«Никто здесь столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде, и в самом убежище, как поклонники русские», — писал императору Александру I в 1816 настоятель московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений. Чтобы исправить положение и была создана Русская духовная миссия. Одно из ее подворий — в честь святой праведной Тавифы — вот уже 150 лет находится в Яффе, и многие паломники из России именно отсюда начинают свое путешествие по Святой Земле. Как это место связано с новозаветной историей, чем оно поражает и какие проблемы приходится сегодня решать представителям миссии?
Святая, которую воскресил апостол Петр
Колокольня храма святого апостола Петра и праведной Тавифы — самая высокая точка южного Тель-Авива. Полторы сотни лет назад, в 1869 году, начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел два соседних участка земли. Здесь был выкопан колодец, построен дом для паломников, которые прибывали на Святую Землю через порт Яффы, и разбит чудесный сад, в котором посадили столько фруктовых деревьев, что впоследствии доходы от продажи урожая практически покрывали все расходы на содержание подворья.
Древнеримский писатель Плиний Старший, современник земной жизни Спасителя, в своей «Естественной истории» сообщает, что Иоппия Финикийская существовала еще до потопа. С этим городом связаны имена многих святых как Ветхого, так и Нового Завета: Ноя, Иафета, Ионы, апостола Петра и праведной Тавифы, римского центуриона (сотника) Корнилия. А еще российской великой княгини, преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. На иврите «яфа» значит «красивая». А еще в имени города слышится отзвук имени одного из младших сыновей Ноя — Иафета (Яфета).
В Деяниях святых апостолов евангелист Лука рассказывает сразу о двух событиях, произошедших на этом месте, и одно из них — воскрешение апостолом Петром праведной Тавифы (Деян 9:36–43):
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.
Другой рассказ — о чуде Сошествия Святого Духа в доме сотника Корнилия (Деян 10:11–16).
В 1874 году, купив для подворья «обширный пустырь, когда-то холмистый, потом совершенно ровный, имевший фигуру параллелограмма» на месте древнего кладбища «Дарбатейн Табида» («Два переулка Тавифы»), архимандрит Антонин начал раскопки.
«Самое замечательное и ценное в этом владении — это раскопанный о. Антонином и Шиком подземный некрополь в одном из углов сада с массой интересных найденных там вещей, мозаиками и т. д., — писал архимандрит Киприан (Керн). — Это только подтвердило местное предание о том, что наш сад, или по-арабски «Дарбатейн Табита» есть не что иное, как место погребения праведной Тавифы, воскрешенной ап. Петром. Ежегодно в третье воскресенье по Пасхе, когда и читается этот отрывок из апостольских деяний, тут после богослужения арабы устраивают свою процессию к пещере Тавифы и так называемую фантазию, т.е. просто народное веселие».
Но вопрос о строительстве храма на участке решался мучительно долго — архимандрит Антонин подробно рассказывает об этом в своих дневниках. Нужно было получить разрешение турецких властей и благословение Иерусалимского патриарха.
Кстати, последний поставил несколько условий: в новом храме должны были получить антиминс (лежащий в алтаре на престоле плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, на котором совершается литургия. — Прим. ред.) именно от него, поминать его за литургией и обещать, что там не будет ни прихода, ни монастыря.
Закладной камень в основание храма был положен 19 октября 1888 года в присутствии великого князя Сергея Александровича Романова с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной, и великого князя Павла Александровича. В 1894 году церковь освятили. А два месяца спустя архимандрит Антонин, создатель Русской Палестины, отошел ко Господу.
«Иду к больным детям из России»
В наши дни пришедший в запустение сад на подворье пришлось буквально за ночь разбить заново, поскольку по израильским законам участок земли, не использующийся религиозной организацией по своему прямому назначению, может быть конфискован, а сообщать об этом местные власти имеют обыкновение в последний день.
Ключарь подворья протоиерей Игорь Пчелинцев под крики павлинов рассказывает, чем занимается его приход:
— До 2011 года здесь не было никакого сотрудничества с больницами, никакого общения с больными детьми. Да, кто-то приходил в храм, исповедовался, причащался, но выхода вовне у нашей миссии не было. Правда батюшки из миссии в Иерусалиме дважды в год — на Рождество Христово и на Пасху — приезжали в одну из главных здешних больниц, причащали деток, дарили подарки. В России я часто ходил и в больницы, и в тюрьмы — куда угодно. А тут просто никто не ходил. Я поначалу думал: израильские больницы — как там будут относиться к православному священнику? Но потом понял, что народ там очень позитивно настроен. Обычно в любой больнице на входе охрана смотрит сумки, спрашивает, куда идешь. «Иду к больным детям из России». «Как здорово, что вы к ним ходите!» — говорит израильтянин-охранник. Хотя, казалось бы, ему-то какое дело…
Подворье праведной Тавифы давно дружит с благотворительным фондом Chance for Life, практически в одиночку занимающимся помощью детям из России, из СНГ, приезжающим в Израиль с неизлечимыми заболеваниями, преимущественно онкологическими. Каждую неделю подворье выделяет подопечным фонда продуктовые наборы, прихожане — в большинстве своем совсем не богатые по израильским меркам люди — стараются по возможности жертвовать и деньги. А денег нужно очень много — стоимость только нескольких курсов химиотерапии в израильских клиниках доходит до сотен тысяч долларов.
Волонтеры фонда возят детей из воскресной школы подворья в больницы к своим подопечным — показывают, что такое помощь ближнему, а детей из клиник — к отцу Игорю, причащаться и учить английский. А еще община храма святой Тавифы добилась, чтобы муниципальные власти Тель-Авива выделили социальное жилье бездомной семейной паре, нашедшей себе пристанище неподалеку от храма.
— Вообще-то в еврейском сообществе очень высоко ценятся дела милосердия. Может, они больше ориентированы внутрь своей общины, но иногда перепадает и посторонним — заповедь-то помогать людям распространяется на всех. Поэтому там, где они видят, что наши дела несут добро, мир, мы получаем поддержку. Вот и нашим деткам помогают некоторые еврейские фонды: бесплатно выделяют лекарства, — говорит отец Игорь.
Он с удивлением рассказывает, что у него просят благословения мусульманки — сотрудницы израильской полиции, врачи-терапевты и не говорящие по-русски охранники госпиталей. И только уборщицы, смеется священник, здесь совсем такие же как у нас, дома:
— «Ходят тут всякие, вчера католики, сегодня православные — убирай за вами!» Чем-то таким родным повеяло. И ведь наверняка же сами — православные.
На последнюю Пасхальную службу волонтеры по традиции привезли детей к причастию, а вместе с ними приехали в гости три мусульманские семьи. Их хотели потом отвезти в Яффу, даже договорились с духовенством мечети, но они не захотели.
— Они сказали: не надо, нам тут так хорошо, все так замечательно... И, когда все закончилось, вернулись обратно в больницу, — вспоминает Инна Бахарева, руководитель фонда Шанс на жизнь (Chance4life), которые занимается помощью больным детям-неизраильтянам.
«Мы помогаем людям здесь держаться друг за друга»
Постоянный шум машин, уличные попрошайки-арабы, выклянчивающие пару шекелей, множество вооруженных до зубов военных — вряд ли Святая Земля вызывает у оказавшегося здесь чужеземца ощущение, что его здесь ждут с распростертыми объятиями. И многие наши соотечественники, живущие в Израиле, зачастую остаются один на один со своей бедой.
— Что мы здесь сейчас, в XXI веке, делаем для людей? У тех, кто сюда приезжают, есть какой-то запас средств, какие-то планы, и в случае какого-то материального кризиса они скорее обратятся за помощью к государству. А вот что касается каких-то трудных жизненных, эмоциональных ситуаций, — тут уже идут за помощью к нам. Но в целом Израиль — совершенно нехристианская страна: здесь и культура отличается, и религия доминирует другая, и отношение к христианам, мягко говоря, прохладное.
Поэтому те, кто приезжают сюда, — особенно женщины, которые выходят здесь замуж — вынуждены либо ассимилироваться, либо, если они этого делать не хотят, терпеть уколы окружающих. И уколы эти бывают весьма болезненными, — делится глава пресс-службы Русской духовной миссии игумен Никон (Головко).
— Хранить здесь православную веру иногда даже небезопасно, поэтому многие стараются ее не афишировать, даже дома завешивают иконы занавеской, чтобы не провоцировать соседей и гостей из местных.
И для русских здесь наши храмы — островки, где они могут повидаться, поддержать друг друга и на исповеди высказать все, что обычно приходится держать глубоко в себе. У нас есть воскресная школа для взрослых. Собственно, это не совсем школа: прихожане после богослужения приходят сюда, мы устраиваем чаепитие, общаемся, отвечаем на вопросы. В общем, помогаем людям держаться друг за друга. Это большая нагрузка, и здесь она больше, чем в России.
Еще фотографии: