Победа над бесами, болезнью, смертью (Мк 5)

Марина Журинская о 5 главе Евангелия от Марка

Как это прекрасно, что сила Божия совершается еще до Воскресения Христова, то есть даже тогда, когда падший мир таковым по сути и остается. И это наводит на мысль, что он коснеет в падшести в известной степени настолько, насколько мы ему это позволяем. В самом деле, неужели бесконечные воздыхания на тему «грешные мы, слабые мы, глупые мы, где уж нам уж, куда уж нам уж» способны побороть силы тьмы? Естественно, никто так не считает. Просто ничегонеделание, а главное — упорное нежелание метанойи, которая, как известно, означает покаяние и вместе с тем перемену сознания, пересиливают желание преображения и спасения в Боге. Видно, слабенькое это желание… 

Исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской. Фреска XIV в., фрагмент

…А между тем в стране Гадаринской Христос встречает бесноватого, которому его одержимость придает такую физическую силу (с этом приходится сталкиваться и посейчас), что он рвет цепи, которыми его пытаются сковать, рычит и воет, а живет на пустынном кладбище (то есть среди скал и пещер). И вот, само присутствие Христа причиняет темным силам мучение. И это не тайна, недаром церковные песнопения полны упоминаниями об ангелах-хранителях, плачущих в отдалении: духовные пространства добра и зла несовместимы, и ангелы просто не могут приблизиться к нам, приютившим у себя бесов. Возможно, они бы и могли, но нам бы при этом не поздоровилось, а сказано «оставьте до жатвы» (Мф 13:30).

Но то — ангелы, а то — Бог. «Выйди, дух нечистый, из сего человека». Вот так, с силою и властью, повелевает Он всем в мире — бесами тоже. Известно древнее убеждение, что полную власть над кем бы то ни было дает знание его имени, Но когда Христос спрашивает: «Как тебе имя?», Он делает это не потому что нуждается в такого рода дополнительной опоре, а для того чтобы показать полноту Своей власти. А в ответ слышится: легион; это римская боевая единица, 5 000 воинов. И все это несусветное количество бесов жалко умоляет не высылать их из страны.

Следующий эпизод достоин серьезных размышлений. Бесы попросились войти в стадо пасущихся свиней; Иисус позволил. Свиней было около 2 000, но они, одержимые бесами, жить не смогли: стадо бросилось в воду и утонуло.

Первое, что приходит на ум: это какова же сила человеческая, если две тысячи свиней погибли от бесов, которых выносил один человек! Какой запас прочности нам дан тем самым! И уместно предположить, что для того, чтобы противостоять темным силам. Вот настолько Бог любит мир, что и одержимым приходит на помощь.

Один из моих любимых эпизодов из борьбы человека с бесами — простодушный рассказ немолодой монахини о том, что когда ее бес искушает, она непреклонно требует, чтобы он на коленях молился и просил у Бога прощения за все причиненное зло.

Вот так подумаешь в этом направлении — и проясняется, почему же таким тяжким грехом считается уныние: вовсе не потому что это этикетная погрешность («тебе столько всего дали а ты, неблагодарный, недоволен…»), а потому что это дезертирство, потому что капитулируя перед бесами, мы по существу предаем Бога, Который хочет нашего спасения. За каждой нашей жизнью стоит Его жизнь, отданная за нас…

Хорошо, а что же означает то, что Господь выполнил просьбу бесов? и ведь они так или иначе все равно погибли, а еще и свиней погубили?

Вообще-то рогато-хвостатые — изрядные трусы, и как только ощущают духовную силу, поджимают хвост. Бежать от них с воплями отчаяния — только их радовать, вступать с ними в дружеские отношения — опасно чрезвычайно, пытаться «обыграть» их на их поле — почти несомненная гибель. А выслушивает их Христос со спокойствием, наверное, потому, что дистанция слишком велика (известно, что «дьявол борется в Богом» — это художественно, но нереалистично, потому что не та у него весовая категория, чтобы с Богом бороться). А возможно, и потому что немножечко жалеет, — все-таки какие-никакие, а бывшие ангелы.

Тогда зачем же такая жестокость: вселяет в стадо свиней, которые гибнут, — ведь знал же Он об этом заранее! А затем что у них был выбор. Старая монашеская легенда гласит, что когда бес, которого заставили петь Херувимскую, после долгого сопротивления и попыток схалтурить все-таки ее спел, то он побелел и упорхнул на ангельских крыльях. А эти были за стабильность и за сохранение своей идентичности. Бесовской. А бесовская стабильность ни к чему кроме гибели привести не может.

Такова была трагическая судьба гадаринских бесов. Но по-моему, гораздо более душераздирающим выглядит то, что местные жители, испугавшись как силы Спасителя, так и убыли свиного поголовья, попросили Его удалиться. То, что человек был спасен от участи, которая хуже смерти, с их точки зрения убытков не покрывало.

А бывший бесноватый хотел следовать за Христом, но Тот предложил ему иной путь: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя». И он стал проповедником.

После обратной переправы была еще одна проповедь у моря. И один из начальников синагоги, Иаир, упав к ногам Спасителя, просил Его исцелить свою умирающую дочь Христос пошел к нему в дом, а толпа повалила за Ним, чуть ли не сбивая с ног.

И в этой давке женщина с застарелым женским заболеванием, отчаявшаяся получить помощь от врачей, протиснулась поближе к Иисусу и прикоснулась сзади к Его одежде: поверила, что это ее исцелит, — и это ее исцелило, мгновенно и полностью. И здесь констатируется сверхъестественное свойство Спасителя: Он почувствовал, «что вышла из Него сила», и спросил: «Кто прикоснулся к Моей одежде?». Ученики уверяли Его, что ничего подобного не было, — мало ли кто мог приблизиться к Нему в толчее? — но Он знал, что произошло, и оглядывался в поисках именно женщины. И эта женщина, которая перепугалась и того, что с ней произошло, и необходимости публично рассказать о своем очень интимном недуге, тем не менее, преклонившись, «сказала Ему всю истину». и была вознаграждена ответом, исполненным любви и тепла: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». Обратим внимание на обращение «дщерь», которое никого вроде бы не удивило, — а между тем женщина явно была старше Иисуса. Наверное, Его окружала атмосфера. в которой перемешивались слои бытия. и что-то воспринималось с обыденной точки зрения, а что-то и по-иному.

И тут же посланцы из дома Иаира пришли с горестной вестью: дочь его умерла, и Учителя можно не утруждать. На что Христос сказал ему: «Не бойся, только веруй». Как часто приходилось Ему говорить это «не бойся!». Как трудно было пробиваться к окаменевшим сердцам! А ведь страх — от недостатка любви, и сказано, что «совершенная любовь изгоняет страх», а «боящийся несовершен в любви» (1 Ин 4:18). И очень тесно связаны отсутствие любви и отсутствие веры.

И когда Господь пришел в дом Иаира, Он сказал: «Что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит». Не значит ли это, что вопли и паника неуместны в присутствии Божием? — очень может быть. Он не допустил в комнату девочки никого, кроме родителей и троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна и, взяв девочку за руку, сказал: «Талифа куми», что означает «Девица, тебе говорю, встань». Она встала, а Христос запретил свидетелям об этом рассказывать — и сказал, чтобы дали ей есть. Последнее скорее всего свидетельствует как о Его заботе о самых простых вещах, так и о том, что семья совершенно потеряла голову от событий и чувств, а в таких случаях нет ничего лучше простого бытового действия.

И вот это «Талифа куми» может послужить нам величайшим утешением и поддержкой, — и вовсе не потому что мы можем попробовать воскрешать направо и налево, а потому что всегда нужно помнить: нет ситуации, выхода из которой для Господа не существует. Уцепившись за эти слова, как за надежный канат, и еще раз припомнив «не бойся, только веруй», мы можем вылезти из бездны отчаяния и из трясины горестей. Об этом, собственно говоря, и все Евангелие, но вот эта глава очень наглядно показывает нам одоление бесов и преодоление болезни и смерти.

Но вот еще нюанс: конечно, бесов нужно одолевать везде и всегда. Но вот с болезнью и смертью это не на 100% очевидно, и поэтому разумнее было бы предоставить право инициативы Самому Богу. Мы можем просить. За больных ближних — так просто обязаны. Но решать вправе только Он.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.