Великий Вторник. Весь этот день Иисус Христос проводит в Иерусалимском храме, беседуя с самыми разными людьми.

Со Своими учениками. С народом — благочестивыми иудеями, собравшимся в Иерусалиме в преддверии празднования ветхозаветной пасхиВетхозаветная пасха — праздник, установленный в память об избавлении евреев от египетского рабства. Это событие подробно описано в ветхозаветной книге Исход. — Прим. ред.. С верхушкой иерусалимского общества — первосвященниками, книжниками и старейшинами, которые пытаются поставить Христа в тупик, подловить Его, задавая разные каверзные вопросы. К ним Господь обращает в конце концов гневную речь, которую мы слышим на утреннем богослужении Великого Вторника; начинается она словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! (Мф. 23:13—36).

Се, оставляется вам дом ваш пуст... не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! — это последнее, что бросает Своим недругам Иисус, уходя из храма (Мф. 23:38,39). Их «дом» — храм, в котором священники все еще возносят молитвы и приносят жертвы Богу, — отныне будет пустовать: Господь посетил его, но остался неузнанным. А теперь Он навсегда покидает его.

О чем говорит Евангелие Великого вторника?

Апостолы же услышат сегодня от Христа три важных притчи: о десяти девах, ожидающих жениха (Мф. 25:1–12); о талантах — серебряных слитках, которые господин на время отдал слугам, чтобы те пустили их в дело и заработали для него прибыль (Мф. 25:14–30); и о Страшном Суде, где определится вечная участь каждого человека в зависимости от того, проявлял ли он к своим ближним любовь или был равнодушен (Мф. 25:31–46).

Квинтэссенция всех этих притч — тот самый призыв, который мы слышим сегодня на литургии: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24:42).

Что значат эти слова?

Все притчи, сказанные Спасителем в Великий Вторник, — о том, как важно оказаться готовым к заключительному моменту человеческой истории, когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним… и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31, 32). Бодрствуйте! Не расслабляйтесь! — один из важнейших призывов, с которым Христос обращается к Своим ученикам.

Пять неразумных дев, которые не запасли достаточно елея (масла) для своих светильников и ушли покупать его, как раз когда явился жених, — это образ человека, который за всю свою жизнь не удосужился приобрести добродетели: человеколюбие, милосердие, готовность помогать бедным, объясняет святитель Иоанн Златоуст. Запасаться ими нужно было заранее. Когда Господь вновь придет на землю — внезапно, неожиданно для всех, — начинать творить добро будет уже поздно.

Дополнение к этой мысли предложил преподобный Серафим Саровский. Елей, которым нужно успеть запастись за время земной жизни, — это благодать Духа Святого, говорил преподобный. Спастись без нее невозможно, а приобретается она только добрыми делами во имя Христово.

В притче о талантах есть образ лукавого раба и ленивого (Мф. 25:14), который испугался вложить серебро, доверенное ему господином, в дело и зарыл его в землю, опасаясь, как бы ненароком не лишиться и того, что есть. Когда господин вернулся, этот слуга вернул ему припрятанное: вот тебе твое. Но в ответ услышал гневные слова: Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим (Мф 25:25, 27), то есть, согласно толкованию Иоанна Златоуста, поделиться полученным даром с другими людьми. Любой дар, приобретаемый от Бога, человек должен использовать на пользу другим, добавляет блаженный Феофилакт Болгарский. В противном случае он теряет этот дар; «а проявивший большее усердие приобретет и дар больший».

К бодрствованию, то есть активному совершению добрых дел, призывает и притча о Страшном Суде. Люди, которые деятельно заботились о ближних — кормили голодных, давали приют странникам, посещали больных и заключенных и т. д., — наследуют Царство, уготованное… от создания мира (Мф 25:34). А кто этого не делал, именно за это и осуждается. Не только за какие-то греховные поступки, нет — за отсутствие добрых поступков, за бездействие.

А теперь послушайте комментарий протоиерея Павла Великанова к этому призыву Господа на сайте радио «Вера»:

1
12
Сохранить
Поделиться: