Что для нас Великий пост? Помимо всего прочего, это еще и проверка верности. А какова плата за верность своему предназначению? И чем приходится платить за духовные дары?
Тайна преображения
О жизни этого старца до поступления его в число братии Оптиной пустыни документальных свидетельств почти не сохранилось. А это целых 46 лет! За это время сын богатого купца из оренбургских казаков Павел Плиханков, закончив военную гимназию, училище и штабные офицерские курсы в Петербурге, сделал блестящую военную карьеру — дослужился до полковника. И ушел в монастырь, когда было рукой подать до генеральского чина.
Возможно, все началось с воспаления легких, от которого он чуть не умер. Тогда по его просьбе денщик начал читать ему Евангелие, и у больного «наступило духовное прозрение» — он «увидел открытыми небеса и содрогнулся от великого страха и света». По словам старца Нектария, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем». Но это было его тайной, говорить о ней стало возможным только после его смерти.
«Смирихся, и спасе мя Господь»
Мысль о монашестве поначалу казалась абсурдной, уход в монастырь — невозможным, но постепенно решимость созревала, оставалось лишь сделать выбор: в какой обители положить начало иноческому подвигу. Ответ нашелся по-житейски просто — в руки попался журнал со статьей об Оптиной пустыни и старце Амвросии. Но первая встреча с ним неожиданно отсрочила решающий шаг: старец велел приехать через два года.
Выдержав этот срок, полковник Плиханков подал в отставку, но в Оптиной старца Амвросия в живых уже не застал, и, когда в феврале 1892 года его зачислили в братию Иоанно-Предтеченского скита, духовным наставником его стал старец Анатолий (Зерцалов), а послушание ему назначили быть келейником (полковнику — фактически денщиком!) у иеромонаха Нектария, последнего великого Оптинского старца, который в то время нес подвиг юродства: чудил, ходил по обители в капоте и «играл» в куклы. В монахи с именем Варсонофий послушника Павла постригли только через 8 лет.
«Монахи тоже люди, есть у них и страсти, и пороки»
Когда старца Анатолия не стало, Варсонофий ушел в затвор. Десять лет вчитывался в творения святых отцов и упражнялся в умно-сердечной молитве. Духовником и наставником его стал старец Нектарий.
Оптину за все время своей монашеской жизни отец Варсонофий покидал лишь несколько раз. В 1904 году, во время Русско-японской войны, его отправили на фронт — священником при лазарете. А в 1910-м он ездил на станцию Астапово — к умиравшему Льву Толстому, но родные писателя монаха к нему не пустили.
В это время отец Варсонофий был уже начальником скита: когда он вернулся с войны, его предшественник старец Иосиф уже настолько состарился и ослабел, что управлять внешними делами был просто не в силах — в результате скит накопил долги, из Синода прислали ревизию, и старец подал прошение «на покой».
И тут взбунтовались его духовные чада. Они и раньше опасались отца Варсонофия — человека не только умного и образованного, но и способного быть властным. Он казался им чужаком. Отношения установились натянутые. А тот между тем восстановил порядок: внес в уплату образовавшегося долга собственные 60 тысяч рублей, отремонтировал скитские постройки, обновил ризницу, устроил библиотеку…
«К празднику враг всегда старается сделать неприятность»
Он много занимался с интеллигентной молодежью, приезжавшей в Оптину.
«Есть разные пути ко спасению, — говорил он своим духовным чадам. — Одних Господь спасает в монастыре, других в миру. Везде спастись можно… Можно и в монастыре жить по-мирски. Стены и черные одежды сами по себе не спасают». Справедливость этих слов подтвердил финал его собственной жизни.
После кончины старца Иосифа в Оптиной началась настоящая смута: новые монахи, пришедшие из предреволюционного мира, затеяли в монастыре революцию — им не было дела ни до отца Варсонофия, ни до отца Иосифа, им нужно было упразднить старчество, закрыть скит и переустроить монастырскую жизнь по своему разумению. Отец Варсонофий этот бунт усмирил и настоял на удалении его зачинщиков из обители. Тогда они подали на него жалобу в Синод, а на настоятеля монастыря написали донос, что он «неправильно ведет лесное хозяйство». Нашлись у отца Варсонофия недоброжелатели и в Петербурге. В результате удаленных за бунт монахов вернули в монастырь, а отца Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвинского монастыря, хотя он просил оставить его в Оптинском скиту пусть бы и простым послушником.
«Надо все перенести; поверьте — не прогадаете»
Жить старцу оставалось меньше года, но за это время он успел из пришедшей в полный упадок обители сделать один из духовных центров Подмосковья: восстановил порядок иноческой жизни, привлек благотворителей, которые помогли отремонтировать храмы, кельи, гостиницу, а народ, как прежде в Оптину, стекался к нему за помощью и утешением, и он, сам изнемогая от многочисленных недугов, принимал всех без отказа.
«Шел я по прямой дороге, и казалось мне, что так и дойду до цели; вдруг на пути бревно — сворачивай, говорят. Но я не хочу сворачивать, мне идти хорошо, я привык идти этой дорогой, хотя и уклоняюсь по временам то направо, то налево, но все-таки иду; нет, говорят, сворачивай. Господи Боже мой, но вовсе не хочется; и вдруг я слышу иной голос, говорящий мне: “Сворачивай”, — это голос Божий. Да будет воля Божия», — писал он своим духовным чадам.
Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Но, отказавшись от помощи врача, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте...» Причащался старец ежедневно.
Скончался преподобный Варсонофий 1 апреля (14 апреля по новому стилю) 1913 года и был погребен в Оптиной пустыни рядом со своим духовным отцом и учителем старцем Анатолием. Мощи его и сегодня покоятся в Оптиной.
***
Своим ученикам старец Варсонофий писал: «Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя».