Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы. Образ относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетом «Умиление».

Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской душе. Икона стала прототипом для многих иконографических вариантов «Умиления» на Руси, связанных с местночтимыми чудотворными иконами.

В трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь. В ласкании Матерью Младенца провидится Его будущее оплакивание.

Образ Божией Матери Владимирской несет печать высочайшей духовной культуры, которая могла быть только плодом вековых раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Владимирская Богоматерь была выносной иконой, в ее нижней части сохранились следы рукояти, а на оборотной стороне изображены престол, Святой Дух в виде голубя, орудия Страстей.

Икона «записывалась» четыре раза, существенные «чинки» производились в XIII, XIV, XV и XVI веках.

Владимирская икона Божией Матери +инфографика
  1. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа.
  2. Из-под омофора (или мафория – покрова на голове Богородицы) видна Его ручка.
  3. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу. Это символическое изображение Христа и Его Церкви.
  4. На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к Ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает Ее за шею.
  5. Золотой фон Владимирской иконы Божией Матери символизирует Божественный свет.
  6. Левая ножка Богомладенца чуть согнута и видна ступня («пяточка»), по которой и узнают Владимирскую икону.
0
0
Сохранить
Поделиться: