Неделя шестнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 13 октября 2024 года: что будет в храме?
В воскресенье 13 октября Церковь вспоминает священномученика Григория, просветителя Великой Армении, преподобного Григория Пельшемского, вологодского чудотворца, и святителя Михаила, первого митрополита Киевского. Мучениц Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев, Собор святых Челябинской митрополии и Собор святых Кубанской митрополии чтит Церковь в шестнадцатую Неделю по Пятидесятнице. Память священномучеников Прокопия Попова, Петра Соловьева, Вячеслава Занкова, Петра Пушкинского, Симеона Лилеева, Василия Гурьева, Александра Орлова, Серафима Василенко, преподобномученицы Александры Червяковой, мучеников Алексия Серебренникова и Матфея Соловьева, а также мученицы Аполлинарии Тупицыной совершается 13 октября.
Воскресенье, 13 октября 2024 года
В 1937 году 13 октября на полигоне Бутово под Москвой были расстреляны сразу несколько священников и мирян. Их обвиняли в большинстве случаев в «контрреволюционной деятельности», хотя на самом деле власти действовали в рамках принятого курса на уничтожение Церкви.
О Бутовском полигоне, одном из самых ужасных и святых мест на земле, рассказываем в наших материалах:
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный, глас 7
Разрушил еси Крестом Твоим смерть,/ отверзл еси разбойнику рай,/ мироносицам плач преложил еси,/ и апостолом проповедати повелел еси,/ яко воскресл еси, Христе Боже,/ даруяй мирови// велию милость.
Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.
Кондак воскресный, глас 7
Не ктому держава смертная/ возможет держати человеки:/ Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея;/ связуемь бывает ад,/ пророцы согласно радуются,/ предста, глаголюще, Спас сущим в вере:// изыдите, вернии, в воскресение.
Перевод: Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос, сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, — говорят, — Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»
Молитвы святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому
Тропарь святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому, глас 4
Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися:/ се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися./ И иже неверием обветшавшии/ Божественною купелию отродишася/ и быша людие обновления,/ царское священие, язык свят, Христово стадо,/ емуже ты первый пастырь явился еси,/ яко первее Крещением послуживый./ И ныне, предстоя Владыце Христу Богу,/ моли всем сыном русским спастися:// имаши бо дерзновение яко иерарх Божий и священнослужитель.
Перевод: Сегодня пророчество Первозванного апостола исполнилось: ибо вот, на этих горах воссияла благодать и вера умножилась. Одряхлевшие в неверии Божественной купелью возродились и стали людьми, взятыми в удел, царским священством, народом святым (1 Пет 2:9), Христовым стадом, которому ты явился первым пастырем, ранее Крещением послуживший. И сейчас, предстоя Владыке Христу Богу, моли всем людям русским спастись, имея дерзновение, как иерарх Божий и священнослужитель.
Кондак святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому, глас 2
Моисей вторый России явился еси, óтче,/ пренесый мысленный виноград от египетскаго идолослужения/ в землю пророчествием предувидену./ Будет, рече, утверждение веры на земли,/ и на версех гор Киевских превознесется паче Ливана/ плод питающ мира всего./ От негоже вкусивше,// ублажаем тя, Михаиле, Божий иерарше.
Перевод: Моисеем вторым для России явился ты, отче, перенесший мысленный виноград от египетского идолослужения в землю, пророчеством предсказанную. «Будет, — сказал, — твердыня веры на земле, и на вершинах гор Киевских вознесется выше Ливана плод (Пс 71:16), питающий мир весь».
Молитва святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому
Святый великий и преславный архипастырю и отче наш Михаиле, страны Русския первопрестольниче и просветителю, всех же племен христианских благонадежный пред Богом ходатаю, тебе припадающе молимся: помози нам быти твоея к Богу любве подражателем, ею же в земнем животе твоем преисполнен был еси. Просвети умы и сердца наша светом Божественнаго учения. Научи нас тебе последовати верно и заповеди Господни усердно творити, да явимся чада твоя не именем токмо, но и всем житием, тако познаемся. Молися, равноапостольне иерарше, о Церкви Русской, о граде твоем и обители, в ней же нетленно мощи твоя святыя почивают, и о всем Отечестве нашем, призри милостивно на вся верныя твоя чтители, помощи твоея ищущия: буди всем в болезнех целитель, в скорбех и печалех утешитель, в бедах и нуждах помощник, в час же смертный заступник и покровитель, да твоею помощию сподобимся и мы грешнии спасение получити и Царствие Христово наследовати. Ей, святителю Христов, аще восхощеши можеши помощи нам, да на помощь твою уповающе, прославим Дивнаго во святых Своих Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы священномученику Григорию, просветителю Великой Армении
Тропарь священномученику Григорию, просветителю Великой Армении, глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Перевод: И нравам апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому, слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Григорий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
Кондак священномученику Григорию, просветителю Великой Армении, глас 2
Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь вернии в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.
Перевод: Доброй славы священноначальника, как пострадавшего за истину, все сегодня верующие в псалмопениях и песнопениях духовных прославим, неусыпного пастыря и учителя Григория, всемирного светильника и защитника, ибо он молится Христу о спасении нашем.
Молитвы преподобному Григорию Пельшемскому, Вологодскому чудотворцу
Тропарь преподобному Григорию Пельшемскому, Вологодскому чудотворцу, глас 8
Любовию Христовою, богомудре, просветився, добродетельми облистал еси/ и, всякое наслаждение плотское возненавидев и в пустыню вселився,/ в нейже вельми подвизался еси в жизни сей временней/ в пениих, и во бдениих, и в пощениих,/ сего ради и Христос даром чудес обогати тя;/ но поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Григорие,// и моли Христа Бога спастися душам нашим.
Перевод: Любовью ко Христу, богомудрый, просветившись, ты просиял добродетелями и, всякое наслаждение плотское возненавидев, в пустыни поселился, в ней же весьма подвизался в жизни этой временной — в молитвенных песнопениях, бдении и пощении, потому и Христос даром чудес обогатил тебя, но вспоминай нас, почитающих пресветлую память твою, преподобный отче Григорий, и моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобному Григорию Пельшемскому, Вологодскому чудотворцу, глас 8
Христовою любовию уязвився, преподобне,/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ всякое наслаждение плотское возненавидев/ и в пустыню вселився, в ней вельми подвизался еси;/ тем и Христос даром чудес обогати тя./ Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:// радуйся, преподобне Григорие, отче наш.
Перевод: Любовью ко Христу ты пленился и за Ним с неуклонной волей последовал, всякое наслаждение плотское возненавидел ты, преподобный, и, в пустыни поселившись в ней весьма подвизался ты: потому и Христос даром чудес обогатил тебя. Вспоминай нас, почитающих пресветлую память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Григорий, отче наш».
Евангелие и апостол дня
Чтение Евангелия
Евангелие от Луки, глава 6, стихи 31–36
Комментирует священник Стефан Домусчи
И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк 6:31-36).
Апостольское чтение
Второе Послание апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стихи 1–10
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор 6:1-10).
Если совершается служба святителя Михаила, первого митрополита Киевского, то в храме прозвучат следующие чтения:
Чтение Евангелия
Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9–16
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин 10:9-16).
Апостольское чтение
Послание апостола Павла к Евреям, глава 7, стихи 26 — глава 8, стих 2
Комментирует священник Стефан Домусчи
Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр 7:26-28, 8:1-2).
Если совершается служба священномученика Григория, просветителя Великой Армении, то в храме прозвучат следующие чтения:
Чтение Евангелия
Евангелие от Матфея, глава 24, стихи 42–47
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его (Мф 24:42-47).
Апостольское чтение
Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 16, стихи 13–24
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, мара́н-афа́ . Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь (1Кор.16:13-24).
День памяти святых
Священномученик Григорий, епископ, просветитель Великой Армении (257–335)
Четырнадцать лет святой жил во рве со змеями за отказ предать веру во Христа. Слушайте житие священномученика, благодаря подвигу которого Армения приняла крещение, на радио «Вера».
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (992)
Всего три года прожил первый епископ на русской земле после принятия Крещения князем Владимиром. Но за это время успел основать храмы и духовные училища. Слушайте краткий рассказ о святителе Михаиле на радио «Вера».
Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец (1442)
Через два года после назначения настоятелем Спасского монастыря святой тайно оставил обитель и удалился в вологодские леса. Слушайте житие преподобного Григория на радио «Вера».
Собор святых Челябинской митрополии
День празднования Собора — переходящий, он привязан ко дню памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого, который был расстрелян 10 октября. Праздник отмечается с 2020 года. В состав Собора входят девять новомучеников Церкви Русской, пострадавших за веру в начале ХХ века.
Собор святых Кубанской митрополии
В 2024 году празднование собора состоится второй раз в истории Русской Православной Церкви. В состав собора входят 3 святителя и 10 новомучеников.
Новомученики и исповедники Церкви Русской
Священномученик Прокопий Попов (1918)
Отец Прокопий встал перед могилой, помолился, попрощался с прихожанами, земно поклонился им и сказал:
— Простите меня, грешного.
Слушайте краткий рассказ о священномученике Прокопии на радио «Вера».
Священномученик Петр Пушкинский (1891–1937)
«Вы должны объявить с амвона о том, что вы с течением времени отошли, осознали, что вы отрекаетесь от Христа и Церкви», — говорили агенты ОГПУ протоиерею Петру Пушкинскому, когда в очередной раз пришли к нему в дом. Но, как и прежде, на все подобного рода предложения отец Петр отвечал категорическим отказом.
Читайте житие священномученика Петра в нашем материале. «Подвижник на прицеле».
Священномученик Александр Орлов (6 августа 1885 — 13 октября 1937)
«Обвиняется в том, что агитировал женщин водить детей в церковь». Читайте житие священномученика Александра в нашем материале.
Священномученик Вячеслав Занков (1892–1937)
Родом из дворянской семьи. После окончания университета работал школьным учителем. В 1920 году стал священником и параллельно был сотрудником отдела высших учебных заведений Народного комиссариата просвещения РСФСР. Арестован и расстрелян на Бутовском полигоне Москвы в 1937 году за «хранение контрреволюционных рукописей».
Читайте о других новомучениках — преподавателях и студентах МГУ — в нашем материале.
Расстреляны на полигоне Бутово под Москвой 13 октября 1937 года и погребены в безвестной общей могиле
Священномученик Серафим Василенко, протодиакон (18 июля 1905 — 13 октября 1937)
В 1903 году Анна Ивановна ездила в Саров на открытие мощей преподобного Серафима Саровского, которого очень почитала. И там дала обет: если родится мальчик, назвать его Серафимом в честь новопрославленного святого. Мальчик, одиннадцатый ребенок в семье, родился в канун празднования обретения мощей преподобного Серафима Саровского и был назван Серафимом.
Священномученик протодиакон Серафим Викторович Василенко родился 18 июля 1905 года в городе Витебске в благочестивой и трудолюбивой семье. Отец его, Виктор Григорьевич, ребенком остался сиротой и был отдан на воспитание и обучение к инженеру-немцу. Вся его жизнь была связана с железной дорогой. Он начал помощником машиниста и впоследствии стал начальником дороги. У него было два дома в Витебске и дом в Брянске. Супруга Виктора Григорьевича, Анна Ивановна, урожденная Румакина, занималась домом и детьми, которых было двенадцать.
После большевистского переворота 1917 года семья Василенко переехала в Брянск. Анна Ивановна отличалась глубоким благочестием, любила ездить на богомолье по монастырям и святым местам. В доме постоянно служили всенощные бдения и молебны, частыми гостями были местное духовенство, насельники и насельницы окрестных монастырей. Временами в доме останавливались брянские архипастыри. Старший сын Виктора Григорьевича и Анны Ивановны, Леонид, стал священником и в 1939 году умер в заключении.
Окончив три класса гимназии, Серафим не смог получить духовное образование, но с юных лет начал служение Святой Церкви. С 1921 года он служил псаломщиком, а в 1925 году был рукоположен во диакона (в один из праздников в честь Пресвятой Богородицы). К 1929 году диакон Серафим служил в храме во имя преподобного Серафима Саровского поселка Фокино (ныне Фокинский район города Брянска). В этом же году он был судим Народным судом по обвинению в умышленном преувеличении в сведениях числа верующих с целью воспрепятствовать закрытию храма и оштрафован на 40 рублей. Преступление состояло в том, что церковным советом Серафимовского храма ему было поручено переписать набело списки прихожан, и он записал два раза одно имя, тогда как в черновике этого не было.
Отец Серафим был очень аккуратный и опрятный, достаточно высокого роста, стройный и одухотворенно красивый. Он был жизнерадостным, очень любил людей. В годы гонений на Православную Церковь особенно проявились доброта отца Серафима и забота о людях: он помогал ссыльным и нуждающимся священникам, семьям арестованных, организовывал сбор пожертвований. В Брянске отца Серафима многие знали, уважали и любили.
Об отце Серафиме заботились монахини закрытого в 1923 году Брянского Петро-Павловского монастыря: шили ему подрясники, рясы, облачения. Вышивали стихари и орари. Он рисовал лики Херувимов для двойного ораря, а монахини вышивали крылья.
С 1932 года отец Серафим служил в Воскресенском храме города Брянска, где был возведен в сан протодиакона. Духовным отцом и наставником протодиакона Серафима был архиепископ Брянский Даниил (Троицкий), брат священномученика архиепископа Илариона (Троицкого). В 1934 году он почил о Господе, предсказав отцу Серафиму мученическую кончину.
В начале 1930-х годов отец Серафим стал жить при храме, отдельно от семьи, чтобы не навлекать неприятностей на родных. Когда его старший брат, протоиерей Леонид, в 1935 году вернулся из заключения, ему не давали служить и жить ему было негде. Год он жил с отцом Серафимом при храме. Почти каждый день отец Серафим приезжал на велосипеде к родителям, помогал им, а на ночь (обычно арестовывали по ночам) уезжал в сторожку при храме, где было только самое необходимое. В 1937 году после всенощного бдения под праздник Успения Пресвятой Богородицы он поехал к родителям. После ужина на прощание мать осенила его семейным образом Божией Матери «Знамение». Она всегда осеняла его, так как не знала, увидит ли его еще раз. Он вернулся в сторожку поздно и стал на молитву — читать вечернее правило и правило к совершению Божественной литургии.
В два часа ночи 28 августа 1937 года протодиакон Серафим был арестован и заключен в тюрьму города Брянска. Он не признал возводимые на него ложные обвинения в контрреволюционной деятельности. Несмотря на это, на заседании тройки УГБ УНКВД Западной области 28–29 сентября 1937 года протодиакон Серафим был приговорен к расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. 13 октября 1937 года священномученик Серафим был расстрелян. 9 августа 1989 года он был реабилитирован Прокуратурой Брянской области.
Фотографию священномученика Серафима сохранила его сестра Нина Викторовна. Во время Великой Отечественной войны она участвовала в военных действиях и носила эту фотографию в солдатском смертнике.
На основании исследовательских трудов сотрудников Отдела агиологии Брянского епархиального управления были поданы материалы в отношении протодиакона Серафима в Синодальную комиссию по канонизации святых. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года по представлению Брянской епархии протодиакон Серафим Василенко был причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!