил блудницу от заслуженной кары и первым ввел в рай осужденного за свои грехи разбойника.

Феофан Затворник писал: «Господь и на Страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». От нас зависит лишь одно: дадим ли мы Ему такую возможность. В этом и будет заключаться наша «расплата» за свои грехи. Все остальное еще две тысячи лет назад Господь заплатил за нас Сам.

Иллюстрации Марии Сосниной

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (76 голосов, средняя: 4,82 из 5)
Загрузка...
7 февраля 2020

Ответ для Feline Delirium ×

  • Feline Delirium
    Feline Delirium 5 месяцев назадОтветить

    Психология рабов. Вот пусть верующие за свои грехи и расплачиваются. А у меня грехов нет. А даже если и были бы, я их у несуществующего персонажа не покупал, поэтому и расплачиваться не должен.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 5 месяцев назадОтветить

      На эту тему у нас было свидетельство под названием "Исповедь безгрешного":

      Исповедь безгрешного

      Я был атеистом. Мне было жалко расстраивать мою верующую мать, а что поделаешь — не верил я в Бога! Много раз моя терпеливая мама тихонько так просила: «Сынок, может, в храм зайдешь — праздник большой?». Хотела очень, чтоб я на исповедь пошел, чтоб причащаться стал.

      Однажды, из жалости и уважения к матери, я согласился — мы с ней вдвоем поехали в монастырь на службу. Раз в Бога я не очень-то верил, то и таинства Церкви всерьез не воспринимал — хоть, думаю, мать порадую.

      Она перед исповедью старалась мне объяснить, для чего нужно исповедоваться и как к этому подойти. Я перебрал в уме 10 заповедей: не убий, не укради, почитай отца и мать и т. д. Наскоро измерив свою «христианскую» жизнь заповедями (данными, как я позже узнал, еще за 1500 лет до рождения Христа), я осмелел. Что же? Вроде как чист я!

      И вот — моя очередь исповедоваться. Подошел я к аналою и с этой-то похвалы себе и начал. Дескать, просмотрел список тяжких грехов — убийство, кража, блуд — и нашел, что от всего этого я свободен. Выслушав меня, батюшка очень кротко сказал: «Сынок, сегодня произошло чудо: ко мне пришел совершенно безгрешный человек, святой. А посему тебе прямая дорога сразу в Небеса. И Причастие тебе не нужно».

      «Как это, — удивился я, — почему?»

      «Через Причастие, — ответил священник, — верующие грешники сочетаются с Богом, освящаются. А ты уже святой. Поэтому тебе причащаться не нужно. Иди себе с Богом».

      Я, несколько удивленный и довольный собой, уже готов был отойти, но священник добавил: «Только ты еще подумай и ответь на один вопрос: помог ли ты в своей жизни кому-нибудь просто так».

      Я раздумывать не стал: «Нет, — говорю, — меня никто и не просил никогда».

      С тем и ушел. Прошел гордо через толпу верующих к выходу. И вдруг что-то стало тоскливо саднить в душе… И на меня, как из ведра, посыпались воспоминания! В первую очередь, вспомнилась старушка из соседнего подъезда. Как я не помог ей донести тяжелую сумку. Она и вправду не просила об этом! Но я-то видел, что она нуждается в помощи, и прошел мимо...

      И вдруг так мне стало стыдно за себя такого «хорошего», «святошу». Стал припоминать одну за другой свои неправды, грехи. И тут уж стало ясно, что исповедь мне нужна, как воздух!

      В итоге вернулся я в храм и снова встал в очередь, мимо которой так гордо прошествовал 10 минут назад. Исповедался уже по-настоящему, всем сердцем, а затем причастился. А тот священник позже стал моим духовником. На радость маме. Негоднейший из меня вышел атеист...

      Олег, Беларусь

      https://foma.ru/pisma-ob-ispovedi.html

  • Татьяна
    Татьяна 6 месяцев назадОтветить

    Всё что я должна, записано в Налоговом кодексе, что не должна- в Уголовном, а всё остальное строго на моё усмотрение.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 6 месяцев назадОтветить

      Этого никто не отрицает, в том числе и Церковь. Я бы только ещё добавил, как минимум, административный кодекс. Остальное относится к тем, кто верит в жизнь после жизни, любит и верует во Христа и для кого слово "спасение" не пустой звук.

  • Александр
    Александр 7 месяцев назадОтветить

    Вопрос резонный, обычно такое приходит в голову в юные годы, в зрелом возрасте такое не возникает. Почему спрашивается? У человека нет понимания истинного устройства мира и своего места и предназначения в нем, вот и рождаются такие мысли.

  • клим
    клим 8 месяцев назадОтветить

    16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

    От Иоанна 3 . 16. 17

  • Юрий
    Юрий 8 месяцев назадОтветить

    О вечных муках может писать и говорить только тот, кто считает себя святым.

  • протоиерей Андрей
    протоиерей Андрей 8 месяцев назадОтветить

    Очень грамотно и доступно. Хорошее пособие для подготовки к беседам со старшеклассниками и родителями.

  • Елена
    Елена 8 месяцев назадОтветить

    Не могу понять зачем Господь создал человека? А потом сказал: "плодитесь и размножайтесь...". Зачем мы ему в таком количестве, да еще грешные и несовершенные? Если сравнивать с детьми, которых мы рожаем, чтобы любить. То бывают такие ситуации, когда родители говорят "лучше бы не рожали" или "лучше один раз переплакать". Значит и Господь так же о некоторых думает? Или он не предвидел такого исхода? И зачем он поместил древо познания в центре Эдема. Это искушение? Проверка человека на преданность заповедям?

  • Алина
    Алина 8 месяцев назадОтветить

    как всегда много многословия. но на главный вопрос как всегда ответа нет. если у человека не было выбора рождаться или нет, не было выбора в какой среде родиться, то о какой ответственности за "выбор греха" вы говорите? чтоб начать воровать или не воровать, изменять или не изменять надо для начала родиться. а рождение уже не выбор самого человека.
    Рождение в нищей неблагополучной семье - кто-то сам бы согласился на это, если бы его желания кто-то спросил? Но дети рождаются и с рождения попадают как в тюрьму обстоятельств. И это еще ужаснее чем тюрьма человеческая. В человеческую тюрьму попадают люди за свой выбор, а ребенок когда успел сделать выбор? почему он должен нести ответственность?

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё