Мы, современные жители Москвы, радуясь празднику Светлого Христова Воскресения, не всегда задумываемся, а как это происходило у наших предков? Каковы были традиции подготовки и встречи Пасхи? Об этом рассказывает известный историк-москвовед Алексей Дедушкин.

Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Владимирские ворота на Китай-городе. Фото начала XX века.

В ожидании праздника

Пасха в старой Москве… Торжественный и радостный благовест колоколов, крашеные яйца, пасхи, куличи, теплый весенний ветерок, оранжерейные махровые сирени, тюльпаны, гиацинты и ландыши. «Христос воскресе!» — возвещает Иван Великий в Кремле, «Воистину воскресе!» — вторят ему все «сорок сороков» московских церквей. На выходе из храмов москвичи, и  знакомые и незнакомые, христосуются, обмениваются крашеными яичками, а порой даже и разговляются куличом да чарочкой.

Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Пасхальная открытка начала XX века.

Готовились к празднику загодя, город прихорашивался, подкрашивались фасады домов и заборы, улицы чистились от зимнего мусора. Москвичи приводили в порядок свои жилища, убирали, натирали, намывали.

В Великий пост перед Пасхой в Москве был обычай непременно сходить к Иверской часовне возле Воскресенских ворот Китай-города, поклониться чудотворной Иверской иконе. Но это народ попроще. Многие же люди знатные и богатые купцы принимали московскую святыню у себя дома. О времени и дне необходимо было договариваться заранее. Икона путешествовала по Москве в огромной карете, запряженной шестерней лошадей с форейтором. В часовне в это время находилась ее копия-список. Интересная деталь: один из таких точных списков Иверской иконы был обнаружен нашими эмигрантами в антикварной лавке в Париже в 1930 году. Как он там оказался, до конца не ясно. Возможно, святыню вывезли еще солдаты Наполеона, разграбившие Москву. Собрав последние деньги, прихожане русского православного храма во имя Трех Святителей, устроенного в гараже обычного жилого дома, выкупили свою любимую икону. Точнее, один из ее списков, но так ли это было важно? Иверский образ стал для них великим утешением и напоминанием о том, что Господь не оставил их в чужой земле.

Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Иверская икона Божией Матери

За неделю до Пасхи в Москве устраивались Вербные гуляния. Увеселения начинались еще в четверг. На Красной площади устанавливались палатки и открывалась вербная ярмарка. Продавались ветви вербы — российского первоцвета — с кудрявыми барашками почек (за отсутствием в наших широтах библейских пальмовых ветвей), воздушные шары, «тёщины языки», свистульки, «морские жители» в стеклянных пробирках, затянутых сверху резинкой, маленькие обезьянки из раскрашенной ваты, бумажные цветы, сладости. Веселые толпы людей, детские крики, смех. К вечеру воскресенья ярмарка закрывалась.

Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Часовня Иверской Божией Матери. Фото начала XX века.

Начиналась Страстная неделя.

Но ее затишье было обманчиво. Город активно готовился к празднику. На Девичьем поле устанавливались балаганы для народных гуляний, в мясные лавки завозились окорока и колбасы. Красились яйца, пеклись куличи, приготавливались пасхи. При этом в каждой семье по особому, своему рецепту. Москва жила предвкушением. Предвкушением Праздника.

«Громадное значение тогда имела Страстная неделя, с ее службами и грустным звоном, и после нее особенно радостно воспринималась пасхальная заутреня, с ее, наоборот, радостным и торжественным звоном, пасхами, куличами, красными яйцами, радостным настроением и весной. Весна тогда очень сильно чувствовалась в Москве, почти как в деревне», — вспоминала позже известная меценатка, директор Русского музыкального общества Маргарита Кирилловна Морозова.

Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Пасхальная открытка начала XX века

Как это было

К пасхальной заутрене публика побогаче съезжалась в Кремль, в Успенский собор, где служил митрополит. Но многие именитые купцы предпочитали храмы неподалеку от дома. Тем более что многие из них были старостами своих приходских церквей.

Любопытные воспоминания о праздновании Пасхи оставил нам сын известного дореволюционного предпринимателя, знаменитого коллекционера и основателя театрального музея Юрий Алексеевич Бахрушин. В праздник вся его семья собиралась в храме Троицы в Кожевниках — дед мемуариста Александр Алексеевич был старостой этой церкви. «В церкви у каждого свое место — мы, потомство Александра Алексеевича, стоим налево от входа на местечке, обтянутом красным сукном; потомство Петра Алексеевича стоит на таком же местечке справа от входа, два деда Александр Алексеевич и Василий Алексеевич стоят где-то впереди на клиросах; дядя Сергей Александрович — на клиросе придела, двоюродный дядя Константин Петрович где-то в алтаре, а дядя Владимир Александрович — с певчими». После заутрени все члены семьи христосовались друг с другом, а после обедни ехали в дом деда на Кожевническую улицу. Усадьба эта, не сохранившаяся до наших дней, находилась рядом с бахрушинской фабрикой. После разговения и поздравлений, отправлялись к себе домой на Лужнецкую улицу, ненадолго ложились спать, а вскоре начинались визиты. Перед этим поздравляли прислугу: «Все были одеты по-праздничному, женщины расфуфырены и завиты барашками, мужчины в новых рубашках, в белоснежных фартуках, с расчесанными маслом волосами».

Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Уличный торговец. Фото 1906 г.

Первые визитеры появлялись около 11 часов утра, ближе к вечеру съезжались близкие друзья и знакомые. На следующий день визиты продолжались.

Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Акт передачи музея Российской Академии наук. Фото 1913 г.

Дом Бахрушиных в Замоскворечье хорошо был известен в Москве. В XIX веке владение это принадлежало московскому городскому голове Михаилу Леонтьевичу Королеву. В 1862 году в доме на Лужнецкой (ныне — улица Бахрушина) Королева посетил император Александр II с семьей. Этому визиту предшествовал забавный случай. На приеме в Кремле император обратился к Королеву, который представлял московское купечество, с вопросом: «Как твоя фамилия?» Ответ первоначально удивил всех присутствовавших: «Благодарение Господу, благополучны, Ваше Величество, только хозяйка что-то малость занедужила». Но Александр II быстро сообразил, что купец понял слово «фамилия» в его старинном значении — «семья». Вот тогда-то он и пообещал приехать к Королеву в гости. Московское купеческое общество увековечило память о посещении венценосных особ открытием Александро-Мариинского Замоскворецкого училища на Ордынке для обучения бедных детей обоего пола. Сам Королев впоследствии пожертвовал училищу капитал в 50 000 рублей. Позже владение на Лужнецкой улице перешло к Бахрушиным. В 1896 году по соседству со старым был построен новый дом по проекту архитектора К. К. Гиппиуса, в котором сейчас располагается Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Бывший дом городского головы Королева. Фото 1903 г.

Большая часть москвичей «визитов» не наносила, но в гости к друзьям и знакомым на кулич и пасху, конечно, ходили все. Главные же городские народные пасхальные торжества проходили на Девичьем поле. Еще с 1864 года здесь начали устраивать регулярные гулянья, проходившие на пасхальной неделе. На поле строились балаганы, карусели, качели, катальные горки. Водили хороводы, давались незамысловатые театральные представления. В 1910 году главные московские гуляния перевели за Пресненскую заставу. А вскоре они окончательно прекратились… 

Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Масленичное гуляние на Девичьем поле. Фото 1890 г.

Но, несмотря на все перипетии ХХ века, борьбу с «дурманом» и «опиумом», антирелигиозную пропаганду, Пасха осталась одним из немногих церковных праздников, который москвичи отмечали и в советское время.

Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Пасхальная открытка начала XX века.
Как москвичи встречали Пасху 100 лет тому назад
Пасхальная открытка начала XX века.
0
1
Сохранить
Поделиться: