Как преподобный Нестор Летописец стал «отцом» для русской филологической науки
Как преподобный Нестор Летописец стал «отцом» для русской филологической науки

Как преподобный Нестор Летописец стал «отцом» для русской филологической науки

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Во второй половине XI - начале XII века в Киево-Печерской лавре жил монах по имени Нестор. Он был составителем и редактором нескольких летописных статей, посвященных родной обители. В «Повести временных лет» есть рассказ об основании обители, жизни первых иноков при преподобных Антонии и Феодосии, сообщение о смерти первых двух основателей монастыря, об открытии мощей преподобного Феодосия и его канонизации.

В это же время на свет появляется шедевр древнерусской агиографии «Житие Феодосия Печерского». Ее автор - тоже насельник обители по имени Нестор, который также написал одну из версий жития первых прославленных русских святых - святых страстотерпцев Бориса и Глеба – детей князя Владимира, который крестил Русь.

Вот из спора о том, сколько было Несторов в Киево-Печерской лавре во многом и родилась русская филология. С середины XVIII века «несторовский вопрос» волнует умы ученых не менее сильно, чем гомеровский.

Получался настоящий детектив. В одном месте в одно время собрались два литературных таланта с одним именем. Они творили примерно в одно время (разница составляет не больше 30 лет с 1088 года по 1118), разбирались в византийских житиях и подробно описывали жизнь иноков.

Окончательное решение этой загадки, кстати, до сих пор не найдено.

Вся интрига строится на разных и плохо согласующихся между собой данных. Нестор-летописец говорит о том, что лично знал преподобного Феодосия, а автор жития рассказывает, что пришел в монастырь вскоре после смерти святого.

Летописец не забывает рассказать, что монахи отвергли игумена, на которого перед смертью указал преподобный Феодосий, а агиограф просто опускает этот момент. Наконец, в летописи рассказывается об обретении мощей святого и его канонизации, а автор жития ничего не говорит про эти события.

Добавим к этому, что в природе не существует «авторского текста» «Повести временных лет». То, что дошло до нас, - это огромный сборник, который неоднократно изменялся, подчищался и редактировался в зависимости от поставленных перед средневековым хронистом задач.

В начале ХХ века академик Алексей Шахматов попытался восстановить первоначальный текст «Повести временных лет». В ходе грандиозного исследования он доказал, что первоначальная русская летопись писалась в течение нескольких столетий множеством людей, причем Нестор-летописец был всего лишь одним из ее редакторов.

Впрочем, открытия начала ХХ века не ответили на главный вопрос – сколько же Несторов одновременно жило в Киево-Печерском монастыре?

Даже в наши дни идут споры об авторстве того или иного произведения. Ученые сравнивают рукописи и разные издания, в Средние же века эту загадку решить было невозможно.

О том, что Нестор написал житие Феодосия Печерского, мы узнаем только из вступления и заключения к памятнику, где он называет себя по имени. Точно такая же ситуация и с летописью – автор статей, посвященных обители немного рассказывает о себе. И все.

В Древней Руси за редчайшим исключением важен был не писательский стиль, а литературный жанр. Летописные записи были похожи друг на друга. Герои житий святых, с «физиономиями вместо лиц» по выражению Василия Ключевского, за редчайшим исключением совершали одинаковые подвиги в типичных ситуациях: детьми отказывались от игр, первыми приходили в храм и последними из него уходили, много постились и молились, строили монастыри, мирили князей, заботились о людях.

Так что исследователям оставалось лишь сопоставлять факты и строить гипотезы.

Согласно первой, Нестор-летописец написал житие преподобного Феодосия очень поздно, после 1118 года, когда его читатели прекрасно знали о том, что святой был прославлен, а мощи обретены. Он не стал говорить о конфликтах в монастыре потому, что раньше описал это в летописи. Он слегка путал факты и забывал о том, что происходило в обители при жизни ее основателей потому, что это уже были «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Вторая версия выглядит так. В Киево-Печерском монастыре жили два разных Нестора. Один написал житие Феодосия Печерского до 1088 года, а потому не мог рассказать ни об открытии мощей святого, ни о его канонизации. Все это случилось позже.

Нестор же летописец действительно редактировал статьи, связанные с Киево-Печерским монастырем, и в его текста отразилась борьба между русскими и греками за умы молодой Киевской Церкви.

Так или иначе, но 9 ноября Православная Церковь вспоминает не только о самом известном древнерусском авторе, но и о человеке, который невольно стал отцом для русской филологической науки.

 

На заставке Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (скульптура работы М. Антокольского). Источник фото wikipedia.org

 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (8 голосов, средняя: 4,75 из 5)
Загрузка...
8 ноября 2018
Поделиться: