Воскресенье 6 марта Церковь посвящает воспоминанию святителей Евстафия Антиохийского, Георгия Амастридского, а также преподобного Тимофея в Символех.
Церковь совершает поминовение новомучеников и исповедников российских, в числе которых 6 марта 1930 были расстреляны священномученики Александр Вислянский и Даниил Алферов, Григорий Хлебунов. В исправительно-трудовых лагерях скончались 6 марта 1938 года священномученик Константин Пятикрестовский и диакон Павел Широкогоров. Мученица Ольга Кошелева умерла в Таганской тюрьме до окончания следствия в 1939 году. Все они были погребены в безвестных могилах.
Последнее подготовительное воскресение перед Великим постом называют Прощеным. Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая: на литургии в этот день звучат слова Спасителя из 6 главы Евангелия от Матфея: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Воскресным вечером совершается обряд взаимного прощения, чтобы мы могли начать Великий пост примиренными друг с другом. Также в этот день происходит заговенье — это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть непостную пищу.
Воскресенье, 6 марта 2022 года, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 6 марта.
Подробнее о прощении читайте в наших материалах:
• Обида, чувство вины, прощение: что нужно знать каждому?
• У кого надо просить прощение в Прощеное воскресение?
• Как научить ребенка прощать?
Премурости Наставниче, смысла Подателю,/ немудрых Наказателю, и нищих Защитителю,/ утверди, вразуми сердце мое, Владыко!/ Ты даждь ми слово, Отчее Слово,/ се бо устне мои не возбраню,/ во еже звати Тебе:// Милостиве, помилуй мя падшаго.
Перевод: Премудрости наставник, разума Податель, Учитель неразумных и нищих Защитник, утверди, вразуми сердце моё, Владыка. Ты дай мне слово, Отчее Слово, — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: «Милостивый, помилуй меня, падшего!»
День памяти святых
Святитель Евстафий Антиохийский (337)
Краткое житие председателя Первого Вселенского Никейского собора слушайте на радио «Вера».
Преподобный Тимофей в Символех (795)
Известно, что Тимофей был итальянец, а его подвижническая жизнь началась рано в монастыре «Символы», при горе Олимп. Святой Тимофей был учеником архимандрита монастыря преподобного Феоктиста и соучеником преподобного Платона, исповедника Студийского. Преподобный Тимофей получил от Бога дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов. Много лет он жил отшельником в пустынях, горах и лесах. Скончался в глубокой старости.
Святитель Георгий Амастридский (802–811)
Рассказ о монахе, избранном нарождом и священниками города Амастрида (на черноморском побережье современной Турции) слушайте на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученики Александр Вислянский (1870 — 6 марта 1930) и Даниил Алферов (1870 — 6 марта 1930)
«За время моего служения, — говорил священномученик Александр на допросе, — ко мне неоднократно обращались из группы верующих... например, с такими вопросами: нужно ли отдавать излишки хлеба, скоро ли будет конец света, скоро ли кончится такая жизнь: обирают, гонение на Церковь и так далее. Я отвечал, что хлебозаготовки нужно выполнять, как кто сможет. На вопрос: скоро ли наступит конец света, я говорил, что от нас это закрыто и объяснял это в духе Евангелия. В том же духе я отвечал и на последний вопрос, то есть нужно любить врагов своих, за безбожника нужно молиться».
Оба священномученика родились в Воронежской епархии, последним местом служения их стали соседние села — отец Александр служил в Семидесятском, а о Даниил в Никольском селе Гремяченского района Усманского округа. Священники не поддерживали обновленцев, оказывали помощь нуждающимся, их уважали крестьяне, к ним обращались за советом.
Арестовали отца Александра и отца Даниила в начале февраля 1930 года в числе сотен крестьян и духовенства, обвиненных ОГПУ в контрреволюционной деятельности. 7 Февраля вместе с ними арестовали 64 прихожанина и отправили в тюрьму Воронежа. На допросе отец Даниил ответил, что «связей, кроме своих служебных, он ни с кем никаких не имеет, агитацией или разговорами против советской власти не занимался, а также не слышал, занимаются ли этим другие». Отец Даниил также не признал себя виновным.
6 марта 1930 года в 23 часа священники Александр Вислянский и Даниил Алферов были расстреляны за городом Воронежем и погребены в общей безвестной могиле.
На месте расстрела, находящемся в 20 километрах от Воронежа и в 4 километрах от станции Сомово, в 1990-е годы был поставлен большой деревянный поклонный крест.
Священномученик Григорий Хлебунов (1873 — 1930)
Краткое житие священномученика Григория, решившего служить Церкви после революции 17 года, слушайте на радио «Вера».
Священномученик Константин Пятикрестовский (1877 — 1938)
Рассказ о священномученике, служившем в подмосковных селах и помогавшем своим прихожанам, слушайте на радио «Вера».
Священномученик Павел Широкогоров (1878 — 1938)
В 40 лет, после революции священномученик Павел был рукоположен во диакона и служил до ареста в храме святых апостолов Петра и Павла в Москве. В 1935 году он поселился в поселке Деденево Дмитровского района, где в то время жила его сестра с семьей, а служить ездил в Москву.
Священномученик Павел родился в Москве в семье диакона Павла Широкогорова. В 1900 году он окончил Московскую Духовную семинарию и служил учителем в Москве.
В 1908 году он был назначен псаломщиком в один из московских храмов.
Диакон Павел был арестован в ночь с 26 на 27 ноября 1937 года, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и сразу же допрошен. Следователь, выяснив как долго диакон служил святой Церкви, заявил:
— Вы среди населения ведете антисоветскую агитацию, дайте по этому вопросу показания.
— Антисоветской агитации среди населения я не веду, — ответил диакон Павел.
— Признаете ли вы себя виновным по существу предъявленного вам обвинения?
— Нет, виновным я себя не признаю, так как антисоветской агитации я не вел.
На следующий день были допрошены дежурные свидетели, и на этом следствие было закончено. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Павла к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Диакон Павел Широкогоров скончался в заключении 6 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Мученица Ольга Кошелева (2 июля 1874 — 6 марта 1939)
— О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили?
— Да, я это говорила; и сейчас, видя, как безвинно арестовали меня, еще раз говорю, что советская власть безвинно арестовывает духовенство и верующих. Церкви без согласия на то верующих закрываются, что является гонением на религию и духовенство.
— Следствию известно, что в личных беседах со своими знакомыми вы высказывали террористические настроения по отношению к руководителям партии и советской власти. Следствие предлагает вам дать правдивые показания по этому вопросу.
— Никогда никому никаких террористических настроений я не высказывала.
Мученица Ольга (Ольга Семеновна Кошелева) родилась в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье; она была замужем за рабочим кожевенной фабрики Андреем Кошелевым и жила вместе с мужем и детьми в Москве неподалеку от храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах и в течение многих лет была прихожанкой этого храма.
Один из секретных осведомителей донес на Ольгу Семеновну. В качестве существенного аргумента в пользу ареста для НКВД явилась ее характеристика как активной церковницы. Ольга Семеновна была арестована 27 октября 1938 года и заключена в Таганскую тюрьму.
— Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Следствие требует от вас правдивых показаний по этому вопросу! — заявил следователь.
— Никакой контрреволюционной деятельностью я не занималась, — ответила Ольга Семеновна.
— По какой причине вы говорили против проводимых мероприятий партии и советской власти?
— По своим религиозным убеждениям; советская власть ведет борьбу с религией, что и приводило к неоднократным высказываниям мною против мероприятий партии и советской власти.
Были вызваны свидетели, в частности председатель церковного совета Успенской церкви, но они подтвердили только то, что Ольга Семеновна в присутствии прихожан говорила: «Господи, что только делается на белом свете, всюду церкви закрываются без согласия верующих, а духовенство и верующих безвинно арестовывают и высылают в отдаленные места. Это не жизнь, а одно мучение...». Однако никто из свидетелей не обвинил Ольгу Семеновну в высказывании террористических настроений, а вызывать в качестве свидетеля осведомителя следователь не захотел.
Прокурор, которому из НКВД было отдано дело для получения разрешения на передачу его в суд, счел преступление доказанным, однако исключительно лишь на основании агентурных донесений секретного осведомителя; но поскольку НКВД не пожелал раскрыть его имя, прокурор распорядился направить дело для внесудебного рассмотрения в Особое Совещание при НКВД.
Ольга Семеновна Кошелева скончалась 6 марта 1939 года в Таганской тюрьме и была погребена в безвестной могиле.
Козельщанская икона Божией Матери (1881)
Историю семейной иконы Богородицы, прославленной чудом исцеления и положившей начало монастырю в Козельщанске (ныне — возрожденный Козельщинский женский монастырь в честь Рождества Богородицы в Полтавской области Украины), слушайте на радио «Вера».
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Козельщанской»
Богородице Дево Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице всего рода христианскаго! Чудотворней иконе Твоей благоговейно предстояще, молим Тя, услыши нас, молящихся Тебе: приими благодарения наша недостойная о всех неизреченных Твоих к нам благодеяниих, в месте сем и во многих весях и градех земли Российския явленных и являемых; Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Буди всем нам покров и утешение, пристанище от всяких зол, бед и обстояний, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник, смертоносныя язвы и от злых человек озлобления. О, Премилосердая Мати, буди присно молитвенница любвеобильная о благостоянии святаго храма сего, о мире и тишине жительства общины сея, укрепи и поддержи священнодействующия и служащия во святем храме сем. Осени вседержавным покровом Твоим строители и благотворители святыя обители сея, воздаждь им вечными дары щедрот Твоих, заступи от всякия напасти и сохрани с верою и благоговением притекающия к чудотворной иконе Твоей и молящияся Тебе с любовию зде и на всяком месте. Вознеси молитвы наша, яко кадило благовонное, ко Престолу Всевышняго, дарующаго нам здравие, долгоденствие и в трудех благочестивых поспешение, да Твоим окормлением управляеми, и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца, Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Традиции православного богослужения
Прощеное воскресенье выделяется не только необходимостью и потребностью примириться с близкими. В воскресный вечер многие верующие остаются в храме после литургии на чин прощения или же возвращаются вечером для участия в нем. Только раз в год совершается чин прощения. Рассмотрим ряд его особенностей.
Часть службы до Вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом облачении. После «Свете Тихий» поется Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». Затем закрываются царские врата, читаю: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные (темные) одежды.
В конце службы обычно произносится слово настоятеля о прощении обид, после чего он с земным поклоном испрашивает у верующих прощения. Затем все — священство и прихожане — с поклонами просят прощения друг у друга.
Эта традиция идет от древних монастырей: тогда подвижники после чина прощения уходили в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Некоторые до возвращения не доживали. Поэтому при обряде взаимного прощения было принято петь пасхальные песнопения «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася...» Они звучат и в наше время.
Особенности богослужения
В 2022 году Великий пост начинается 7 марта. Неделя сыропустная посвящена воспоминанию изгнания Адама из Рая.
Прощеное воскресенье — 6 марта — последний день накануне самого строгого поста. С завтрашнего дня на вечерней службе читается Канон Андрея Критского. Целиком он будет звучать на пятой неделе, а сейчас разделен на части, которые читаются с понедельника до четверга первой седмицы Великого поста. Тем, кто не может побывать на богослужении, текст доступен для домашнего чтения. Канон рассказывает о христианской истории, пути души к Господу и призывает к покаянию.
С Прощеного воскресенья начинается особенный период церковного года. Мы собрали для вас основные особенности его богослужений в нашем материале.
Происходящее на воскресном богослужении утром будет легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.
Святейший Патриарх Кирилл одобрил для богослужебного использования текст молитвы о восстановлении мира. Эта молитва должна возноситься во всех епархиях Русской Православной Церкви после сугубой ектении за Божественной литургией.
Молитва о восстановлении мира
Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.
От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!
Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.
Благодатию Твоею власть предержащих ко всякому благу настави, воинов — в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова — в домы введи, голодныя — напитай, недугующая и страждущая — укрепи и исцели, в смятении и печали сущим — надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.
Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14 — 21
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к римлянам, глава 13, стих 11 — глава 14, стих 4
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. 13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Прощать по-настоящему действительно трудно. Поэтому каждое Прощеное воскресение становится для христианина испытанием. Большинству из нас не угрожает смерть, чтобы возникла насущная необходимость всех простить и попросить прощение. Нам чаще нужно простить колкости, забыть их, перестать пересказывать и переживать обиды, «несправедливость».
Прощенное воскресенье напоминает нам о потребности в прощении. Причем не далеких врагов или недоступных политиков (хотя некоторых из них понять и простить трудно как никогда), а наших ближних, от которых мы терпим неприятности на работе, родных, пренебрегающих нами, непослушных детей, нарушающих договоренности партнеров, пропадающих в трудную минуту друзей.
Редакция «Фомы» желает вам мирного воскресного дня в храме и доброго начала Великого поста!