Ключевые события воскресенья 9 октября, которые вспоминает Церковь, - преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.

Также мы празднуем память преподобного Ефрема Перекомского, праведного Гедеона, судии Израильского, благоверного князя Нягу Басарабского и собор святых, в земле Испанской и Португальской просиявших.

Поминают и новомучеников, отдавших жизнь за свою веру 9 октября: священномучеников Афанасия Докукина, Александра Левитского, Димитрия Розанова и Владимира Вятского, а также расстрелянных в 1937 году мирян Иоанна Золотова и Николая Гусева.


Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. 

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь  осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 9 октября.


Воскресенье, 9 октября 2022 года

Память одного из самых известных апостолов – Иоанна Богослова — уже много веков празднует Православная Церковь 9 октября. В 1989 году 9 октября был прославлен патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) в лике святителей. Поскольку этот день приходится на воскресенье, значит каждый христианин, придя на литургию утром 9 октября, сможет обратиться в молитве к этим святым.

Подробнее об Иоанне Богослове и святителе Тихоне читайте в наших материалах:

 Как большевики пытались морально раздавить патриарха Тихона и что из этого вышло

Немощь патриарха и его победа в информационной войне

 14 фактов о жизни патриарха Тихона

Апостол и Евангелист Иоанна Богослов: житие, иконы, знаменитые храмы в его честь

Краткий рассказ об апостоле Иоанне как об одном из учеников Спасителя

Воскресенье, 9 октября 2022 года: что будет в храме?

Молитва апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О, великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Воскресенье, 9 октября 2022 года: что будет в храме?

Молитва святителю Тихону, патриарху Московскому и всея России

О, пастырю наш добрый, святый великий Патриарше Тихоне! яко град горний ты явился еси: добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Святыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжати благочестие отцев наших, егоже ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблему соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела есть в божественнем смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежною мудростию человеческою, но смиренным познанием воли Божия. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Истиннаго Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавления просим, но силы и твердости, великодушия и любве просим, дабы претерпевати оныя напасти, востающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господем и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земли Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную; молитвами твоими да сохранит ю от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу православную, да не оскудеет она истинными пастырьми, добрыми делательми, право правщими слово евангельския истины; упаси и заблуждшия овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа Сил, да возродится русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. 


День памяти святых

Праведный Гедеон, судья Израильский (XII век до Рождества Христова)

Воскресенье, 9 октября 2022 года: что будет в храме?
Аарон, Гедеон, Иезекия. XVI век, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Однажды Гедеон обмолачивал пшеницу. Работал в яме украдкой и торопливо, чтобы не заметили враги. Тут предстал Гедеону Ангел Господень. Он повелел ему собрать войско и выступить против неприятеля.

Избранный Богом для спасения своего народа от ига, Гедеон начал с искоренения идолопоклонства. Новый судья разрушил жертвенник Ваала и срубил идол Ашеры. На этом месте он поставил жертвенник истинному Богу.

Читать житие

Жители Офры возмутились поступком Гедеона. Они усматривали оскорбление почитаемой ими святыни и намеревались побить судью камнями. (Избавителей покаявшихся израильтян называли судьями. Господь дал им власть поражать нечестивых язычников, освобождать израильтян от врагов и управлять ими. Всего у евреев было 14 судей).

Отец Гедеона, бывший у них жрецом, уговорил жителей не делать этого: «Вам ли защищать Ваала? Вам ли за него заступаться? Если Ваал бог, то пусть сам поборется, когда разрушают его жертвенник!» Народ внял увещеванию и оставил Гедеона в покое. Но дал ему особое прозвище «Иеруббаала», что значит «Ваал отомстит ему». Так народ убедился в полном бессилии Ваала.

Между тем некоторые племена Восточной Аравии снова явились в Палестину и перешли через Иордан. Гедеон отправил послов и к смежным племенам. Они также отозвались на его призыв. Около судьи собралось 32 000 воинов.

Перед началом битвы он попросил у Бога знамения: «Господи! Вот я расстелю здесь на гумне постриженную шерсть. Если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то я буду знать, что Ты спасёшь Израиля моею рукою». Молитва была услышана: на другой день рано утром Гедеон выжал из шерсти, покрытой росой, целую чашу воды.

Он снова обратился к Богу: «Господи! Не прогневайся на меня, если ещё раз скажу: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса». Бог услышал и вторую молитву Гедеона: наутро только на шерсти было сухо, а по всей земле была роса.

А для того, чтобы израильтяне яснее видели Его спасительную помощь, которая соединяется не с количеством, а с качеством исполнителей Его воли, Бог повелел Гедеону отпустить из войска всех, кто боязлив и робок — 22 000 человек вернулись домой.

Оставшихся Бог повелел вести к воде и посмотреть, как они будут пить. Тех, которые пили воду, черпая её горстью руки, отделили от тех, которые пили ртом, наклоняясь к воде. Пивших горстью оказалось 300 человек. И сказал Господь Гедеону: «Тремястами Я спасу вас». С ними Гедеон и выступил против 100 000 армии. При отряде в 300 человек Гедеон мог решиться на битву со стотысячной армией только благодаря твёрдой вере в помощь Божию.

По внушению свыше Гедеон разделил отряд на три части. Каждому воину дал по трубе и скрытому в кувшине светильнику. Ночью евреи окружили стан неприятеля. По сигналу воины разбили кувшины, затрубили в трубы и стали громко восклицать: «Меч Господа и Гедеона!» Внезапные огни, гром труб и крики поразили мадианитян. Страх и ужас обуял их. В темноте, в великом смятении они стали убивать друг друга и, наконец, обратились в бегство.

Гедеон возвратился домой с огромной добычей. Слава о победителе разнеслась по всей стране. Благодарные израильтяне предложили Гедеону и его потомкам царскую власть, но он отказался. Он знал, как невелика его заслуга в деле спасения израильского народа. Это чудо совершил Бог, и только Он единственный царь Израиля.

В мире и покое Гедеон дожил до глубокой старости. Его история – это повествование о том, как истинная вера и любовь к Богу одного человека спасли целый народ. Жизнь судьи Гедеона стала прообразом величайшего события в истории человечества: крестного страдания Сына Божия. Его любовь спасла от смерти все народы Земли и даровала нам жизнь вечную.

Свернуть

Преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (начало II)

Краткий рассказ о любимом ученике Спасителя слушайте на радио «Вера».

Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский (1492) 

Воскресенье, 9 октября 2022 года: что будет в храме?
Фрагмент эмалевой иконы «Собор Новгородских святых», 1866 год

Основные события жития Ефрема Чудотворца слушайте на радио «Вера».

Благоверный князь Нягу Басарабский (около 1459 - 1521)

Воскресенье, 9 октября 2022 года: что будет в храме?

Святой Нягу Басарабский был господарем Валахии в первой четверти XVI века. Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Был щедрым жертвователем на строительство храмов. Оставил написанное на церковнославянском языке поучение сыну Феодосию.

Читать житие

Благоверный князь с детства воспитывался в благочестии. Бывший Константинопольский патриарх святитель Нифонт стал его духовным наставником.

Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Самой известной из его ктиторий был собор Куртя-де-Арджешской обители. Торжества по случаю его освящения в 1517 году, на которых присутствовали многочисленные православные иерархи во главе с Константинопольским патриархом, были призваны явить сохранение преемства Восточного Рима. В то время была совершена первая известная официальная канонизация святого в Румынии – святителя Нифонта, духовного наставника господаря. Нягое Басараб построил также кафедральный собор в Тырговиште и богато одарял православные монастыри Востока. Особым его вниманием пользовался Афонский Дионисиевский монастырь.

С 1512 года ему удалось добиться определенной стабильности, повысить благосостояние страны и её престиж у соседних государств. Он продолжил переустраивать государственные, административные, налоговые и судебные учреждения, поддерживая торговлю и защищая интересы купцов. В годы его правления в Валахии появилась официальная историография, удалось сохранять мир с соседями. Благодаря уравновешенной и мудрой политике Нягое сумел значительно укрепить внутреннее положение в княжестве и усилить господарскую власть.

Его сын Феодосий стал наследником, а Иоанн и Петр скончались при жизни отца. Известны три дочери: Стана, Ангелина и Руксандра.

Оставил известное поучение сыну Феодосию – «Слова наказательные» – первое значительное произведение румынской литературы на церковнославянском языке. «Слова» известны также в ранних переводах на румынский и греческий.

Свернуть

Собор святых, в земле Испанской и Португальской просиявших

В состав Собора включены:

  • мученик Викентий Сарагосский
  • мученица Виктория Кордубская
  • мученик Ерминингельд
  • преподобный Осия Кордубский
  • мученица Евлалия Барселонская
  • мученица Леокардия Толецкая
  • преподобный Емилиан Кукуллат
  • святитель Мартин Бракарский
  • 72 мученика, в Кордубе пострадавших.

Прославление святителя Тихона (Беллавина) (1989)

О первом в ХХ веке патриархе Московском и всея России слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Афанасий Докукин (18 января 1899 — 9 октября 1937)

Воскресенье, 9 октября 2022 года: что будет в храме?

– Кто из вашей семьи раскулачивался, лишался избирательных прав или получал твердое задание? – спросил следователь на последнем допросе 22 сентября.

– Твердое задание я получил в 1932 году, с 1919 года лишен избирательных прав, в 1933 году хозяйство было раскулачено.

– Признаете вы себя виновным в проводимой вами контрреволюционной работе?

– Нет, – ответил священник.

На этом допросы были закончены.

26 сентября тройка НКВД приговорила отца Афанасия к расстрелу.

Читать житие

Родился в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии в семье крестьянина Василия Докукина. Когда Афанасию исполнилось пятнадцать лет, он лишился отца и матери и перешел жить к своей тетке. По окончании второклассного училища он стал с 1914 года служить псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда Курской губернии. В 1923 году митрополит Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) рукоположил его в сан диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Линцы Фатежского района, а в 1925 году – во священника к Введенской церкви села Кочетно Льговского района.

В 1933 году власти арестовали отца Афанасия за неуплату налогов и приговорили к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Освободившись в 1935 году, он был направлен служить в храм в село Стариково Талдомского района Московской области, а в августе 1936 года переведен в Никольскую церковь в село Никульское, где служил до дня ареста.

3 сентября 1937 года сотрудник НКВД допросил одного из лжесвидетелей, пастуха местного колхоза, и он согласился подписать показания, необходимые НКВД. 4 сентября отец Афанасий был вызван в местное отделение милиции для допроса, но поскольку все сотрудники НКВД были заняты, его допросила паспортистка, задавая ему вопросы биографического характера.

11 сентября священник все же был арестован и первое время находился в тюрьме в городе Загорске. 14 сентября следователь допросил его.

– Обвиняемый Докукин, признаете ли вы себя виновным в распространении антисоветских слухов о войне, а также в проведении антисоветской деятельности и агитации?

– Виновным в проведении антисоветской деятельности и антисоветской агитации я себя не признаю, так как антисоветской деятельности не проводил и антисоветской агитацией не занимался. Больше показать ничего не могу.

15 сентября следствие было закончено и отец Афанасий был переведен в одну из тюрем города Москвы.

Священник Афанасий Докукин был расстрелян 9 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Священномученик Александр Левитский (1876 — 9 октября 1937)

Воскресенье, 9 октября 2022 года: что будет в храме?

30 июня 1923 года отец Александр подал настоятелю храма заявление, в котором написал, что не имеет ничего общего с новообразованной обновленческой общиной, и с 1 июля прекратил свое служение в Троицком храме, а уже 6 июля 1923 года он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

Читать житие

Родился в Москве в семье священника Михаила Ивановича Левитского. Окончив в 1900 году Московскую Духовную академию, Александр  был назначен преподавателем гражданской истории и словесности в Мариинском епархиальном училище, а также русского языка и словесности в Филаретовском женском училище в Москве.

12 марта 1904 года Александр Михайлович был определен на место священника к церкви в Троицкой слободе на Самотеке. Во времена гонений здесь разместилась резиденция Патриарха Тихона.

Отец Александр был заведующим церковноприходской школой при Троицкой церкви и преподавателем Закона Божия. С 1905 года к этим послушаниям добавилось преподавание Закона Божия в 5-й женской гимназии, а с 1906 года – в мужской гимназии, учрежденной А.В. Адольфом. В 1911 году отец Александр был назначен членом приходского совета Троицкой церкви.

В 1917 году отец Александр был награжден наперсным крестом, в 1921м – возведен в сан протоиерея.

Весной 1923 года в Троиций храм был назначен новый настоятель, признавший обновленцев, к нему присоединились другие священники, служившие в храме, и отец Александр вынужден был покинуть храм. Однако, ради паствы, он все же решил на некоторое время остаться.

Не желая подчиняться и признавать живоцерковников, отец Александр попал в сложное в духовном и опасное в практическом отношении положение из-за тех неприятностей, которые ему могли принести обновленцы.

– Укажите, когда и где вы выступали на собраниях, дискуссиях, спорах и так далее? – спросил священника следователь на первом допросе.

– Никогда ни на каких собраниях политического характера не выступал, а в религиозных проповедях излагал христианское учение и насколько не соответствует ему жизнь современных христиан, – ответил отец Александр.

–Подвергались вы преследованию по поводу изъятия ценностей, если да, то чем оно закончилось?

– Я лично к сдаче ценностей никакого отношения не имел... следовательно, никаким преследованиям не подвергался.

Следователь спросил, каково отношение священника к ВЦУ, на что отец Александр ответил:

– Я лично признавал распоряжения ВЦУ, но принадлежал и принадлежу к старой Православной Церкви, которая руководима Патриархом Тихоном...

– Ваше отношение к мероприятиям советской власти и в чем вы видите ее ошибки?

– Мое отношение к мероприятиям правительства положительное, но его ошибки не считаю вправе находить.

– Ваше отношение к новой экономической политике?

– Мое отношение положительное.

– Для какой цели вы собирали в записную книжку выдержки из газет по поводу декретов и законов, касающихся Церкви?

– Как священник интересовался новыми явлениями... жизни.

– Что можете сказать по поводу ваших выступлений с противоправительственной агитацией в связи с Церковью...

– С противоправительственной агитацией никогда не выступал…

18 сентября 1923 года следователь, ведший дело отца Александра, составил заключение: «ввиду отсутствия достаточных улик, могущих подтвердить факт его преступности... по подозрению в произнесении провокационных речей и контрреволюционных деяний на почве якобы религиозных гонений на Церковь, следствием подтвердить его виновность не удалось».

22 сентября 1923 года Коллегия ОГПУ постановила освободить протоиерея Александра из-под стражи.

В 1924 году отец Александр был назначен служить в Скорбященский храм при Екатерининской больнице, здесь он прослужил до 1926 года, когда был переведен в Преображенскую церковь в Спасском в Москве, а впоследствии – в Знаменскую церковь в селе Ховрино Красногорского района Московской области, где он прослужил до своего ареста во время массовых гонений в конце тридцатых годов.

22 марта 1937 года некий член районного совета подал уполномоченному районного НКВД жалобу. «Считаю крайне необходимым как член ВКП(б) сообщить Вам, – писал он, – стражу пролетарской диктатуры, следующее: по поручению районного прокурора... мне было поручено проверить жалобу... При проверке выяснено, что... застройщики А.Д. Левитская с мужем-священником... ведут антисоветскую контрреволюционную агитацию...

Член ВЛКСМ Балин, который проживает в одном доме с ними, говорит, что революционных песен петь не разрешают. Несмотря на то, что улица освещена электричеством, они категорически запрещают проводить в дом электричество и радио.

Хуже всего, что они не признают органов власти и их представителей... когда я проверял жалобу... они... выскочили из комнаты и закрыли на замок дверь.

После узнал у соседей, которые живут в этом доме, в частности у Балина, что это люди антисоветские, которых необходимо из красной пролетарской столицы выселить...»

10 сентября 1937 года протоиерей Александр был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе следователь спросил его, какие он ведет разговоры, когда у него в доме собираются его знакомые.

– Разговоры носят обычно домашний характер, то есть на бытовые темы, – ответил священник.

– Это не верно, следствие требует от вас правильного ответа.

– Я еще раз заявляю, что кроме бытовых домашних разговоров других разговоров не вел.

– Следствию известно, что у вас на квартире собираются религиозные люди, среди которых вы ведете антисоветскую агитацию. Признаете ли вы себя в этом виновным?

– Нет, виновным я себя не признаю.

Следователи вызвали на допрос двух свидетелей, соседей священника по дому, они показали, что супруги Левитские выказывают противодействие мероприятиям политического и культурного характера, вечно они закрыты, какаято конспирация, ходят к ним лица духовного звания, и о чем эти совещания, о чем там говорят, наводит всегда на подозрения. Левитские очень злобно настроены против детей-пионеров, не разрешают им играть на дворе дома, собираться группами, запрещают иметь в доме радио, петь песни.

8 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу.

Протоиерей Александр Левитский был расстрелян на следующий день, 9 октября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Священномученик Димитрий Розанов (24 октября 1890 — 9 октября 1937)

Воскресенье, 9 октября 2022 года: что будет в храме?

– Следствие имеет фактические данные о вашей контрреволюционной деятельности, как например, следующие. 15 февраля 1937 года после окончания службы вы обратились к верующим с проповедью, в которой сказали: «Помолитесь за вашего пастыря Архангельского, помолитесь и за меня, чтобы и меня не постигла его участь». Этот факт вы признаете? – спросил его следователь.

– Да, это я признаю. Я говорил в проповеди верующим: «Архангельский, ваш пастырь, больше сюда не вернется, помолитесь за него, помолитесь и за меня».

– А вы знали, что Архангельский арестован органами НКВД как враг народа?

– Да, я это знал.

– Значит, вы призывали верующих молиться за врага народа, сознательно вызывая в них сочувствие к нему?

– Да, это я признаю.

– 21 марта 1937 года вы говорили… другим священнослужителям: «В Ново-Васильевском религия советской властью разбита... Для укрепления ее у нас есть много способов: Священное Писание, беседы. Я советую вам не отказываться от церкви...» Признаете вы этот факт?

– Это я признаю. Я говорил тогда, что прислан сюда за послушание вопреки своему желанию, так как здесь работать тяжело одному, работы много... Нужен мне второй священник, и я обращался к священнику Васильевскому, чтобы он снова вернулся к священническому служению.

– Вы говорили бывшему священнику Васильевскому: «Все обещания устроить тебя на работу ничего не стоят, это обман, вся сталинская конституция – филькина грамота и обман». Этот факт вы признаете?

– Да, это я признаю, все обещания устроить его на работу ничего не стоят...

– Вы говорили: «Скоро советская власть сменится, мы приложили к этому немало усилий, и потом опять заживем по-прежнему?» Признаете этот факт?

– Нет, этого факта я не признаю.

Читать житие

Родился в семье псаломщика Спасской церкви в селе Ивашково Волоколамского уезда Московской губернии Ильи Ивановича Розанова. В 1907 году Дмитрий окончил Волоколамское Духовное училище, в 1914-м – Вифанскую Духовную семинарию и в том же году был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московской губернии, где игумения София (Быкова) приходилась тетей его супруге.

Первые годы гонений пустынь оставалась в относительном покое, существуя под видом сельскохозяйственной коммуны. Опытная не только в духовной жизни, но и в хозяйственной, игумения Афанасия (Лепешкина), сменившая игумению Софию, которой к этому времени было около восьмидесяти лет, умело вела отношения с властями – благоразумно и выдержанно, не роняя и не принижая высокий сан руководительницы православного монастыря.

12 мая 1922 года из монастыря были изъяты на основании декрета от 23 февраля 1922 года последние церковные ценности. Отцу Димитрию удалось договориться с властями и отдать вместо риз с икон Божией Матери и Спасителя, венчика с Распятия, ризы от креста с мощами и крышки от Евангелия – серебряные монеты, медали, лампады, ложки, подстаканники, солонки и тому подобные серебряные предметы того же веса.

Гонения в начале тридцатых годов, имевшие целью истребить все признаки монашеской жизни, не обошли и не могли обойти обители. Сначала был закрыт монастырь, и монахини расселились по окрестным селам и деревням, не желая уходить далеко от стен горячо любимой обители, а в мае 1931 года все монахини и послушницы были арестованы; при аресте их разделили на две группы, в одну попала игумения Афанасия с монахинями и послушницами, в другую – священник Димитрий Розанов с монахинями и послушницами. Отец Димитрий был арестован 28 мая и заключен, как и все насельницы Зосимовой пустыни, в темницу при Наро-Фоминском отделении НКВД.

Допрошенные монахини показали, что советскую власть они считают безбожной и молитву за нее почитают грехом, что их советская власть арестовала только за то, что они веруют в Бога, и эти действия со стороны власти иначе как гонением на православную веру они не могут назвать. «Наша Церковь считается Церковью истинного христианства и стоит на позиции, занятой Петром Крутицким».

Сразу же после ареста следователь допросил отца Димитрия. Отвечая на его вопросы, священник сказал, что монахинь Зосимовой пустыни он знает очень хорошо, он у них бывал, и они у него, разговор между ними касался вопросов частной жизни и воспоминаний о прошлом. Что касается разговоров на антисоветские темы, то таких разговоров не было. Говорили лишь на темы искривлений колхозной жизни и то на основании прочитанного в газетах, да того, что говорит народ в транспорте. Что касается антисоветской агитации среди крестьян, то таковой агитации не было, а какое отношение к этим вопросам монахинь монастыря, он не знает.

31 мая следователь снова допросил священника. «Со стороны монахинь, – сказал отец Димитрий, – наблюдались посещения меня… но на политическую тему мне с ними говорить не приходилось, за что их арестовали, мне неизвестно... В церкви Никола Большой Крест и в церкви на Воздвиженке бывать не приходилось, но приходилось слышать, что в этих церквях не подчиняются митрополиту Сергию, а подчиняются Петру Крутицкому. Сам я лично Петра Крутицкого не знаю... Та церковь, в которой я служу, принадлежит к сергиевской ориентации».

Многие крестьяне в 1930-1931 годах отказывались вступать в колхоз, и монахини были обвинены в том, что это именно они оказали влияние на крестьян; что ходя по домам крестьян, которые приглашали их посидеть с детьми, или, приходя за материалом для шитья и вязания, они вели религиозную проповедь, призывая крестьян посещать церковь и блюсти церковные установления и посты, что и привело, по утверждениям сотрудников ОГПУ, к массовому отказу крестьян вступать в колхозы.

16 июля 1931 года тройка ОГПУ приговорила одиннадцать насельниц Зосимовой пустыни к различным срокам заключения и ссылки. Отец Димитрий был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, куда и был отправлен с тюремным этапом.

Вернувшись из ссылки, отец Димитрий 23 мая 1935 года получил назначение в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в село Федоровское Волоколамского района Московской области. 31 марта 1936 года он был возведен в сан протоиерея.

В феврале 1937 года, после ареста священника Евгения Архангельского, служившего в Покровском храме в селе Ново-Васильевское Лотошинского района, отец Димитрий был переведен на его место, и здесь его застали последние гонения. Председатель сельсовета, характеризуя священника, писал, что священник Димитрий Розанов ведет антисоветскую агитацию, используя церковь, как трибуну, для антисоветской работы, и проповедует настолько успешно, что верующие плачут на его проповедях. Как пример такой проповеди председатель привел слова отца Димитрия, когда тот сказал, что как его предшественник находится в тюрьме, так возможно и ему придется страдать.

В августе 1937 года сотрудник НКВД допросил дежурных свидетелей, которые показали, что отец Димитрий человек опытный и хорошо служит, что в проповеди он призывал молиться за своего предшественника на приходе, священника Архангельского, пострадавшего от большевиков и томящегося в советской тюрьме, просил молиться и о себе, чтобы Господь его защитил, чтобы не бросили большевики и его в тюрьму, а также призывал прихожан особенно усердно молиться в дни Страстной седмицы.

После допросов отец Димитрий был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 8 октября 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Димитрий Розанов был расстрелян на следующий день, 9 октября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Мученик Иоанн Золотов (1897 — 9 октября 1937)

Воскресенье, 9 октября 2022 года: что будет в храме?

Краткое житие мирянина, обвиненного в помощи пожилым монахиням, слушайте на радио «Вера».

Мученик Николай Гусев (9 декабря 1919 — 1937)

Сотрудники НКВД, устроив засаду в лесу неподалеку от шалаша, в котором жил Николай, 19 сентября 1937 года арестовали его. Он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен. Отвечая на вопросы следователя, Николай сказал:

«Паспорта у меня нет, жить мне негде. Я решил построить себе шалаш в лесу и там проживать. Шалаш строил я один и сам. В этом шалаше я повесил иконы и устроил пять лампадок. Масло для лампадок я приобретал в аптеке. Сегодня я проходил по лесу, возвращаясь из Реутова в свой шалаш, и встретился с неизвестной мне гражданкой, которая меня спросила, где я живу. Я ей показал свой шалаш. Тогда эта женщина спросила, не страшно ли мне одному жить в лесу. Я ей ответил, что не страшно. И только хотел войти в шалаш, как меня задержали работники милиции и доставили в отделение».

– Кто строил шалаш в лесу Реутовского района? – спросил следователь.

– Шалаш строил я среди лета для жилья, – ответил Николай.

Это был последний вопрос краткого допроса. Когда следователь потребовал, чтобы Николай расписался под протоколом допроса, тот категорически от этого отказался. 8 октября тройка НКВД приговорила Николая к расстрелу. Николай Иванович Гусев был расстрелян 9 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Читайте житие

Мученик Николай родился в Москве в семье кузнеца Ивана Гусева. Родителей своих Николай не помнил, так как отец умер во время гражданской войны, а мать в 1920 году и мальчик воспитывался у бабушки; в 1926 году она скончалась, и из родственников у Николая осталась только тетка в Москве, у которой он время от времени и находил себе приют.

Потеряв дом внешний, он нашел свой дом в церкви; лишившись родственников кровных, он обрел больших родственников во Христе.

В тридцатых годах Николай выстроил себе шалаш и вырыл землянку в лесу неподалеку от Реутова, вблизи святых источников у села Косино. Зарабатывал он тем, что собирал и сдавал утильсырье, а также собирал и продавал грибы, и на эти средства жил.

Впоследствии, собирая материал для обвинения Николая, следователь спросил одного из свидетелей, знает ли он Колю, и кто он такой и чем занимается. Свидетель ответил: «Да, Колю я знаю. Это Николай Иванович Гусев, блаженный Николай. Проживал он в шалаше, километрах в восьми от Косино в Никольском лесу. Занимается он исцелениями обращающихся к нему верующих, считает себя за блаженного и прозорливого. В шалаше он имеет иконы, лампады. Исцеления он проводит путем выдачи пузырьков с водой. Прославившись блаженным и прозорливым, Гусев имеет среди верующих большой авторитет, в силу чего к нему началось большое паломничество верующих с целью получения исцеления. Кроме того, Гусев благоустраивает новые святые источники на святом озере, которых им на сегодняшний день открыто уже четыре. Всем необходимым, питанием и одеждой Гусев снабжался церковницей из села Косино. К Гусеву приезжают на исцеление из разных мест».

Свернуть

Священномученик Владимир Вятский (27 июня 1879 — 9 октября 1939)

Священномученик Владимир Михайлович Вятский родился в селе Вятское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье церковнослужителя. Окончил сельскую школу, служил псаломщиком, затем был рукоположен во иерея, служил в храме в селе Воскресенском Даниловского района.

Был арестован в 1932 году, обвинен в сокрытии церковных ценностей, приговорен к 3 годам ссылки. По возвращении служил в храме в селе Крутово Первомайского района Ярославской области.

29 октября 1937 года отец Владимир вновь был арестован и обвинен в «организации группы верующих, среди которых проводил антисоветскую агитацию, высказывал террористические намерения в отношении партии и правительства».

Священник виновным себя не признал.

5 ноября 1937 года тройка УНКВД по Ярославской области приговорила его к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Темниковском ИТЛ в Мордовии, где скончался 9 октября 1938 года.


Особенности православного богослужения

В прошлый раз мы остановились на толковании 103 псалма. Сегодня продолжим разбирать всенощную с великой ектиньи, следующей за псалмом. Пока перечисляются разнообразные наши нужды и прошения ко Господу, священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь обратил внимание на этот храм и молящихся в нем и исполнил их прошения. 

В словах великой ектении «Миром Господу помолимся…» верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, в мирном состоянии духа, примирившись друг с другом, простить взаимные обиды.

В первую очередь мы молимся «о свышнем мире», что переводится с греческого как «о ниспослании мира свыше…».

Затем звучит прошение о всем мире, всех храмах и соединении всех. Под «всеми» в греческом оригинале имеются в виду христиане. Именно верующих приглашают помолиться о соединении православных христиан, которые, каждые в своем городе, принадлежат Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Мы просим о храме, в который пришли сегодня молиться, и всех, кто сейчас находится в нем с верой, благоговением и страхом Божиим. О патриархе Кирилле и митрополите (архиепископе или епископе), возглавляющем епархию, к которой относится храм. О всех священниках и диаконах, служащих в храме и молящихся в нем.

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом всенощного бдения или же ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 5, стихи 1 - 11

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Апостольское чтение:

Второе Послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стих 1 -  10

Комментирует священник Павел (Великанов)

Если совершается служба апостолу Иоанну, то читается также:

Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25- 27, глава 21, стихи 24 — 25

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Первое Послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 4, стих 12 — 19

Комментирует священник Павел (Великанов)

Если совершается служба святителю Тихону, то читается также:

Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9 - 16

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Послание Апостола Павла к евреям, глава 7, стих 26 — глава 8, стих 2

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)


Сегодня мы обращаемся в молитве к патриарху Тихону, мужественно выбравшему идти за Христом и бороться за свободу Церкви вл время страшных гонений большевиков после революции 1917го года. В наше время особенно актуально звучит его послание от 19 января 1918 года с анафемой безбожникам:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.»

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: