Зачем верующему нужен психолог? 6 мифов, из-за которых люди не обращаются за помощью
Существует мнение, что психология для верующего человека — лишнее и совершенно ненужное занятие. Зачем христианам помощь психолога, если нужно уповать на Господа? И уж тем более если можно обратиться к батюшке — он поможет найти правильные ответы на сложные вопросы и решить все проблемы. В то же время кто-то придерживается другой позиции. Священник не психолог, поэтому его задача ― совершать таинства и объяснять только духовные истины. Разобраться с личными проблемами человека он не в силах, с таким — только к специалисту. Найти баланс в этих двух суждениях может быть сложно.
Мы решили собрать ключевые мифы, которые появляются, когда речь идет о психологии и религии, и попросили христианского психолога Наталию Инину и священника Стефана Домусчи их прокомментировать. Ответы помогут понять, когда стоит обратиться к батюшке, а когда — к психологу, и преодолеть возможные страхи перед походом к специалисту.
Миф № 1. Господь все устроит как надо, а сложностями я могу и с друзьями поделиться, и у батюшки совета попросить. Зачем мне психолог?

христианский психолог
Бог не может спасти человека без человека. По мере взросления перед нами встают все более сложные задачи, которые приходится решать на свой страх и риск. Конечно, верующий человек прежде всего соотносится с высоким евангельским идеалом и с учением Церкви. Задача каждого верующего во Христа ― возрастать личностно, познавать себя и мир, не идеализировать и не драматизировать его, а видеть то, что есть на самом деле. Причем видеть с любовью! Непростая задача, на вырост!
Нужен ли в решении этой задачи священник? Очевидно, нужен! Он указывает путь, подсвечивает грехи, духовные ошибки, опираясь на огромный опыт Церкви, напоминает о том, как святые преодолевали те или иные трудности на пути своего духовного возрастания.
Но бывают такие периоды жизни, когда вера человека слабеет, когда наваливается одиночество и бессилие. В таких ситуациях люди особенно нуждаются в душевной, дружеской поддержке, в человеке, на которого можно опереться в период невзгод. Если священник помогает возрастать в духе, то друг обращен к душе.
Зачем же тогда психолог? Чтобы помочь разобраться в лабиринтах нашей психической жизни. Именно с психикой могут произойти такие поломки, что, сколько бы человек ни старался укрепить свой дух и поддержать душу, ему не удастся прорваться к высоте духовной жизни. И скромное, но важное место психолога как раз в том, чтобы помочь человеку лучше и глубже понять те сбои и поломки психики, которые произошли в прошлом и стали причиной формирования невротической картины мира.
Русский религиозный философ Борис Вышеславцев писал, что невроз (а надо сказать, что современный мир создает все условия для невротизации человека) ― это состояние иллюзорности, инфантильности, противоположное свободе и ответственности взрослой личности. Человек в неврозе не видит реальности, не в состоянии выдерживать груз правды о себе и о мире. Вышеславцев считал, что Бог дал человеку главную функцию сознания ― способность видеть реальность. Но эта способность требует от человека огромного внутреннего напряжения, от которого он пытается освободиться, убегая в иллюзию, в некий желаемый, но ложный образ мира.
Человеку необходимо двигаться от инфантильности в сторону зрелости, осознанности, ответственности, и тогда даже самые трудные обстоятельства жизни он сможет выдержать психологически, душевно и, более того, увидеть в них духовный смысл.
Получается, что духовная жизнь ― это целый комплекс усилий, в которых участвует каждый уровень личности ― духовный, душевный и психологический. В моей практике я вижу это соотношение постоянно. Невозможно работать только на психологическом уровне, без учета духовных задач личности, в противном случае можно скатиться в решение сугубо эгоистических проблем. Но и перепрыгнуть этот уровень тоже довольно сложно, поскольку нерешенные проблемы исподволь, но ощутимо будут препятствовать человеку на его духовном пути.
Стоит отметить, что помогает верующему человеку не любая психология. Сегодня мы имеем дело не с психологией, а с психологиями! Ясно, что психология, которая работает только с психикой, воспринимает человека как ступень эволюции и совершенно далека от духовности, будет решать лишь прикладные задачи, ее будет волновать не вопрос «зачем?», а вопрос «как?». Стало субъективно лучше человеку, ну и славно. А в какую сторону этот человек личностно развивается, не имеет никакого значения, это его ответственность.
Христианская психология смотрит на человека совершенно иначе, для нее прежде всего стоит вопрос «зачем?». Зачем Бог попустил человеку то или иное испытание, чего Он ждет от него, как помочь человеку увидеть за происходящим внутренний духовный смысл?
В таком случае у человека в голове — совершенная путаница. Конечно, у Господа есть благая воля о мире. Но никто не отменяет волю человека. Говорить, что Господь все устроит как надо, — это все равно что перекладывать на Него часть собственных задач. С нас никто не снимал ответственности, нас никто не лишал свободы. Мы можем по-своему выстраивать свою жизнь. Есть наши взаимоотношения с супругом, родителями, детьми, сотрудниками — кто эти отношения будет выстраивать? Если Бог выстраивает вообще все, то все автоматически будут в раю. Тогда откуда преступления, конфликты? Это свободная воля человека, а не распоряжение Бога.
Говоря об обращении к батюшке — конечно, священник должен сообщить человеку заповеди и варианты того, как следовать этим заповедям в разных обстоятельствах. Поэтому тот, кто утверждает, что можно спросить у священника, безусловно прав. При этом нужно иметь в виду, что психолог работает не с заповедями — он не утверждает, как должно и как не должно быть. Психолог работает, насколько я понимаю, с отношениями человека, его восприятием себя, с тем, как самовосприятие влияет на поступки и жизнь в целом. Например, порой человек знает заповеди и хочет им следовать, но возникают необъяснимые трудности. Они мешают верующему выстроить жизнь так, как ему сказал батюшка, опираясь на Священное Писание. В таком случае бывает полезно обратиться к психологу. У психолога есть методы, которыми он решает психологические душевные проблемы. Помогает понять, почему человек чего-то боится, не может переступить какую-то грань или совершить правильный поступок.
Например: у человека есть брат или сестра. И он чувствует, что не может порадоваться успеху близкого, начинает искать собственные достижения, не слышит другого, рассказывает только о своем. Можно сказать, что человек не смиренный, не проявляет любовь, но психолог увидит трудности в воспитании. Допустим, между детьми была чрезмерная соревновательность или когда-то одного недооценили, не обратили внимания на его успехи. И у психолога будут средства вскрыть это, показать человеку, объяснить, что с ним никто не соперничает.
В современной психологии существуют такое направление, как конфликтология: будущего специалиста учат беседовать так, чтобы общение было конструктивным. Если мы обратимся к текстам Священного Писания, например к апостолу Павлу, мы встретим призывы быть учтивыми, братолюбивыми, относиться друг к другу с любовью и нежностью. Но порой эти слова сложно реализовать: человек не так воспитан либо просто не способен воспринимать подобные наставления. Если он прочитает их или услышит от священника на проповеди, навряд ли получится воплотить прочитанное и услышанное в жизнь. Психолог же, зная разные подходы и особенности характеров, может научить человека жить в мире и согласии. Поэтому там, где не работают простые прямые указания, могут помочь психологические методы.
В православии тоже есть разные методы, но они не универсальны. Например, святителю Иоанну Златоусту принадлежит фраза: «Прежде чем сделать замечание жене, скажи, как ты ее любишь». Но если десять раз сказать ей: «дорогая, я тебя очень люблю», а потом добавить замечание, то признание начнет очень раздражать. А вот как критиковать близкого так, чтобы это сработало и не привело к скандалу, как раз могут объяснить психологи.
Например, я отправлял к семейному психологу, когда люди вроде бы оба верующие и оба понимают, что в браке проблемы, но не могут выстроить правильных взаимоотношений. Кто-то не уступает, кто-то соревнуется в отношениях, кто-то не доверят. Священник может сказать, что нужно научиться смирению, может призвать к терпению и напомнить, что не следует разводиться. Но священник очень редко обладает навыками выстраивания семейных отношений, далеко не всегда может помочь супругам осмыслить имеющиеся между ними проблемы. В то же время у психолога есть необходимые знания, благодаря которым он способен помочь паре сохранить брак.
Чтобы наглядно показать разницу подходов священника и психолога, приведу еще один пример. Мужчина возвращается поздно с работы. Иногда задерживается. И не понимает, почему его жена так сильно переживает из-за опозданий, а порой доводит до скандалов. Что могу сказать я, как священник: «Если ты опаздываешь по уважительной причине, старайся предупредить. Не получилось — ничего страшного не произошло». За ситуацией действительно не стоит греха. А жене могу посоветовать: «Не нервничай, доверяй Богу, помолись». И она выполнит все, но продолжит нервничать, искренне не понимая причины. Этот случай был в моей практике, я направил женщину к христианскому психологу. Выяснилось, что в раннем детстве ее папа ушел на работу и не вернулся ― умер. Для ребенка это стало значимым трагичным событием: теперь, когда кто-то уходит, уже взрослый человек неосознанно переживает внутреннюю трагедию снова.
И в этом разница: священник говорит, как надо себя вести. Но не углубляется в детали, не ищет причин, по которым у человека не получается исполнить сказанное. А психолог призван помочь в преодолении травм.
Миф № 2. Зачем вообще мне священник и Церковь, когда с душевными сложностями психолог работает предметнее и лучше? У батюшек и времени нет столько со мной разговаривать

христианский психолог
Представить себе, что верующий человек попадется в капкан такого мифа, мне трудно. Церковь для христианина ― главное место, где можно прикоснуться к таинствам, найти утешение и поддержку. И это прежде всего поддержка Господа.
Но каждому человеку, особенно если он находится в сложной жизненной ситуации, нужна помощь человека. Людям важно, чтобы их выслушали, вникли в их проблемы, помогли найти выход из жизненных тупиков. Конечно, священник не в состоянии так детально и подробно вникать в жизненные сложности каждого прихожанина, да и задачи такой, как мне кажется, нет, если говорить об исповеди или духовной беседе. Все-таки задача священника ― указать человеку на его ошибки, помочь увидеть грехи и бороться с ними. Психолог же будет выслушивать, вникать в подробности, искать причины, которые могут быть не очевидными на первый взгляд.
При противопоставлении священника и психолога мы забываем, что говорим о совершенно разных уровнях бытия. Психика человека (а психолог прежде всего занимается именно ею) ― это сложнейший механизм адаптации человека в мире, а дух ― та часть нас, которая устремлена к Богу и без Бога не может существовать.
Психолог помогает человеку лучше понять себя, увидеть то, что скрыто от поверхностного взгляда, осознать и что-то изменить в себе, в своей жизни. Священник ― тот, кто ориентирован на человека, идущего к Богу. Его задача состоит в том, чтобы помочь человеку возрасти духовно, преодолевая препятствия на этом пути. И это совершенно разные задачи. Они, конечно, связаны друг с другом, но иерархически соподчинены. Психологический уровень проблем ниже духовного.
Когда мы говорим об иерархии, то подразумеваем, что решение проблем на одном уровне помогает продвижению и на другом: если решаются психологические проблемы, то человеку легче сконцентрироваться на духовном возрастании. Но в реальности часто наблюдается совершенно иная картина. Люди обращаются к психологу, начинают разбираться со своими психологическими проблемами, и их духовная жизнь отходит на второй план, а порой они просто уходят из Церкви.
На мой взгляд, это ужасная ситуация. Потому так важно понимать, к специалисту какой психологической школы стоит обращаться. В практической психологии, как я уже говорила, есть множество направлений. Например, христианская психология, которая работает с психикой клиента как с инструментом души, а не как с самодостаточной системой. Есть логотерапия Виктора Франкла, которая учитывает духовные потребности человека, работает со смысловой сферой личности, но является светским направлением в психологии. При этом есть направления, которые либо нейтральны по отношению к духовной жизни личности, либо противостоят ей.
Приведу пример. В логике классического психоанализа понятие совести и понятие сверх-я, то есть совокупности присвоенных человеком этических, социальных норм, практически идентичны. Но в христианстве совесть ― это голос Бога внутри человека. А теперь давайте представим себе, как будет работать психолог, который считает, что совесть ― это не внутренняя соотнесенность с Богом, а социальное явление, воздействие со стороны взрослых на ребенка, оставшееся в его психике и порой мешающее человеку, а значит, его можно видоизменять по своему желанию в любую сторону. В результате можно наблюдать довольно плачевные с нравственной точки зрения результаты психологической работы ― разрушенные семьи, брошенные родители, разорванные человеческие связи. «Мне стало хорошо, а остальное меня не касается»… Так что выбор психолога, помощь которого зачастую просто необходима, это очень важная задача. Стоит обратить внимание, в какой системе координат работает психолог, к какой школе он принадлежит.
С моей точки зрения, человеку верующему, конечно, стоит работать именно с христианским психологом. Во-первых, тогда клиент и специалист полностью совпадают в мировоззрении, в отношении к человеку, миру и Богу. Во-вторых, христианский психолог будет работать с психикой человека в логике соотнесения с более высокими уровнями личности ― души и духа. Работая с психологическими проблемами, он удерживает то самое «зачем». Ему важно не только помочь человеку выйти из невротического тумана к реальности, но и создать условия для личностного, нравственного выбора.
Христианский психолог лишь расчищает «завалы» психики, «протирает» психологическую оптику, чтобы помочь человеку увидеть реальный мир, созданный Творцом. Он может подвести к ограде Церкви, но войти в этот мир можно лишь в самой Церкви. Именно в ней возможно прикоснуться к таинствам Причастия, Исповеди и вообще всей глубины церковной жизни. И этот путь не может быть подменен никакой психологией, это просто невозможно!
Каждый христианский психолог знает на опыте, что есть вещи, которые совершенно не укладываются в строго научную картину мира. В жизни человека всегда есть место не только результатам его труда, но и чуду, действию Божьей благодати, Его помощи. И это не обязательно что-то внешнее, решение какой-то конкретной задачи чудесным образом. Это чаще особое внутреннее состояние, прикосновение к душе человека Божьей благодати. Это всегда видно: что-то меняется в лице, во взгляде, в голосе. Человек становится как бы светлее изнутри, добрее, милосерднее, нежнее в отношении к людям. И этот особый момент ни с чем не спутать, ты понимаешь, чувствуешь, что человека коснулся Бог!
Насколько мне известно, психолог не может сказать: вам нужно поступить именно так. В то время как священник должен давать рекомендации нравственного содержания. В его прямые обязанности входит пастырское руководство прихожанами, основанное на Священном Писании. При этом мы говорим не только о роли батюшки, но и о помощи Господа.
Даже самый замечательный христианский психолог не сможет заменить Бога и дать то, что человек получает в ходе таинств. Благодатью Господа мы обновляемся, обновляются наши нравственные силы и совесть, мы вступаем в завет с Богом. Участвуя в таинстве Евхаристии, мы соединяемся с Иисусом Христом, получаем надежду на спасение и вечную жизнь. Это возможно только в Церкви и только с милостью Господа.
Миф № 3. Психологи вечно говорят что-то противоречащее Евангелию
Часто можно услышать: «Мы знаем, что надо почитать отца и мать, а в психологии только и делают, что их ругают постоянно, во всем-то они виноваты. Что в этом полезного? Или мы все знаем, как важно думать о ближнем и заботиться о нем, а психология все время говорит о внимании к себе, любимому. Это же искушение и эгоизм, гордыня!»

христианский психолог
К большому сожалению, это не миф, а печальная реальность. Ко мне нередко обращаются клиенты, имеющие опыт работы со светскими психологами, которые совершенно не соотносили способы психологической помощи с духовными ценностями клиента. В результате люди оказывались в мучительном конфликте между потребностями своего эго и духовными ценностями, евангельскими заповедями. И этот конфликт светский психолог предлагал решить, выбрав «здоровую» часть себя, то есть свое эго.
Конечно, не каждый светский психолог работает так грубо, если он хороший профессионал, да и человек, имеющий собственные нравственные опоры, будет внимателен к ценностям клиента.
Тем не менее риск все равно остается, как только клиент и психолог подходят к вопросам веры и религии. Одна моя клиентка вспоминала свой прошлый опыт обращения к известному гештальт-терапевту, который здорово помог ей в начале работы над собой. Но как только они подошли к вопросам веры, ее религиозных убеждений, он аккуратно предложил ей посетить психиатра ― так, на всякий случай. Совершенно понятно, ведь в картине мира психолога, который получил соответствующее образование, вера и религиозность являются инфантильной потребностью человека, ищущего родителя в виде Бога, чтобы убежать от проблем. В результате цель работы такого специалиста состоит в том, чтобы обеспечить качественную работу психики, но что будет делать человек, какие он будет совершать поступки, психолога не касается.
Христианский же психолог всегда ориентируется и на нравственные последствия. Его задача состоит не в том, чтобы, увидев опыт боли и травмы, ужаснувшись этому, найти виноватых в виде родителей или супругов и помочь человеку разорвать отношения, защищаясь от так называемых «токсичных» людей, а в том, чтобы помочь человеку прожить трудную ситуацию и подняться над ней (конечно, бывают очень тяжелые случаи, когда дистанция может оказаться единственным условием сохранения не только психологического, но и просто физического здоровья, но все-таки таких случаев не так много). Одной из главных задач исцеления и взросления является не только осознание, но понимание глубины происходящего, а значит, и его преображение!
Когда видишь, что человек, раненный душевно и психологически, может не только исцелить свои раны, но и увидеть, что причинившие ему боль, сами являются жертвами, а вовсе не палачами, это ни с чем не сравнимая радость. Радость победы любви над ненавистью, прощения над обидой, добра над злом. И психология, оказывается, может способствовать этой победе.
В первую очередь, верующих людей настораживают высказывания некоторых психологов, которые противоречат христианской нравственности. Светская гуманистическая психология может сказать человеку: развейся, выбери себя, разведись. Некоторые психологи основываются практически на любом желании клиента — оно становится первостепенное заповедей. Для священника же и христианского психолога в центре — Бог. И в идеальной картине священник объясняет, как должно быть, а христианский психолог помогает достигнуть этого с соблюдением заповедей и мыслями о Господе, не в угоду собственному эгоизму.
Православный психолог не станет ругать родителей. То есть не будет говорить клиенту, что мама и папа пытаются или пытались испортить ему жизнь. Думаю, так не станет делать и хороший светский психолог. Психологи скорее призваны указать на особенности поведения человека, не всегда осознанное. Нужно понять: есть мама или папа, и каждый из них — сложившийся человек со своими эмоциями, ценностями и взглядами. Он такой, какой есть. Почитать его — значит, учитывать его взгляды, поддерживать, желать блага и заботиться о нем. Это совсем не значит принимать все его мнения и во всем его слушаться. Хорошо так рассуждать, если родитель — православный, адекватный и все понимающий человек. А если он не верующий? Заядлый грешник со своими взглядами на жизнь, противоречащими заповедям? Согласие во всем не просто не получится, но и приведет к греху.
Точно так же почитание родителей неотменяемо, даже если психолог говорит, что у вас, например гиперопекающая или холодная мать. У нее такое состояние. И психолог научит, как с ней общаться, чтобы и она была спокойна, и вы смогли расставить границы. Психолог призван помочь учесть особенности характера и поведения, помочь посмотреть на родителей с позиции взрослого человека, а не ребенка.
Про любовь к себе и ближнему — тоже важный тезис. Христос призывает возлюбить ближнего как самого себя. Священник, как и психолог, тоже не скажет, что не надо любить себя. Но речь про правильную любовь. Человек должен любить себя не просто таким, какой он есть. Он должен помнить о том, что такое христианская любовь. Это желание другому блага. Значит, и себе. Если вы ограничиваете свои грехи, может показаться, что вы себя не любите. А на самом деле вы как раз любите, потому что через ограничения стремитесь ко спасению.
Миф № 4. Эти психологи вообще лишены понятия «грех» и «хорошо» и «плохо». Как можно им доверять?
Нередко говорят, что в психологии нет понятий «хорошо» и «плохо». И с одной стороны, это можно оценить как неосуждение и возможность на любой поступок человека посмотреть как на часть его жизни, которая его чему-то учит и растит. Но с другой — важно ведь называть вещи своими именами. Так не происходит ли подмены понятий в психологии? Как эта безоценочность может сочетаться с представлением веры о грехах и добродетелях? Как стоит смотреть на это верующему человеку?

христианский психолог
Когда психология стала наукой, она отреклась от своего главного предмета изучения ― души! Это было неизбежно, ведь душа не может быть опытно проверена и экспериментально подтверждена, аналитически разложена на составные части, потому на ее место стала психика, которая как раз вполне поддается научному изучению.
Светская психология занимается психикой человека и давно избавилась от вопросов нравственного выбора, не задумывается над категориями добра и зла, полностью делегируя эти вопросы самому человеку. А человек в значительной степени ориентируется на социальные нормы, конвенции, привычные правила игры. Эти нормы и правила, в отличие от христианской традиции, легко могут меняться на прямо противоположные.
Если посмотреть на тенденции практической психологии, то все они сводятся к тому, чтобы создать человеку условия для качественного проживания своей жизни. Если человек индивидуалист, то надо сделать так, чтобы его потребности в самовыражении, самореализации были осуществлены. Если на пути к цели помехой станут близкие, то человек найдет способ эту помеху отодвинуть.
Не стоит думать, что психолог будет советовать так поступить ― так действуют только плохо образованные начинающие псевдопсихологи. Нет, психолог просто начнет создавать условия для укрепления эго человека, будет помогать ему выстраивать «здоровые» границы, обрубать человеческие связи, работать над сепарацией. Иными словами, никто не будет думать о душе, работая с психикой.
Результаты такой работы порой просто ужасают: дети блокируют родителей, видя в них причину всех своих бед. Супруги разводятся, поскольку кто-то из них после похода к психологу понял, что попал в этот брак «случайно», неосознанно. А значит, правильное решение ― развестись. И наличие детей в таких случаях не является проблемой, ведь детям «будет лучше, если папа с мамой не будут ссориться, а найдут новое, уже осознанное счастье в других отношениях». Такое я нередко слышу от людей, которые ищут христианского психолога, просто чтобы выжить в своей трагедии, не вытесняя нравственность и голос собственной совести.
Я хорошо помню один случай. Ко мне пришел мужчина, который находился в ситуации развода. Все мои попытки помочь супругам не разойтись были тщетны. Муж принял твердое решение уходить. Поняв всю безысходность ситуации, я старалась хотя бы попытаться максимально смягчить боль, которую он причинял своей жене. Пыталась удерживать его от резких, необдуманных слов и действий, разворачивая его к той тяжелейшей ситуации, в которой оказалась его жена. Но эго моего клиента было похоже на гору Эверест: он думал только о том, как он устал, как ему плохо, совершенно забыв, что рядом с ним страдает и мучается другой человек.
И вот как-то раз он пришел ко мне с жалобой на то, что ему очень плохо. Дело в том, что он в очередной раз жестоко и необдуманно поступил со своей женой, нанеся ей очередную тяжелую рану. И конечно, это не могло не отразиться на нем: ему тоже стало плохо, стыдно за себя, он не мог не чувствовать, что поступает плохо, зло. Запрос же сводился к тому, чтобы я помогла ему освободиться от тяжелых чувств и переживаний.
Я выслушала и сказала: «Да, у меня есть разные способы помочь заглушить ваш стыд, вашу вину, но я по-человечески, да и профессионально, как христианский психолог, считаю, что ваше состояние нормально, учитывая ситуацию, о которой вы рассказали. Вы поступили жестоко, и ваша душа болит. Ведь это нормально, не так ли? Надо ли анестезировать эту боль? Может быть, эта боль ― ваш шанс постараться вести себя в тяжелой ситуации развода хоть в какой-то степени достойно, по-человечески. Поэтому, простите, я не буду помогать унять вашу боль». Он все отлично понял и согласился с моими доводами.
Это был поворотный момент нравственного выбора, когда боль помогла ему подняться над своим эго и увидеть весь драматизм ситуации. Мужчина стал бережнее себя вести, процесс развода перестал быть настолько болезненным. Конечно, было бы наивно думать, что им обоим психологически стало легче, но они стали вести себя более зрело, более уважительно, более мудро. Эту пару мне спасти не удалось, но в моей практике есть очень много счастливых историй, когда семьи преодолевали кризис и оставались вместе.
И в такой работе всегда приходилось преодолевать психологию эго, которое хочет получить все только для себя. Только когда супруги выходили на уровень личности, начинали слушать голос души, только тогда происходил тот самый квантовый скачок и в отношениях с самим собой, и в отношениях с другим. И это всегда было связано с вопросами добра и зла, которые не абстрактны, а вполне конкретны: как я говорю? Что я делаю? Зачем я это делаю на самом деле? Что при этом чувствует другой человек? Ответы на эти вопросы с неизбежностью поворачивают человека к нравственному выбору. Помните: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой? И если психология не боится погружаться в поиск ответов на эти вопросы и знает, как помочь человеку реализовать себя не за счет других, а вместе с ними, то проблемы не будет. Тогда духовное и психологическое не будут конфликтовать в душе человека и начнут помогать друг другу.
Миф № 5. Я лучше святых отцов почитаю, все давно написано уже, найду там ответы на все свои вопросы

христианский психолог
Если бы это суждение было правильным, все читающие Священное Писание жили бы в раю. Но мы живем в мире, где можно видеть людей деликатных, доброжелательных, но плохо знающих Священное Писание или не читавших его вовсе. При этом можно встретить человека, который знает Священное Писание наизусть, но относится к ближним так, что с ним не хочется иметь дело. Он может подавлять, поучать, да еще при этом использовать отрывки священных текстов как оружие против других. Значит, дело не в том, что человек знает или читает, а в том, что внутри него, как устроена его душа.
В текстах святых отцов можно увидеть, какую огромную работу приходится сделать, чтобы слова, которые мы читаем, проникли в душу. И только если это происходит, смысл этих слов меняет нас, он начинает влиять на все, что мы делаем, как мы поступаем, как относимся к другим.
Иными словами, недостаточно знать, важно делать, а это задача иного порядка. И этому надо учиться. Вот вам простой пример: вы отлично знаете, что гневаться нехорошо. Вы знаете, что гнев ― это грех. Вы можете сказать себе сто раз «не гневайся» ― и ничего не изменится, это не поможет вам сдержаться. А может, и, наоборот, только подстегнет вашу гневливость. А если вы будете знать, что у вас возбудимый характер и вам свойственно впадать в гнев, появится возможность научиться управлять собой. В этом-то и должна помогать настоящая психология.
У святых отцов написано далеко не всё. В литературе сказано, как должно быть, но не как этого достичь с учетом психологических особенностей человека. Например, молодая семья вынуждена жить с родителями. Приходит к священнику мужчина и говорит, что ему сложно взаимодействовать с тещей. Священник, основываясь на Писании, скажет: «Терпи, люби, смиряйся. Несите тяготы друг друга». Православный психолог во многом согласится, но подскажет, как именно реализовать это наставление.
Нужно также помнить, что большая часть советов в христианской святоотеческой аскетической литературе носит характер внутреннего делания. Другими словами, наставления практически не рассчитаны на общение с конкретным человеком. В книгах не рассказывают о том, как разрешать конфликты, почему человек реагирует хорошо или плохо, агрессивно или спокойно. Христианская литература либо носит характер нормативный, обязывающий следовать прямым указаниям, либо призывает к внутреннему совершенствованию. Можно сказать: «В тебе говорит гордость. Вспомни про грехи, тогда будет проще смириться». Это работающий совет, но он про внутреннюю работу. Он не объясняет, как именно общаться со смирением, чтобы люди учли ваше мнение, но при этом не обижать их и не смотреть свысока.
Миф № 6. Религия с точки зрения психологов просто невроз, зачем мне, верующему человеку, идти к людям, которые так считают?
Помнится, что Фрейд считал религию чуть ли не патологией и одной из острых форм невроза. Понимаем, что не все психологические школы так радикальны, но все же мнения подобные бытуют до сих пор и точно могут отталкивать верующих людей. Как быть с этим?

христианский психолог
Фрейд действительно опирался на материалистическую картину мира. Для него любая религиозная потребность была признаком инфантильности человека, его невротизации. Не признавая реальности духовной жизни, он все явления внутренней жизни человека объяснял только через призму психики. Веру он называл иллюзией, а религию ― коллективным неврозом человечества. Такое представление о человеке сохранилось до сих пор в научной и практической сфере психологии.
Но можно наблюдать и другую тенденцию. К примеру, Виктор Франкл, основатель логотерапии, считал, что человек становится человеком, лишь задаваясь духовными, смысловыми вопросами. Опыт концентрационных лагерей, которые ему пришлось пройти, показал, что люди, опирающиеся на духовное измерение, могли с достоинством выдерживать страшные испытания, выпавшие на их долю, а люди, борющиеся за свое физическое выживание, оказывались беспомощными перед лицом страданий.
Франкл показал, что духовная потребность не является невротической, напротив, именно она обеспечивает личностный рост. Я бы добавила: именно духовное измерение позволяет человеку стать собой, таким, каким его задумал Бог.
Эти размышления имеют прямое отношение к психологической практике. Ведь от того, каким психолог видит человека, зависит направление работы. Если психолог видит человека сугубо материалистически, то он с неизбежностью будет акцентировать именно эту часть человеческой личности. Но если психолог видит человека как замысел Божий, как образ и подобие самого Творца, это всё расставит по своим местам.
Выбирайте психологов, которые не разделяют атеистических взглядов Фрейда и, соответственно, не отталкивают вас. Сегодня в психологии много школ и направлений, поэтому найти нужное и правильное с точки зрения христианства точно возможно. Если сомневаетесь или боитесь ошибиться в специалисте — обратитесь к батюшке, которому доверяете. Возможно, он сможет посоветовать грамотного верующего психолога.
Подготовила Екатерина Гашкова
Читайте также: