Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице, воскресенье, 9 ноября 2025 года: что будет в храме?

В воскресенье 9 ноября Церковь вспоминает мученика Нестора Солунского, преподобных Нестора Летописца и Нестора некнижного, обретение мощей благоверного князя Андрея Смоленского в Переславле-Залесском, мучениц Капитолину и Еротииду, а также мученика Марка Фиваидского и иже с ним. На этот день приходится память преподобномученика игумена Сергия (Чернухина).

Воскресенье, 9 ноября 2025 года

На воскресный день 9 ноября приходится память преподобного Нестора Летописца — агиографа (автора житий святых), историка, биографа, одного из основателей русской литературы, обладавшего редким писательским даром. Его перу принадлежат известные всем слова «Откуда есть пошла Русская земля...» в самом начале главного труда преподобного — летописи «Повесть временных лет». Он не был единственным автором, в книгу вошла информация из самых разных источников — как более ранних русских летописей и византийских хроник, так и монастырских записей и устных преданий. Это первая русская летопись, в ней дается и богословское осмысление отечественной истории, и картина современной преподобному Нестору эпохи.

Святой Нестор был и чудотворцем: «Послание» лаврского инока Поликарпа к игумену Акиндину упоминает, что в 1078 году «Нестор, явившийся составителем летописи», вместе с другими подвижниками принял участие в исцелении святого Никиты, который по самоволию удалился в затвор и стал жертвой бесовского обольщения.

Мощи преподобного Нестора с 1114 года почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 5

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.

Перевод:

Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.

Кондак воскресный, глас 5

Ко а́ду, Спа́се мо́й, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко Всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бы́сть, Человеколю́бче,/ те́мже вси́ зове́м:// спаси́ на́с, Го́споди.

Перевод:

Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец, умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, [Христе,] и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»

Тропарь мученику Нестору Солунскому, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Не́стор,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́ Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости:/ того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод:

Мученик Твой, Господи, Нестор подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак Мученику Нестору Солунскому, глас 2

Страда́льчествовав до́бре,/ безсме́ртную сла́ву насле́довал еси́ ны́не,/ я́ко во́ин изря́дный Влады́ки был еси́,/ моли́твами Дими́трия му́ченика:/ с ним у́бо, Не́сторе му́дре,// моля́ не преста́й о всех нас.

Перевод:

В мученичестве своем бессмертную славу наследовал ты сейчас, как воин превосходный Владыки ты был, по молитвам мученика Димитрия, с ним же, Нестор мудрый, не переставай молиться обо всех нас.

Тропарь преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4

Вели́ких князе́й ру́сских дея́ния/ и преподо́бных оте́ц Пече́рских жития́ и чудеса́ написа́вый,/ свое́ же, Богому́дре Не́сторе, мно́гих ти ра́ди доброде́телей и́мя/ напи́сано на Небеси́ стяжа́вый,// моли́ и нам написа́тися в Кни́ги Живо́тныя.

Перевод:

Великих князей русских деяния и преподобных отцов Печерских жития и чудеса описавший, свое же имя, богомудрый Нестор, ради многих твоих добродетелей удостоившийся вписать на Небесах, моли и нам быть записанными в Книге Жизни.

Кондак преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 2

Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к/ и и́стинный жития́ того́ подража́тель,/ пе́рвый честны́х его́ моще́й самови́дец бы́ти сподо́бился еси́,/ я́же с про́чиими святоле́пно прене́с,/ насле́дил еси́ с те́миже Ца́рство Небе́сное,// е́же получи́ти и нам, чту́щим тя, Го́сподеви моли́ся.

Перевод:

Как ученик Богоносного Феодосия и истинный подражатель его жизни, ты удостоился быть первым очевидцем его почитаемых мощей, которые вместе с другими достойно их святости перенес, ты наследовал вместе с ними Царство Небесное, получить которое и нам, почитающим тебя, Господу молись.

Молитва

О, преподо́бне о́тче, прему́дре наста́вниче и Боголюбе́зне подви́жниче Не́сторе Летописче! Предстоя́й со дерзнове́нием престо́лу Ве́чныя Сла́вы, не забу́ди на́с гре́шных и недосто́йных, бу́рями страсте́й отягче́нных, и хода́тайством твои́м непреста́нным защити́ страну́ на́шу, тебе́ при́сную, и соотчии твоя́ от вся́ких зо́л и скорбе́й. Утверди́ се́рдца на́ша в правосла́вней ве́ре, оте́чество свое́ научи́ люби́ти и в братолю́бии кре́пце пребыва́ти. Наста́ви на́с на стези́ спасе́ния, да моли́твами твои́ми, засту́пниче на́ш, вни́дем в ве́чное Ца́рство сла́вы, восхваля́юще Го́спода и прославля́юще твое́ заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

На вечернем богослужении вместе с воскресной службой совершается служба в честь мученика Нестора Солунского. Поэтому наряду с воскресными песнопениями прозвучат стихиры мученику:

Не́сторе, страда́льче чу́дне, / всеору́жием Христо́вым себе́ обложи́л еси́, / чу́вственне у́бо Ли́ю спле́тся, того́ погуби́л еси́, / неви́димыми же неви́димаго стрела́ми велиа́ра / ты́ запя́л еси́ и умертви́л еси́ / Те́мже побе́ды венце́м/ твою́ главу́ венча́ Великодарови́тый.

Словесы́ Боже́ственными укрепля́ем, Не́сторе му́дре, / и́стинно Дими́трия му́ченика, / го́рдаго мучи́теля му́жески умертви́л еси́, / и уме́ршаго и а́д разо́ршаго / испове́дав Бо́га Безсме́ртна, / сме́рть непра́ведну подъя́л еси́, сла́вне. / Те́мже Жи́знь, ра́дуяся, // неконча́емую насле́довал еси́.

Боже́ственный ю́ноша бы́л еси́, / телесе́ красото́ю, му́дре, сия́я / и благода́тию Боже́ственною укра́шен, / и си́лою удобре́н. / Те́мже Ли́еву разори́в си́лу си́лою Вседержи́теля, / ра́дуяся, пострада́л еси́ / и лико́м счи́слился еси́ страда́льцев, // с ни́миже, ра́дуяся, на́с помина́й.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 26–39

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Евангелие от Луки, глава 21, стихи 12–19

Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства.

Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши.

Комментирует священник Павел Великанов

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к Галатам, глава 6, стихи 11–18

Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 6, стихи 10–17

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

День памяти святых

Мученик Нестор Солунский (около 306)

По благословению великомученика Дмитрия Солунского святой Нестор вышел на бой с любимцем императора-язычника силачом Лием и победил его. Слушайте рассказ о бесстрашном юном святом на радио «Вера».

Мученицы Капитолина и Еротиида Каппадокийские (306)

После смерти родителей богатая и знатная христианка Капитолина раздала имение нищим и отпустила рабов на свободу. Еротиида была христианкой и служила Капитолине. Она не оставила свою госпожу и в бедности. Завистливые люди донесли на христианок, скромно живших в в городе. Не выдержав истязаний своей хозяйки за отказ принести жертву языческим богам, Еротиида бросила в правителя камнем. Обе мученицы были усечены мечом.

Благоверный князь Андрей Смоленский, Переяславский, обретение мощей (1539)

Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора. Он не пожелал участвовать в междоусобных распрях князей и тайно ушел в Переяславль-Залесский, скрыв от всех свое происхождение. Так он прожил тридцать лет пономарем в храме святителя Николая, около которого и был погребен. Княжеское происхождение обнаружилось только после его кончины. Тогда нашли наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей». Обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского произошло в 1539 году по ходатайству преподобного Даниила Переяславского.

Новомученики и исповедники Российские

Преподобномученик Сергий (Чернухин), игумен (1879–1942)

На первом допросе отец Сергий не отрицал того, что в «настоящее время Церковь переживает большие гонения», однако заметил, что все это посылается за наши грехи, а насчет власти — всякая власть от Бога, и ей нужно подчиняться. Однако следователи не были удовлетворены данным им религиозным объяснением происходящих в стране событий, и 8 февраля 1931 года игумен Сергий был приговорен к трем годам ссылки в Северный край.

Преподобномученик Сергий родился в семье крестьянина в Самарской губернии, в 21 год поступил послушником в Свято-Данилов монастырь в Москве, принял постриг и сан священника. Он не оставлял служения в период гонений на Церковь, за что и был арестован в 1931 году и приговорен к трем годам ссылки в Северный край: сначала этапом в Архангельск, потом в Пинегу и небольшое село Кулой. После возвращения из ссылки он не мог жить в Москве и был назначен служить в Никольскую церковь села Никольское-Головинское Шаховского района. Там он служил до начала массовых гонений 1937 года. Свидетелями обвинения выступили бывший и новый председатели сельсовета. Обвиняли отца Сергия в контрреволюционной агитации против реализации государственных займов. Виновным священник себя не признал, но был приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Срок отбывал в Амурской области. Он не пережил заключения особенно тяжелого военного времени. Отец Сергий скончался 9 ноября 1942 года в Свободненском лагере и был погребен в безвестной могиле.


Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
15
Сохранить
Поделиться: