Вопрос читателя:

Здравствуйте. Я нигде не могу найти ответ на вопрос, почему Неделя о мытаре и фарисее сплошная? Везде на этот вопрос следует объяснение притчи и т. п., но почему все-таки в эту неделю нет поста в среду и пятницу? А на следующей неделе есть. И вообще, ну Святки, Пасхальная седмица как-то понятно, а эту не пойму. Сначала сплошная, потом неделя с постными днями, потом Масленая. Объясните, пожалуйста.

Ирина

Ответ священника:

Добрый день!

Уважаемая Ирина, Ваше недоумение понятно и Вы правы в том, что полное отсутствие поста на этой седмице несколько выбивается, если можно так выразиться, из общей логики постных и непостных дней. Обычно сплошные недели — это особенно праздничное время, ради которого отменяется пост в среду и пятницу. В течение года существует несколько таких периодов:

  • Святки — отрезок между двумя великими праздниками — Рождеством Христовым и Богоявлением (Крещением).
  • Светлая неделя — неделя после Пасхи, время празднования главного церковного праздника в году.
  • Неделя после Пятидесятницы (Троицы) — от воскресенья Пятидесятницы до воскресенья Всех Святых, в это время православные христиане празднуют Сошествие Святого Духа.

Особняком стоит сплошная седмица после Недели о Мытаре и Фарисее (напомним, что в церковной традиции неделей называется воскресный день). Это одна из трех подготовительных седмиц перед Великим постом.

Сейчас отсутсвие постных ограничений в это время обычно так и воспринимают — как этап подготовки к длительному Великому посту: сначала идет седмица сплошная, потом обычная с постными средой и пятницей, потом Сырная (Масленица) — без мяса, но с молочными продуктами и яйцами, а следом уже идет Великий пост. То есть получается такой постепенный переход. Но история появления это сплошной недели особая. Как она возникла нам поможет разобраться Типикон. Вот что там написано:

«Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9‑й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси».

Как видим, отсутствие поста на этой неделе связывается вовсе не с подготовкой к Великому посту, а с тем, чтобы пищевые обычаи верных христиан противопоставить пищевым обычаем тех, кто верит иначе, «иномудрствующих». Под «иномудрствующими» здесь в силу исторических обстоятельств подразумеваются инославные (армяне). В свое время армяне не приняли положения IV Вселенского Собора, отношения с ними обострились. Но к чему такое резкое противопоставление в пище? Дело в том, что в VI веке у армян появился дополнительный пятидневный пост («Араджаворац») как раз за три седмицы до Великого поста. Православные греки в качестве противовеса ввели совершенно противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных.

Впоследствии это предписание вошло в Иерусалимский Устав, а традиция отменять пост в седмицу после Недели о мытаре и фарисее распространилась на всем Православном Востоке и стала общецерковной.

В современной церковной практике, когда такой острой необходимости в противопоставлении Армянской церкви нет, отсутствие поста в эту седмицу было переосмыслено и стало восприниматься в контексте подготовки к Великому посту. С одной стороны, для нас это способ чуть больше порадоваться мясным блюдом перед долгим периодом воздержания, с другой, мы таким образом стараемся не подражать фарисею из евангельской притчи, который кичился своим постом, не приносящим пользы его душе. Нет поста — нет и поводов для гордыни.

Храни Вас Бог!

Читайте также:

Неделя о мытаре и фарисее: история и смысл

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
16
Сохранить
Поделиться: