В двадцатое воскресенье по Пятидесятнице мы празднуем память праведной Тавифы, древних мучеников — Маркиана, Мартирия, Анастасия Салонмкого, а также преподобных Киево-Печерских — диакона Мартирия и затворника Мартирия.
Подробнее о праведной Тавифе читайте в наших материалах:
• О праздновании памяти святой праведной Тавифы на подворье Русской духовной миссии на Святой Земле — репортаж корреспондента «Фомы».
• Священник Игорь Пцелинцев о гробнице праведной Тавифы в Яффо (видео)
• Особенности жизни православных на Святой Земле
Кондак праведной Тавифе Иоппийской:
Ужасахуся Иоппийстии людие, и дивляхуся Ангели Божии,/ егда Исцеливый Еннея воззва от мертвых серну нарицаемую, милосердием преукрашенную,/ о нейже к нему взываху вдовицы неимущия./ И ныне, Тавифо блаженная, услыши молитвы наша, к тебе приносимыя,/ и испроси у всяческих благ Подателя милости и щедроты верным Его,/ да блажаще тя, вопием ти:// радуйся, добродетели нас научающая.
Перевод: Ужасались люди в Иоппии и удивлялись Ангелы Божии, когда Исцеливший Энея (Деян.9:32-34) призвал из мертвых зовущуюся серной (Деян.9:36), украшенную милосердием, о ней же взывали к нему (Петру) бедные вдовы. И сейчас, Тавифа блаженная, услышь молитвы наши, к тебе приносимые, и испроси у Подателя всяческих благ милости и сострадания верующим Его, да прославляя тебя взываем: «Радуйся, научающая нас добродетели».
Тропарь праведной Тавифе Иоппийской:
Днесь вера Христова утверждается камнем веры, / и ликовствует в веселии Иоппия, / псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии, / видяще совершаемо велие чудо: / первоверховный апостол глаголет, / и умершая востает от гроба, / юже Низложитель смерти дарует Церкви, / да украшаются во образ ея добродетельми люди. / Приидите убо, христиане, / принесем ко святей моления наша: / блаженная Тавифо и милосердная, / вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице / и молися со дерзновением, / да сынове Света Превечнаго будем, / да сподобимся Божия милости, / да пребываем в любви Божественней, / и да царствует мир во вселенней.
Перевод: Сегодня вера во Христа утверждается Камнем веры (Мф.16:18) и радостно торжествует Иоппия, псалмопением славят верующие Подателя Жизни Сына Божия, видя как совершается великое чудо: первенствующий апостол повелевает и умершая встает из гроба, ее же Низвергнувший смерть дарует Церкви, чтобы по ее примеру люди украшали себя добродетелями. Придите христиане, принесем ко святой молитвы наши: блаженная Тавифа и милосердная, вознеси наши скорби ко Пресвятой Троице и молись с дерзновением о том, чтобы мы стали сынами Всевечного света, удостоились Божией милости, пребывали в Божественной любви и во вселенной царствовал мир.
Воскресенье, 7 ноября 2021 года
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресению» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 7 ноября.
День памяти святых
Праведная Тавифа Иоппийская (I)
Краткое описание воскресения апостолом Петром праведной рукодельницы слушайте на радио «Вера».
Мученик Анастасий Аквилейский, Салонский (III)
Краткое житие покровителя Салони (ныне города Солин в Хорватии) слушайте на радио «Вера».
Мученики Маркиан и Мартирий (около 355)
Краткое житие чтеца Маркиана и иподиакона Мартирия слушайте на радио «Вера».
Преподобные диакон Мартирий и затворник Мартирий Печерские, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
Диакон Мартирий подвизался в Киево-Печерской обители и угодил Богу — еще при жизни прославился даром чудотворений. В 7-й песни канона преподобным Дальних пещер говорится о его трудолюбии, праведности, сердечной чистоте, дарах изгнания бесов и исцеления недугов.
О затворнике Мартирии не сохранилось никаких сведений. Как и диакон Мартирий, он стяжал нетление и покоится в Дальних пещерах в Киеве.
Новомученики и исповедники Российские
Исповедница Матрона (Власова) (1963)
Краткое житие инокини Диеевского монастыря, прошедшей несколько заключений, слушайте на радио «Вера».
Особенности православного богослужения: учимся понимать литургию
В прошлый раз мы объясняли, что такое антифоны и когда их поют. Сегодня мы расскажем о том, как происходит «малый вход».
По завершении пения третьего антифона звучит «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». В это время священник (если он служит с диаконом или с другими священниками, то все вместе) совершает в алтаре три поклона пред святым престолом. Затем начинается Малый вход: священник берет напрестольное Евангелие, передает его диакону (или несет сам), друг за другом они выходят через северные врата, а перед ними несет большую свечу алтарник.
Затем священник произносит специальную молитву входа: «Владыка, Господи Боже наш, установивший на небесах полки и воинства Ангелов и Архангелов для служения Твоей Славе! Сделай, чтобы со входом нашим совершился вход святых Ангелов, с нами служащих и славословящих Твою благость. Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь».
Затем священник благословляет малый вход, а диакон подает ему Евангелие, которое священник целует. Затем диакон поворачивается к прихожанам и поднимает Евангелие над головой и обращается к молящимся в храме: «Премудрость, прости», что означает: «Премудрость! Станем благоговейно!»
Диакон кланяется и уходит алтарь, кладет Евангелие на престол. За ним в алтарь входит священник. В это время в храме звучит призыв к верующим:
«Придите, поклонимся и припадем ко Христу.
Спаси, Сын Божий,
Воскресший из мертвых, нас, поющих Тебе:
Аллилуиа»
Продолжение в следующем выпуске.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19 — 31
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: "отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем". 25 Но Авраам сказал: "чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". 27 Тогда сказал он: "так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". 29 Авраам сказал ему: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". 30 Он же сказал: "нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются". 31 Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".
Комментирует священник Павел (Великанов)
Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 1 — 8
1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. 5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к галатам, глава 1, стих 11 — 19
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. 13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. 15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Послание Апостола Павла к ефесянам, глава 4, стих 7 — 13
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Посему и сказано: "восшед на высоту,
пленил плен и дал дары человекам". 9 А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
Мало кто сегодня вспомнит, что в течение десятилетий в СССР праздновали 7 ноября как день «великой октябрьской социалистической революции». У верующих людей совершенно особое отношение к этому событию.
Обстоятельства современной жизни призывают христиан задуматься о смерти. Сегодня мы вспоминаем нескольких святых мучеников за Христа, а также преподобных, добровольно отрекшихся от земных благ ради любви к Богу. Именно поэтому глубокий ответ на страх перед смертью был сформулирован больше 100 лет назад священником Григорием Дьяченко в поучении на этот день богослужебного года:
«Итак, кто желает удалить от себя страх смерти, тому должно удалить от себя привязанность к земной жизни и благам ея, приобретать правильное понятие о Божиих совершенствах, не любить нелепых сказок о состоянии людей при смерти, приобретать правильное понятие о приготовлении к смерти и держаться его, смерть почитать за то, что она есть, всегда упражнять себя в исполнении Божией воли, а особливо в уповании на заслуги Иисуса Христа, на Его любовь и всемогущество.»
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!