В воскресенье 8 сентября Церковь вспоминает мучеников Адриана и Наталью, блаженную Марию Дивеевскую и преподобномученика Адриана Ондрусовского. В этот воскресный день православные христиане чтят память священномучеников Петра Иевлева и Виктора Элланского, священноисповедника Романа Медведя, исповедника Георгия Коссова, мучеников Димитрия Морозова и Петра Бордана, а также обретение мощей исповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского, а также Среднеазиатских, Орловских и Нижегородских святых. Еще 8 сентября совершается празднование в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 8 сентября.


Воскресенье, 8 сентября 2024 года

Сретению чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы посвящен день 8 сентября. Почему этот образ так почитается в России?


Особенности православного богослужения

Воскресная служба соединяется в этот день со службой в честь Владимирской иконы Божией Матери и службой мученикам Адриану и Наталии. Поэтому в дополнение к воскресным песнопениям в храмах в этот день и накануне, в субботу вечером, будут звучать тексты, прославляющие Богородицу и мучеников.

Тропари службы

Тропарь воскресный, глас 2:

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/ тогда ад умертвил еси блистанием Божества:/ егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/ вся силы небесныя взываху:// Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Перевод: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»

Кондак воскресный, глас 2:

Воскресл еси от гроба, Всесильне Спасе,/ и ад, видев чудо, ужасеся,/ и мертвии восташа;/ тварь же, видящи, срадуется Тебе,/ и Адам свеселится,// и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно.

Перевод: Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо, ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы, притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о, пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Перевод: Сегодня светло радуется славнейший город Москва, как сияние солнца приняв, Владычица, чудотворную Твою икону, к ней же мы сейчас приходим и молимся Тебе, взывая так: «О пречудная Владычица Богородица, молись воплощенному из Тебя Христу Богу нашему, да сохранит город этот и все города и страны христианские невредимыми от всех вражеских козней и спасет души наши, так как Он Милосердный».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице воспеваем победную песнь, так как избавились от бед пришествием Твоего почитаемого образа, Владычица Богородица, и радостно празднуем встречу с Тобой и по обычаю взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая».

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим образ Твой святый,/ имже точиши исцеления// всем с верою притекающим.

Молитва

О, Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашегоКирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученикам Адриану и Наталии Никомидийским, глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученикам Адриану и Наталии Никомидийским,

глас 4

Мученик возсия Божественная память/ и земныя озари вся концы светло, с веселием зовущих:// Ты еси мучеников, Христе, радование.

Перевод: Воссияла священная память мучеников и ярко озарила все концы земли для всех, торжественно взывающих: «Христос, Ты радость мучеников».

Свернуть

Чтение Евангелия

Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 23–35

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38–42, глава 11, стихи 27–28

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Апостольское чтение

Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам, глава 9, стихи 2–12

Комментирует епископ Феоктист Игумнов

Послание апостола Павла к Филиппийцам, глава 2, стихи 5–11

Комментирует епископ Феоктист Игумнов


День памяти святых

Мученики Адриан и Наталия (305–311)

Воскресенье, 8 сентября 2024 года: что будет в храме?

Слушайте рассказ о святых супругах на радио «Вера».

Блаженная Мария Дивеевская (Федина) (1931)

Воскресенье, 8 сентября 2024 года: что будет в храме?

Краткое житие праведницы, которая при жизни была нищенкой, презираемой всеми, слушайте на радио «Вера».

Преподобномученик Адриан Ондрусовский (1550)

Воскресенье, 8 сентября 2024 года: что будет в храме?

Слушайте рассказ о дворянине, ставшем святым, на радио «Вера».

Собор святых Среднеазиатского митрополичьего округа

Собор святых Орловской митрополии

Собор святых Нижегородской митрополии

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Петр Иевлев (1875–1918)

Воскресенье, 8 сентября 2024 года: что будет в храме?

С 1896 года будущий священномученик совмещал диаконское служение с работой эконома, сначала при крупнейшем на Урале епархиальном училище, затем в архиерейском доме. В 1908 году он служил священником в Спасо-Преображенском соборе Невьянского завода Екатеринбургского уезда. Во время жестокого подавления восстания рабочих против советской власти был расстрелян в собственном доме.

Священноисповедник Георгий Коссов (1855–1928)

Воскресенье, 8 сентября 2024 года: что будет в храме?

Отец Георгий был молодым священником, когда его направили служить в очень бедный дальний приход села Спас-Черняк, на границе Орловской, Калужской и Тульской областей. А в наши дни люди оказываются свидетелями чудес по его предстательству и исцеляются.

Читать житие

В начале служения батюшке было так трудно, что он решил поехать за духовным советом в Оптину пустынь. Старец Амвросий Оптинский неожиданно благословил его в этом глухом селе строить каменный теплый храм. Отец Георгий положился на волю Божию, стал молиться и жить так, что в храм начали стекаться богомольцы. Со временем люди заметили святую жизнь праведника, прозорливость, дар духовного рассуждения и исцеления. Он смог построить не только храм, но и больницу, страннический дом, приют для 150 сирот. В окрестных деревнях появились три школы. Высоко чтил подвижника святой Иоанн Кронштадтский и выговаривал орловским паломникам, зачем они ездят к нему, когда у них есть такой святой батюшка, заслуживший своей богоугодной жизнью любовь у Господа.

Проваливались все попытки советской власти погубить священника, поскольку народ его почитал и защищал даже в тюрьме. Когда батюшка слег от болезней, он продолжал принимать и утешать всех, кто к нему обращался. Во время похорон отца Георгия стеклось столько людей, что милиция не могла их разогнать. В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника.

Свернуть

Священноисповедник Роман Медведь (1937)

Воскресенье, 8 сентября 2024 года: что будет в храме?

Рассказ о житии священноисповедника Романа и его блаженной кончине читайте в нашем материале.

Священномученик Виктор Элланский (1874–1937)

Отец Виктор закончил Киевскую духовную академию, был помощником священномученика Владимира Богоявленского. Пережил три ссылки, тюремное заключение, но продолжал служить. Был расстрелян в Карагандинском лагере по обвинению в контрреволюционной агитации, которое не признал.

Мученики Димитрий Морозов (1875–1937) и Петр Бордан (1895–1937)

Сохранилось мало сведений об их жизни. Известно, что оба служили в армии. Петр Васильевич отказался вступать в колхоз, за что был осужден. Уже находясь в Карагандинском лагере особого назначения, в конце августа 1937 года мученики Петр Бордан и Дмитрий Морозов столкнулись с новым обвинением. В поступившем на них доносе говорилось о пении ими молитв.31 августа 1937 года Особой тройкой УНКВД по Карагандинской области их приговорили к расстрелу.

Обретение мощей исповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского (2000)

Глубокой осенью 1942 года владыка влачил нищенское существование, тело его было покрыто нарывами, завелись вши. И вот пришел момент, когда иссякли последние силы, и владыка потерял сознание. Очнулся он в больнице, в чистой комнате, в чистой постели. Поправлялся владыка медленно. Когда настал день выписки в конце зимы 1943 года, владыка Николай стал молиться Господу: «Куда Ты, Господи, пошлешь меня, туда и пойду!» В этот момент вошла нянечка и сказала: «За вами приехал тот самый татарин, который вам иногда передачи приносил». Конечно, владыка не мог забыть, как каждые десять дней ему передавали от кого-то незнакомого пару лепешек, несколько яиц и кусочков сахара. И еще знал владыка, что именно этот татарин подобрал его, полуживого, лежащего на дороге, и отвез в больницу.

— Почему вы решили принять участие в моей жизни и так милостиво отнеслись ко мне? Ведь вы меня совсем не знаете?

— Надо помогать друг другу. Бог сказал, что мне надо помогать тебе, надо спасать твою жизнь.

— Как сказал вам Бог? — изумленно спросил владыка.

— Не знаю как. Когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: «Возьми этого старика, его нужно спасти».

Читать житие

В октябре 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа, а в 1923 году его назначили епископом Каширским, викарием Тульской епархии, в которой обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. За упорную борьбу против врагов Православия последовал арест в 1925 году. Проведя в заключении более двух лет, владыка Николай был назначен на Орловскую кафедру, где служил до следующего своего ареста в 1932 году. Вспоминая свои странствия по лагерям, владыка много рассказывал о Сарове, где он пробыл довольно долгое время: «После закрытия и разорения монастыря в его помещениях был образован исправительно-трудовой лагерь, в который я и попал. Когда я переступил порог этой святой обители, сердце мое исполнилось такой невыразимой радости, что трудно было ее сдержать. “Вот и привел меня Господь в Саровскую пустынь, — думал я, — к преподобному Серафиму, к которому в течение моей жизни неоднократно обращался я с горячей молитвой”. В те времена была еще цела келья преподобного Серафима. Я все то время, что пребывал в Сарове, так и считал, что нахожусь на послушании у преподобного Серафима, по молитвам которого Господь посылает нам такое утешение, что мы можем служить в заключении литургию и причащаться Святых Христовых Таин».

В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа. Весть о начале Великой Отечественной войны застала владыку в преддверии совершения им Божественной литургии. «Я служил проскомидию, — вспоминал владыка, — когда один из моих друзей в тиши алтаря сообщил мне эту ужасную весть. Что я мог сказать пастве, в слезах ожидавшей не моего, а Христова утешения? Я только повторил то, что сказал некогда святой Александр Невский: “Не в силе Бог, а в правде!” В тот год 22 июня праздновалась память Всех святых, в земле Русской просиявших. Думаю, в этом есть особый смысл. По грехам нашим понесли мы тогда тяжелое испытание, но святые земли Российской не оставили нас своим заступничеством. Мы обращались к ним, нашим землякам, за помощью и эта небесная помощь явилась тогда, когда ее трудно было ожидать».

И вслед за этой вестью архиепископа Николая постигло новое испытание: 27 июня 1941 года владыка был арестован и помещен в тюрьму Саратова, затем его направили в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области. Владыку не брали на работу, потому что он выглядел много старше своих 65 лет. Он вынужден был собирать милостыню, чтобы не умереть с голоду.

После чудесного спасения и лечения в больнице зимой 1943 года наступила спокойная жизнь. В 1945 году была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай. Служил он всегда благоговейно, никогда не спешил. А когда хор торопился с пением, он обычно выглядывал из алтаря и спрашивал: «Кто тут на поезд спешит?» Всем становилось стыдно, и хор сразу замедлял темп.

Кончина владыки была мирной. В понедельник 24 октября он сказал каждому что-либо особенно ласковое, как бы прощаясь, а 25 октября с последними словами канона на исход души святитель тихо скончался.

28 октября 1955 года епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) с сонмом духовенства отпел владыку Николая в кафедральном соборе Алма-Аты. Все 7 километров от храма до кладбища гроб несли на руках. Тысячи людей пришли прощаться.

Митрополит Николай (Могилевский) был прославлен в сонме новомучеников и исповедников на Архиерейском Соборе 2000 года, а 8 сентября честные мощи святителя-исповедника были обретены и перенесены в Никольский собор Алма-Аты.

Свернуть

Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» Псково-Печерская (1524)

Воскресенье, 8 сентября 2024 года: что будет в храме?

По преданию, по молитвам перед этой иконой Богородицы был спасен от нашествия поляков Псков. Слушайте рассказ об этом событии на радио «Вера».


Редакция журнала «Фома» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: