Христианство — light

Кое-что о современной фантастике

Я очень люблю фантастику. С продуманным сюжетом. С богатым антуражем. С оригинальными идеями. И чтобы там был настоящий русский литературный, а не серенький русенький язычок.

Тем не менее, знакомство с двумя фантастическими «проектами» привело меня к печальному размышлению.

Христианство — очень красивая, очень сложная, очень полнокровная интеллектуальная система, основанная на откровениям Бога. У христианства есть собственная, весьма разветвленная этика. На его основе родился ворох разнообразных эстетик. Из него, как из плодородной почвы, выросло множество философских учений. И всегда, во все времена эта сложность, эта способность давать пищу для обновления высокой культуры оценивалась положительно. Сложность, многогранность, несводимость к десятку простейших правил неизменно становилась поводом для уважительного отношения — в том числе со стороны тех, кто принадлежал другим конфессиям. Христианство могли ненавидеть, но никто, со времен нескольких снобов античной философии, не отказывал в уме его адептам. А ныне интеллектуальная жизнь как-то… обмелела. Столь высокий процент населения мегаполисов живет, погрузившись в массовую культуру, не прикасаясь к культуре высокой, что христианство оказалось до крайности неудобным в восприятии по причине… умственной полноты.

Как ни парадоксально, то, что столетиями являлось его достоинством, сейчас превращается в уязвимое место.

Христианство требует большого интеллектуального и душевного труда от того, кто движется в его сторону. Самые азы его надо осваивать, как осваивают науку на школьной скамье. И даже «катехизация» в наши дни означает передачу «катехизируемым» очень солидного объема знаний.

А массовая культура труда не терпит. Она стремится от труда избавить. Ее идеал — чистое развлечение.

Поэтому «перевести» христианство за язык массовой культуры, на язык миллионов и миллиардов чрезвычайно сложно. Плохо оно умещается в подобное Прокрустово ложе.

Зато вместо него растет какое-то странное христианство-light. Иначе говоря, облегченная версия, из которой выведено всё то, что «грузит юзера».

Может быть, напрасно я высказываю опасения, рано тревожиться… но как-то боязно, что со временем это самое христианство в легком (а там и в легчайшем!) варианте вытеснит из умом тяжелое, трудное, полновесное христианство.

Авторы двух фантастических проектов, о которых речь зашла в самом начале статьи, ни в чем не виноваты. Это два умных человека, не халтурщики и не унылые плагиаторы. То, что они написали, по качеству далеко превосходит средний уровень нынешнего боевикового «потока». Они просто сделали качественные вещи, не нарушая общих «правил игры». И на их примере имеет смысл говорить о вещах сложных — то, что ниже, вообще не заслуживает никакого разговора.

Вот роман Степана Вартанова «Маятник». Наверное, у него будет продолжение — к такому выводу подталкивает устройство сюжета. А значит, это именно «проект», а не просто роман.

Вартанов недавно вернулся в фантастическую литературу после долгого перерыва. Много лет его книги не появлялись на полках магазинов, и вот он опять пришел к читателям. «Маятник» — история мальчика, попавшего из нашей реальности во вселенную, где магия и наука не имеют принципиальных различий. Автор, допустим, большой любитель восточных практик медитации, йоги и т.п. Но в центре мира у него помещено совсем не «азиатское» существо. Это всемогущий, вездесущий, всеведущий… нет, не Бог. Вартанов именует его «императором», хоть и дарует роль Бога, внимательно следящего за всем, что происходит в его «хозяйстве». Легко и приятно оказалось сделать вседержителя из бывшего программиста с ироничным характером и склонностью к розыгрышам.

Ясно, что «постамент» такого бога — христианский. Ясно, что сам он никакого отношения к Богу-Троице не имеет. И совершенно ясно, что такой бог понятен и удобен для массового читателя.

А вот трилогия Павла Корнева «Проклятый металл» — «Жнец» — «Мор». Центральный персонаж — экзорцист, способный совладать с сильными бесами. Никоим образом не особа духовного звания, скорее, мастер тайных операций. Это жестокий человек, но, во всяком случае, совершая душегубство, он делает это по долгу службы и понимает, что поступает худо. Это, так сказать, борец со злом, использующий радикальные методы.

Фэнтезийный мир, где экзорцист проходит через каскады приключений, лишен Бога начисто. Там есть святые праведники, которые магическим образом обороняют людей от демонов, от скверны. И там есть персоны, соблазняющие простецов новой силой, новыми возможностями, — только бы те пошли на добровольное соглашение с существами из тьмы. Им противостоят правительства и «ордена», желающие остановить превращение людей в «энергетическую пищу» для сил зла.

Христианские мотивы очевидны. Демоническое воинство и его слуги из числа людей показаны как нечто безусловно отрицательное, низкое, подлое.

Но… из мира исчез его стержень. И противостояние двух сторон сводится к борьбе с темной магией средствами магии «подсветленной», лучшем случае — силами праведника. Люди оставлены в одиночестве с их бесконечной «оборонительной операцией» против тьмы. Им нет и не будет помощи от Господа.

Поэтому вся вселенная экзорцистского цикла смахивает на беллетризированную компьютерную игру, где каждой фигуре назначаются строго определенные «скиллы» и «единицы силы». Сколько единиц силы у монаха? Заборет он беса или к нему нужно добавить праведницу? А если к бесу добавить двух темных воинов? А если придать отряду «наших» штатного экзорциста? А если применить против экзорциста артефакт средней энергетической напитки? А если поставить против артефакта мощи святого? А если…

Ничего, возвышающегося над плоскостью «игры», нет.

Я не скажу худого слова про Вартанова и Корнева. Их интересно читать. И, повторюсь, они всего-навсего сыграли по общим правилам.

Вопрос в другом: чего больше от христианства-light — пользы или беды? Приведет оно окольным путем читателя НФ-боевика или любителя компьютерных игр к христианству настоящему? Или породит странную альтернативу: формы и мотивы христианские, а суть — всё то же чистое развлечение?

Иными словами, «лучше так, чем никак» или все-таки «так — только хуже»?

Трудно сказать, где тут граница допустимого… Что фантастика, что компьютерные игры сами по себе ничего антихристианского не несут. Более того, они могут получить и добрую начинку.

Но если долго разбавлять вино водой, то вино исчезнет и останется вода с легким винным привкусом. Вот я и тревожусь…

VolodihinD ВОЛОДИХИН Дмитрий
рубрика: Авторы » В »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Январь 11, 2013 22:12

    «Христианство — очень красивая, очень сложная, очень полнокровная интеллектуальная система, основанная на откровениям Бога. У христианства есть собственная, весьма разветвленная этика. На его основе родился ворох разнообразных эстетик. Из него, как из плодородной почвы, выросло множество философских учений. И всегда, во все времена эта сложность, эта способность давать пищу для обновления высокой культуры оценивалась положительно. Сложность, многогранность, несводимость к десятку простейших правил неизменно становилась поводом для уважительного отношения — в том числе со стороны тех, кто принадлежал другим конфессиям. Христианство могли ненавидеть, но никто, со времен нескольких снобов античной философии, не отказывал в уме его адептам. А ныне интеллектуальная жизнь как-то… обмелела. Столь высокий процент населения мегаполисов живет, погрузившись в массовую культуру, не прикасаясь к культуре высокой, что христианство оказалось до крайности неудобным в восприятии по причине… умственной полноты.»

    Обалдеть… Интересно, автор сам понимает, что сказал? Или вышесказанное — настолько для узких специалистов, таких «узких», что всем остальным лучше бесшумно выйти на цыпочках, согнувшись как можно ниже и закрыть за собой дверь плотно-плотно, чтобы не мешать высоколобым православным христианам»наслаждаться своей интеллектуальностью и «этическми разветвлениями», плавно переходяшщими в «многообразие эстетик»…Ой-ё-ёй…(((

  • Эльвира
    Октябрь 8, 2015 8:46

    Дмитрий, спасибо за интересную статью! На мой взгляд, вопрос, который Вы задаёте о том, лучше хоть так или никак вообще, актуален всегда. Мой выбор будет за «хоть так» — вспомним того же Льюиса и его иносказательные метафоры из мира Нарнии. Но если Нарния — для детей, то пусть авторы НФ будут за взрослых 🙂
    Есть, о чём подумать и в отношении себя. Сместить фокус от «не поддаваться влиянию» до «развивать свои ум, сердце и душу». Надеюсь, тогда придёт осознание необходимости работы над собой и решимость не довольствоваться light-ответами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.