Фото Kansas Poetry (Patrick)

Евангелие от Иоанна: в начале было Слово

«В начале было Слово» – фраза, с которой начинается «Евангелие от Иоанна», является одной из самых популярных библейских цитат. И, к сожалению – одной из самых неверно понимаемых.

Чаще всего в ней слышат некое подтверждение важности литературного труда. «В начале было слово», – веско и значительно говорит какой-нибудь писатель, имея в виду свое драгоценное творчество. Также, эту фразу цитируют еще и для того, чтобы утвердить преимущество гуманитарных наук перед науками естественными и математикой, подразумевая при этом, что слово гораздо важнее и лучше чем число.

Однако, совсем не это хотел сказать Иоанн Богослов. Полностью первый стих его Евангелия звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И главный вопрос заключается в том, Что (или Кто) тут – Слово.

В оригинальном тексте Нового Завета на месте русского –  «Слово» стоит древнегреческое Λόγος (logos), которое можно переводить не только как «слово», но еще и как «ум», «основа», «утверждение», «разумение», «значение», «доказательство», «пропорция» и т.д. Всего у него, ни много ни мало – около ста значений. Переводчики Евангелия взяли самое первое значение из словаря – «слово». Но с таким же успехом они могли перевести logos и как «мысль», и как «разум». И это не было бы ошибкой, хотя, наверное, тогда перевод потерял бы в поэтичности и выразительности, а смысл этого текста по-прежнему остался бы непонятным.

Дело в том, что начальная фраза «Евангелия от Иоанна» была обращена, отнюдь не к нам. Тут нужно знать культурно-исторические реалии той эпохи. Слова – ν ρχ ν Λόγος, κα Λόγος ν πρς τν Θεόν, κα Θες ν Λόγος («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог») – апостол Иоанн адресует прежде всего к интеллигенции Римской империи. Понятие Логоса играло очень важную роль в античной философии. Еще живший в шестом веке до Рождества Христова знаменитый древнегреческий философ Гераклит говорил, что в основании мира лежит Логос, который «люди не в силах постичь». Он понимал его как мировой разум, существующий в виде метафизического огня, периодически вспыхивающего и потухающего. А во времена пришествия Христа среди образованных слоев Римской империи была очень популярна философская школа стоиков. От Гераклита стоики почерпнули мысль о происхождении мира из огня и о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, а также учение о мироправящем Логосе, или законе, определяющем все происходящее.                 

Когда Иоанн Богослов писал Евангелие, он, конечно, знал об этом значении слова Логос в эллинской философии и о том, какую важную роль это понятие в ней играло. Однако он не просто заимствует актуальный термин с почтенной историей, но – преображает его, дает ему совершенно иное значение. Теперь Логос это уже не безликий закон – это Личный Бог. То есть - не что, а Кто.  

Кстати, в процессе исторического распространения христианства по всей Земле возникла необходимость перевода Священного Писания на языки других народов. И тут начальная строка «Евангелия от Иоанна», задала очень непростую задачку филологам и философам. Например, китайские переводчики Нового Завета решили что в китайской философии античному Логосу соответствует Дао, и перевели слова апостола Иоанна так: «В начале был Путь (Дао)».

В русском же переводе эта фраза прозвучала, как всем сегодня известное – «В начале было Слово». Однако вовсе не о литературном слове говорит здесь Апостол, но – о Христе, Боге-Слове воплотившемся, жившем среди людей, умершем на Кресте за наши грехи и Своим воскресением открывшем человечеству путь к Жизни Вечной.

Вся евангельская история была радикальным ударом по мыслительным привычкам того времени. Недаром другой апостол, апостол Павел говорил, что «мы проповедуем Христа распятого – иудеям соблазн, эллинам безумие». Действительно, история о распятом Боге казалась многим культурным эллинам, взращенным на античной философии, верхом безумия. Они не могли понять, как умерший и воскресший Бог, Бог-личность, а не безличный универсальный разум, может быть Логосом, Принципом и Словом мира, по Которому и Которым он сотворен. Бог должен быть свободен от любых границ и определений, считал какой-нибудь философ. Это мировой разум, но не Личность. Безличное универсальное Что, а не Кто. Однако такой философ не замечает, что в данном случае он просто-напросто ставит пределы Божию могуществу. Ведь он на самом деле говорит о том, что Бог чего-то не может. Но Бог может все, в  том числе и быть Личностью, рожденным и несотворенным, стать Богочеловеком. Бог всемогущ. Он не ограничивается никакой логикой, сколь угодно глубокой и утонченной.

 

На заставке фрагмент фото Kansas Poetry (Patrick)

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (28 голосов, средняя: 4,96 из 5)
Загрузка...
3 октября 2018
Автор: ПУЩАЕВ Юрий
Поделиться:

Ответ для Алекс ×

  • Oleg
    Oleg 4 дня назадОтветить

    <<>>
    На мой взгляд, главный вопрос - это "В начале чего было это Слово? Ведь мир был создан и без Слова: "В начале сотворил Бог небо и землю." Бытие 1 глава – Библия: https://bible.by/syn/1/1/

    А что считал началом евангелист Иоанн? А началом он считал, как ясно из его Евангелия, решение Бога послать Христа на Землю. Тогда Слово нормально понимается как «основа», Обоснование, Решение, Идея, Замысел или, по гречески Логос. Т.е. Слово есть всего лишь Решением послать Христа. Но не сам Христос. Поэтому Слово (Логос) - это не Христос. И тем более, не какой-то "Личный Бог", как пишет автор.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил 4 дня назадОтветить

      Это звучит интересно, но, кажется, не состыкуется с "слово было - Бог". Как решение или намерение может являться Богом?

  • ЛЮБОВЬ
    ЛЮБОВЬ 7 месяцев назадОтветить

    "Если нельзя объяснить простыми словами- чушь" А,Эйштейн

  • Николай Мигашкин
    Николай Мигашкин 1 год назадОтветить

    Фундаментальные основания являются сквозными для всех религий, различных сфер общественной жизни, каждого человека, как смысл его жизни и развития цивилизации. Такова быль цель появления Бога на земле в теле человека. Бог говорил свои проповеди на обыденном языке и показал пример, что обыденная речь может содержать фундаментальные основы для развития наук, организации жизни в различных сферах общественного устройства при условии соблюдения тождества в речевой культуре «имя существительное – прилагательное – глагол». Только при наличии тождества в разговорной речи появляется смысл, целостность понимания, в котором присутствует истина.
    Необходимость соблюдения тождества утверждается в Библии в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово (Что делать, имя существительное, Путь в настоящем времени..) и слово было у Бога (Как делать, прилагательное, Истина, в будущем времени…), и слово было Бог (Каким способом делать, глагол, Жизнь, как сделанная в прошедшем времени …)
    Поэтому фундаментализм его речей Иисуса Христа был понятен людям, которые не умели читать, но умели грамотно делать свою работу. Не случайно он становились философами-практиками, способными увидеть факты в их истинном свете, сохраняющими жизнь. Такова и этическая сущность всех мировых религий - аккумулировать практический опыт жизни через смыслы, нормы, национальные традиции, как основы жизни человеческой цивилизации.
    Смыслы, понимание, целостность делания не были понятны фарисеям, книжникам, которые могли отдельно, то есть абстрактно, рассуждать о фактах, истине, важности сделанного. Возможность восстановления смыслообразования в абстрактных представлений показал Гегель, как необходимости соблюдения тождества во взаимосвязи «тезис – антитезис – синтез». Но пока эти законы не стали даже элементом научной культуры. Религии же потеряли связь с жизнью и многие обряды стали напоминать шоу.

  • ДМИТРИЙ
    ДМИТРИЙ 1 год назадОтветить

    ИТАК КАК МНЕ КАЖЕТСЯ ПРАВЕЛЬНЫЙ ПЕДЕВОД ДОЛЖЕН БЫЛ БЫТЬ ПЕРЕВЕДЕН ПРИМЕРНО ТАК;
    СНАЧАЛА БЫЛО СОЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ БЫЛО У БОГА, И СОЗНАНИЕ БЫЛО БОГ.

  • ДМИТРИЙ
    ДМИТРИЙ 1 год назадОтветить

    АЛЕКСЕЙ ,ВЫ ГОВОРИТЕ:
    . То есть Господь задумал человека и потом сотворил весь мир для него.
    КОЛОСЯНАМ 1:16

    ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и ДЛЯ НЕГО СОЗДОНО

  • Алексей
    Алексей 1 год назадОтветить

    В начале была мысль о человеке (душе), именно поэтому Христос называется "Слове" (например в утреннем правиле). То есть Господь задумал человека и потом сотворил весь мир для него. Но человека не в нашем понимании, которых сейчас почти 7 млрд., а человека "по образу и подобию Своему", то есть что то сравнимое со вселенной, с мирозданием... И все мы только малые его искры, которые за нашу короткую жизнь испытываем малую толику Его чувств и являясь малой толикой Его.

  • Алекс
    Алекс 1 год назадОтветить

    Такое ощущение, вы в другом мире господа, да возможно и Все, похоже. Первым делом вы должны обратить внимание, на слово, начало, это самое главное слово, где рождения происходит! И от куда вы все появились, надеюсь из самого начало))) и вот вы , слово уже, да ну, может нет? Ну да, назовем его голос и ум) и кто это? Ум и голос, и кто говорит. Разум? Ну нет , за вас говорят! Вы же не сосуд в котором все пороки , начинают жить , в самом начале) чтобы все это понимать вернетесь в самое начало)))

  • Инна
    Инна 1 год назадОтветить

    Не понимает сути. Не понимает экзегетов и традиции толкования этого Гимна.

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой) 2 года назадОтветить

    Miсhael, в оригинале буквально "сотворил Боги" ("бара Элохим"), что может показаться неправильным с точки зрения грамматики, а на самом деле означает Единосущность Святой Троицы.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё