Девятое апреля в 2023 году — последнее великопостное воскресенье, неделя вайи. К нему мы готовились покаянием и молитвой всю Четыредесятницу, то есть весь сорокадневный пост. Праздник Входа Господня в Иерусалим является двунадесятым и переходящим.
События Вербного воскресенья описывают все четыре евангелиста.
В воскресенье 17 апреля Церковь молится мученикам IV века: Матроне Солунской, Мануил, Феодосию и преподобному Иоанну Прозорливому.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к богослужению» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в Вербное воскресенье — 9 апреля.
Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, 9 апреля 2023 года
В последнюю весну своей земной жизни Спаситель шел в Иерусалим на праздник. Накануне Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и поверили, что Иисус — тот самый Мессия, который возглавит народ. Они считали, что он станет политическим лидером и освободит страну от власти жестоких римлян.
Первосвященники не узнали в Иисусе долгожданного Мессию. Они решили убить и Его, и Лазаря, потому что видя его воскресение многие уверовали в Спасителя. Торжественная встреча с пальмовыми ветвями, возможно, объяснялась также известностью, знатностью семьи Лазаря. Но вскоре народ понял, что его земные ожидания не оправдались, в ответ на малодушные попытки Пилата освободить Иисуса, закричал «Распни! Распни!».
Подробнее о Вербном воскресении читайте наших материалах:
• Коротко о празднике: Вход Господень в Иерусалим
• События Вербного воскресения на основе Евангельских текстов — анализ и пояснения
• Евангелие Вербного воскресения
• Проповедь святителя Луки Войно-Ясенецкого на Вербное воскресенье
Особенности богослужения
Величие праздничного церковного богослужения не только в его эстетической красоте и потрясающей поэзии, а в совершении воспоминания исторического события, которым мы выходим за рамки времени. Во время богослужения наша жизнь прикасается к моменту, произошедшему и происходящему в вечности. Это не просто воспоминание, но вход в события крестной Пасхи, которые начинаются со Входа Господня в Иерусалим.
Двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднества (подготовительного периода) и отдания. Накануне в Лазареву субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения брата Марфы и Марии, совершенное Христом незадолго до того, как Он отправился в Иерусалим. Мария помазывает спасителя миром в благодарность. Иуда негодует: это драгоценное вещество можно было продать и раздать нищим.
На Литургии положены праздничные антифоны (попеременно поющиеся стихи) из 102, 145 и других псалмов.
О других особенностях богослужения Вербного воскресенья читайте в нашем материале.
Подробнее об иконе Входа Господня в Иерусалим читайте в нашем материале.
Тропарь на Вход Господень в Иерусалим:
Общее воскресение/ прежде Твоея страсти уверяя/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе Победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе — Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» (Пс.117:25-26).
Кондак на Вход Господень в Иерусалим:
На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:// благословен еси, грядый Адама воззвати.
Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!».
Молитва на Вход Господень в Иерусалим
Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети «осанна» Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениях духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Традиции праздника
Вход Господень в Иерусалим остается одним из наиболее внешне заметных церковных праздников. Вечером в субботу и в само Вербное воскресенье многие люди не только в храмах, но и на улицах несут в руках веточки с пушистыми почками. Таков русский символ праздника.
Церковной традицией стало освящение ваий, то есть молодых ветвей финиковой пальмы. В российских широтах много веков назад их заменили вербы. Они упоминаются в богослужении Вербного воскресенья практически во всех песнопениях. После чтения Евангелия вербы кадят, над ними читают молитву.
При строгом запрете на вкушение рыбы в течение Великого поста на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 1 — 18
1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. 7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! 14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15 "Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле". 16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. 17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. 18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Апостольское чтение:
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, глава 4, стих 4 — 9
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
День памяти святых
Мученица Матрона Солунская (III — IV)
Рассказ о рабыне из Солуни (современные Салоники) слушайте на радио «Вера».
Мученики Мануил и Феодосий (304)
Краткое житие друзей из сербской области, ставших святыми, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Иоанн Прозорливый (394 — 395)
Историю святого, прожившего 50 лет отшельником, слушайте на радио «Вера».
Каждый раз приходя в храм, мы встречаем нашего Царя. Он присутствует там также кротко и смиренно, как это было в день Его Входа в Иерусалим. Дух Божий входит во всех, кто открывает свое сердце навстречу грядущему Царю. Он Предводитель и настоящий Царь нашего народа, избранного от всех концов земли, — Царь христианский. Нельзя допустить, чтобы на Его месте оказались другие «цари» — наши греховные желания, с которыми шла борьба в течение 40 дней Великого поста.
Ветви вербы, которые многие приносят в храм в праздник, символизируют в том числе и наши души, то, какими они должны быть: мягкими, приятными, не ранящими друг друга. Глядя на эти веточки, которые казались бы сухими, если бы не маленькие комочки зарождающихся листьев, мы понимаем, как Господь через смерть победил зло. Умерев, Он воскрес, как воскресают ветви в нашем суровом климате после зимы, когда мы мерзли в унынии, не верили ни во что хорошее. Но через зиму нужно обязательно пройти, через ее искушения, трудности, болезни, и даже смерть. И, пройдя через это, мы воскреснем со Христом.
Вспомним, как 3 года назад в этот день мы последний раз могли присутствовать на богослужении, поскольку стремительно ужесточался карантинный режим. Как было трудно многим преодолеть это испытание, и несмотря на него чувствовать глубокую, внутреннюю радость праздника. Поблагодарим Бога за каждый день возможности молиться в наших храмах и участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия, в которых Господь являет Себя!
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!