ОБ ИВАНЕ ИЛЬИНЕ, НАЦИОНАЛИЗМЕ И РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Философа Ивана Ильина современное общество знает в основном как человека, писавшего о русской национальной идее. В то же время, о его философских и религиозных взглядах, о его жизни и работах мало кто помнит. Ко дню рождения русского философа о некоторых аспектах его творчества и мировоззрения рассказал составитель и комментатор Полного собрания сочинений Ивана Ильина, заведующий кафедрой религиоведения Миссионерского факультета ПСТГУ Юрий Трофимович Лисица.

В биографии Ивана Ильина, среди прочего, поражает тот факт, что, живя c 1938 года, казалось бы, в благополучной Швейцарии, он тяготился этой страной, ее климатом и образом жизни. Видимо, это связано именно с тем, что вся его жизнь, все его творчество было посвящено, прежде всего, русским людям, русскому духу, самой России…

Сам себя Иван Ильин позиционировал только как философа, а вовсе не богослова. Если Ильину было необходимо оперировать в своих работах какими-либо богословскими понятиями, то он всегда обращался к священнослужителям: известно, что у него было много знакомых священников, епископов и митрополитов.

В предреволюционные годы, когда Иван Ильин жил еще в России, в обществе стала модной религиозная философия. Мне кажется, что Церковь относилась к этому явлению, в общем, с опасением. Дело в том, что религиозные философы, такие, например, как отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, Лев Карсавин и другие, лишь вырывали некоторую часть из религиозного поля. Они брали какой-либо догмат, богословское понятие и рассматривали его с точки зрения философии, искали ему философские параллели. Ильин же с самого начала понимал, что, хотя он и рассматривает духовные, религиозные предметы, но он не может отнести себя к кругу религиозных философов.

В наше время, как мне кажется, к Ивану Ильину в обществе отношение неодинаковое. Зачастую, понимание его среди священников намного яснее и правильнее, чем среди академиков и философов. В то же время, есть и противоположные мнения, когда к Ильину предъявляют претензии, что в его работах, например, не затронуты темы обожения, преображения плоти и так далее. Да, этого у Ильина нет. Однако это говорит лишь о том, что сам он крайне осторожно относился к этим темам, так как они казались ему достаточно сложными.

Учение же о национализме, по которому многие и знают Ильина, важно тем, что в нем идет речь о влиянии духа на наш инстинкт, который национально укоренен. Этот дух можно либо распоясать, сделать во всех смыслах бездуховным, либо можно контролировать. Уничтожить же его нельзя, так как Господь сделал нас такими как мы есть – носителями духа. Очень важно, что в своих трудах Ильин пишет о национализме не только возвышенно, но и указывает его неверные пути. Многие современные националисты, к сожалению, вырывают из контекста истинного национализма лишь отдельные части и не видят, до чего он может быть уродливым, если его не наполнить духовным смыслом.

Если здесь можно использовать гоголевский образ, то Россия, как птица-тройка пролетела мимо Ильина. Общество не смогло в полной мере использовать те идеи обустройства государства, которые предлагал в своих работах Иван Ильин. Отдавшись во власть материального насыщения, Россия все дальше отдаляется от русского философа. Судьба его наследия видится, к сожалению, только в будущем.

Записал Сергей Милов 

Milov Sergey МИЛОВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Корреспондент
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.