Неделя восемнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 27 октября 2024 года: что будет в храме?
Восемнадцатая неделя по Пятидесятнице посвящена памяти святых отцов VII Вселенского Собора. Мученикам Назарию, Гервасию, Протасию и Келсию, преподобным Параскеве-Петке Сербской и Николе Святоше, князю Черниговскому, а также священномученику Сильвану Газскому Церковь молится 27 октября. В этот день Церковь вспоминает священномучеников Михаила Лекторского, Петра Лебедева, исповедника Амвросия Полянского и преподобномученика Максимилиана Марченко. Икона Божией Матери «Яхромская» чествуется в последний воскресный день октября.
Воскресенье, 27 октября 2024 года, Память святых отцов VII Вселенского Собора
Седьмой Вселенский Собор прошел в 787 году в городе Никее (современный Изник в Турции), отсюда его название — Никейский. На этом соборе было принят догмат о почитании святых икон. Смысл его заключается в том, что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе покланяется существу изображеннаго на ней». Епископов, принявших такое решение, называют святыми отцами VII Вселенского Собора.
Подробнее о Вселенских Соборах и почитании святых икон читайте в наших материалах:
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный, глас 1
Камени запечатану от иудей/ и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/ воскресл еси тридневный, Спасе,/ даруяй мирови жизнь./ Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/ слава воскресению Твоему, Христе,/ слава Царствию Твоему,// слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче.
Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»
Кондак воскресный, глас 1
Воскресл еси яко Бог из гроба во славе,/ и мир совоскресил еси;/ и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе;/ Адам же ликует, Владыко;/ Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи:// Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.
Перевод: Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: «Ты, Христе, всем даруешь воскресение!»
Тропарь Святым отцам VII Вселенского Собора, глас 8
Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наши основавый,/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,// Многоблагоутробне, слава Тебе.
Перевод: Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший, и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!
Кондак Святым отцам VII Вселенского Собора, глас 6
Иже из Отца возсияв Сын неизреченно,/ из Жены родися сугуб естеством,/ Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения,/ но сие благочестно начертающе, почитаем верно./ И сего ради истинную веру Церковь держащи,// лобызает икону вочеловечения Христова.
Перевод: Сын, воссиявший От Отца неизреченно, от Жены родился в двух естествах. Зная это, не отрицаем начертания Его облика, но благочестиво его изображая, почитаем преданно. И потому Церковь, держась веры истинной, лобызает икону вочеловечения Христова.
Чтение Евангелия
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 5—15
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит (Лк 8:5-15)!
Если совершается служба святых отцов, то в храме прозвучат следующие чтения Священного Писания:
Евангелие от Иоанна, глава 17, стихи 1—13
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную (Ин 17:1-13).
Апостольское чтение
Второе Послание апостола Павла к коринфянам, глава 9, стихи 6—11
Комментирует священник Стефан Домусчи
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу (2 Кор 9:6-11).
Если совершается служба святых отцов, то в храме прозвучат следующие чтения Священного Писания:
Послание апостола Павла к евреям, глава 13, стихи 7—16
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр 13:7-16).
День памяти святых
Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий (I)
Краткою историю о святых первого века христианской эры, мощи которых находятся в Миланском соборе, слушайте на радио «Вера».
Преподобная Параскева-Петка Сербская (XI)
Рассказ о святой, ставшей героиней многих сказаний балканских народов, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах (1143)
Краткое житие первого из князей, принявших монашество, слушайте на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Михаил Лекторский (1872 — 1921)
Краткое житие священномученика Михаила, который продолжал исповедовать перед самой казнью, на радио «Вера».
Священноисповедник Амвросий Полянский (12 ноября 1878 — 27 октября 1932)
Несмотря на запрет он служил литургию и в ссылке, даже если приходили всего несколько человек. На каждом допросе ему предлагали стать агентом ОГПУ, но он отказывался. Читайте житие священноисповедника епископа Амвросияи в нашем материале.
Священномученик Петр Лебедев (5 ноября 1889 — 27 октября 1937)
С рукоположения в 1911 до последнего ареста в 1937 отец Петр служил в селе Родники Костромской губернии (ныне — Ивановская область). Он не брал платы за требы, за что его очень уважали. На проповеди отца Петра приходили крестьяне из окрестных деревень, дети обучались Закону Божию. Последний раз его арестовали за сбор подписей против закрытия храма. На предложение отречься от сана отец Петр произнес: «Кто служит Богу Единому, Живому и Истинному, тот никогда не согласится предать свою паству и жить со злодеями». За эти слова он был жестоко избит. Через несколько дней его расстреляли.
Преподобномученик Максимилиан Марченко (? — 1938)
Будущий преподобномученик принял постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 1914 году иеромонах Максимилиан был командирован в действующую армию и год прослужил в военном лазарете. По отзывам он был простой, неученый, со всеми ласковый и словоохотливый. В 1915 году он вернулся в Лавру, которую после революции превратили в музей. Иеромонах Максимилиан стал работать в нем сторожем.
По прибытии в Лавру он работал не только сторожем, но и нес послушание уставщика Троицкого собора. Позднее был возведен в сан игумена. Арестовали отца Максимилиана в 1928 году как «бывшего монаха, не сочувствующего социалистическому строительству». В начале заключения он находился в Бутырской тюрьме, а оттуда был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. После отбытия 3-х летнего срока игумен Максимилиан стал служить в Кукуевской церкви города Загорска. Здесь он был арестован в 1935 году. Арестовано было сразу несколько священнослужителей по обвинению в создании «контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников». В предъявленном обвинении говорилось, что отец Максимилиан «во время империалистической войны служил попом в ставке бывшего царя Николая II-го». Отца Максимилиана приговорили к 3 годам ссылки в Казахстан. В ссылке он был арестован в 1937 году и приговорен к 10 годам лагерей. Почти сразу по прибытии в исправительно-трудовой лагерь в поселке Чемолган в Алма-Атинской области преподобномученик Максимилиан скончался.
Иконы Богородицы
Икона Пресвятой Богородицы «Яхромская»
Яхромская икона Божией Матери явилась отроку Косме, сопровождавшему больного боярина. Они остановились на берегу реки Яхромы, недалеко от Владимира, и больной уснул. Внезапно Косма увидел яркий свет и услышал голос, повелевавший быть ему иноком и устроить монастырь. Свет исходил от иконы Успения Пресвятой Богородицы, явившейся на дереве.
Косма снял в дерева икону, поднес к больному, и тот сразу исцелился. После этого Косма ушел в Киево-Печерскую обитель, где принял постриг. По внушению Божию преподобный Косма взял с собой чудотворный образ и вернулся на берег Яхромы в то место, где обрел его. Преподобный Косма соорудил храм в честь Успения Божией Матери, в котором поставил Яхромскую икону. К нему стала собираться братия - так образовался монастырь. К сожалению, чудотворный образ до наших дней не сохранился.
Чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в музее в Суздаля. В кремлевском Благовещенском соборе сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!