В 2024 году подготовка к Великому посту начинается в воскресенье 25 февраля, которое называется Неделей о мытаре и фарисее. Также в этот воскресный день Церковь чтит память святителей Мелетия, архиепископа Антиохийского, Антония, Патриарха Константинопольского, Алексия, митрополита Московского, и Мелетия (Леонтовича). Еще 25 февраля мы молимся преподобным Марии, именовавшейся Марином, отцу ее Евгению, Мелетию Ипсенийскому и чествуем Иверскую икону Божией Матери.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 25 февраля.
Воскресенье, 25 февраля 2024 года, Неделя о мытаре и фарисее
На нынешнем месте церковного года — за 3 воскресенья до начала Великого поста — Неделя о мытаре и фарисее была закреплена в XI веке. Притча о мытаре и фарисее задает тон на весь Великий пост, призывая к покаянию и упованию на Бога.
Подробнее о мытаре и фарисее читайте в наших материалах:
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный, глас 5
Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся; / яко благоволи плотию взыти на Крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным Воскресением Своим.
Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, / от Девы родившееся для спасения нашего, / воспоем, верные, и поклонимся Ему, / ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, / и смерть претерпеть, и воскресить умерших / славным воскресением Своим.
Кондак воскресный, глас 4
Ко аду, Спасе мой, сошел еси, / и врата сокрушивый яко всесилен, / умерших яко Создатель совоскресил еси, / и смерти жало сокрушил еси, / и Адам от клятвы избавлен бысть, Человеколюбче; / темже вси зовем: / спаси нас, Господи.
Во ад сошел Ты, Спаситель мой, / и врата его сокрушив, как Всемогущий, / как Творец умерших воскресил с Собою, / и жало смерти уничтожил, (Христе), / и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. / Потому все мы восклицаем Тебе: / “Спаси нас, Господи!”
Кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 4
Фарисеева убежим высокоглаголания, / и мытареве научимся высоте глагол смиренных, / покаянием взывающе: / Спасе мира, / очисти рабы Твоя.
Избегать будем фарисеева велеречия / и научимся высоте слов мытаря смиренных, / покаянно восклицая: / “Спаситель мира, / будь милостив к рабам Твоим!”
Другой кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 3
Воздыхания принесем мытарская Господеви, / и к Нему приступим, грешнии, яко Владыце: / хощет бо спасения всех человеков, / оставление подает всем кающимся, / нас бо ради воплотися / Бог Сый Отцу Собезначальный.
Подобно мытарю стенания принесем Господу, / и припадем к Нему, грешные, как к Владыке: / ибо желает Он спасения всех людей, / прощение подает всем кающимся; / ведь ради нас Он воплотился, / Бог, Отцу Собезначальный.
Начиная с первой подготовительной Недели о мытаре и фарисее и до воскресенья пятой недели поста на утрене после песнопения «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери»:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 18, стихи 10–14
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Второе послание апостола Павла к Тимофею, глава 3, стихи 10–15
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. 12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. 15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Чтения Богородицы на литургии читаются, если совершается служба в честь Иверской иконы Божией Матери:
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38–42, глава 11, стихи 27–28
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
Послание апостола Павла Филиппийцам, глава 2, стихи 5–11
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Чтения святителя Алексия на литургии читаются, если ему совершается служба:
Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17–23
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Комментирует священник Павел Великанов
Послание апостола Павла к Евреям, глава 13, стихи 17–21
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. 20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Традиции праздника
Двадцать пятого февраля начинаются подготовительные недели к Великому посту. Седмица, которую открывает Неделя о мытаре и фарисее, называется сплошной — отменяется пост в среду и пятницу.
День памяти святых
Святитель Мелетий, архиепископ Антиохийский (381)
Он рукоположил во диаконы будущего святителя Василия Великого, крестил святого Иоанна Златоуста и участвовал в его воспитании. Слушайте житие святого на радио «Вера».
Преподобные Мария, именовавшаяся Марином, и отец ее Евгений (VI)
После смерти жены святой Евгений ушел в монастырь. Мария последовала за ним, переодевшись мужчиной. Слушайте житие святой семьи на радио «Вера».
Святитель Антоний, Патриарх Константинопольский (ок. 829 — 895)
В 12 лет, после смерти матери, поступил в монастырь. Спустя годы против своего желания был рукоположен в сан священника, а потом по повелению патриарха был поставлен игуменом. В этом сане постриг в монашество своего отца.
В 893 святителя Антония возвели на Патриарший престол в Константинополе. При поддержке императора Льва Мудрого он заботился об утверждении благочестия в народе. Несмотря на свой преклонный возраст и старческие недуги, обошел все церкви своей патриархии.
Святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, чудотворец (1378)
Однажды хан потребовал, чтобы святитель прибыл к нему в Золотую Орду и исцелил его слепую супругу. Слушайте житие святого на радио «Вера».
Святитель Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский (1784–1840)
Епископ много и часто ездил по приходам, бывал на побережье Охотского моря, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Слушайте житие святого на радио «Вера».
Преподобный Мелетий Ипсенийский (XIX)
В детстве он раздавал нуждающимся пищу. Небогатые родители укоряли его, пока не заметили, что продуктов в кладовой не становилось меньше.
Преподобный родился на острове Родос в Османской империи (ныне — Греция), в семье благочестивых родителей Николая и Стаматии. При крещении был наречен Еммануилом. Выпасая овец своего отца в окрестностях Лардоса, Мелетий нашел немало пустынных мест, где молился. Одним из таких мест были руины древнего монастыря на холме. Как-то ночью во время молитвы он увидел столп света от неба до земли. Подойдя ближе к тому месту, юноша увидел старое оливковое дерево, а в его корнях — икону Божией Матери. В одну из следующих ночей ему явилась Божия Матерь и сказала, что на этом месте нужно построить посвященный Ей храм и возродить разрушенную обитель. Богородица также указала ему место, где он найдет нужные для строительства деньги. Действительно, в том месте он обнаружил клад. Воодушевленный благословением Пресвятой Девы Марии, он получил разрешение от османских властей на строительство церкви и келий вокруг нее. Когда храм в честь Успения Божией Матери был построен, святой принял монашеский постриг. Потом он был рукоположен в иеромонаха и поставлен настоятелем новообразованного монастыря «на возвышении», который к началу XX века стал именоваться Ипсенийским.
По вечерам уходил в расположенную неподалеку от монастыря пещеру и молился там, а днем исповедовал приходящих к нему людей. Его слава распространилась по всему острову, и многие шли к нему, чтобы получить прощение грехов и услышать духовное наставление. Бог наградил его даром исцеления и изгнания нечистых духов. Преподобный врачевал больных, призывал христиан твердо стоять в вере своих отцов и жить по слову Божьему. С особой настойчивостью предостерегал женщин-христианок от браков с иноверцами.
Среди прижизненных чудес святого особенно известен случай его перехода через вышедшую из берегов реку. Преподобный Мелетий, возвращавшийся ночью из Лардоса в свою обитель, перекрестил воды реки и перешел по ним как посуху. При этом путь его освещался неким небесным светом, который двигался перед святым.
Деятельность святого раздражала турок, которые делали попытки его убить, но Господь хранил Своего угодника. Они написали клеветнический донос митрополиту Родосскому, пытаясь выставить отцом незаконнорожденного ребенка. Преподобный Мелетий был вызван к митрополиту и скончался во время дознания у его ног. После того как владыка Родосский велел совершить погребение тела при кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы, гроб преподобного был открыт, причем мощи источали благоухание. По молитвам святого до сих пор происходит много чудес и исцелений.
Икона Пресвятой Богородицы «Иверская»
Слушайте рассказ о чудотворной иконе на радио «Вера».
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Зачем за три недели до начала Великого поста отменяется пост в среду и пятницу? Дело в том, что церковный устав предписывает постепенное усиление воздержания: после отмены поста на первой приготовительной неделе на следующей седмице восстанавливаются посты среды и пятницы, а на последней перед Великим постом неделе о Страшном суде верующие отказываются от мясной пищи.
С воскресного дня 25 февраля в течение недели мы призваны размышлять о притче о мытаре и фарисее, рассказанной Спасителем, которую для нас сохранил евангелист Лука.
На примере мытаря и фарисея можно учиться покаянию, видя при этом главное ему препятствие — гордость. Трудясь в посте и молитве, не стоит гордиться этими подвигами. Пост и молитва приносят плод и спасают нас только тогда, когда они совершаются с покаянием без примеси самолюбования.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!