Вопрос читателя:
Здравствуйте! Я много лет работаю учителем. Помимо этого, я являюсь классным руководителем. В этом году мне предложили взять еще один класс, таким образом, теперь под моим руководством вся параллель из двух классов. Когда мне предложили эту дополнительную работу, я пожалела детей (по стечению обстоятельств у них часто менялись классные руководители), хотя и понимала, что это будет большая нагрузка для меня. Но потом, в разговоре, когда я стала говорить, что теперь жалею, кто-то из коллег сказал: «Ты думаешь, что ты самая умная и незаменимая, может другой человек лучше бы справился?» Правильно ли, что я взяла второе классное руководство? Теперь сомневаюсь, может, это моя гордыня и самомнение. Со мной часто так случается: думаю, что кроме меня работу выполнить никто не может или не захочет. В итоге очень устаю (хотя и очень люблю свое дело), но продолжаю набирать на себя новые обязанности.
Ответ психолога:
Здравствуйте!
На мой взгляд, вы берете на себя не просто новые обязанности ― вы берете на себя чужую ответственность.
Вы пишете, что, когда вам предложили взять еще один класс, вы пожалели детей, у которых меняются классные руководители. И сделали это в ущерб своему времени и эмоциональному состоянию. Конечно, вы поступили благородно. Но если вы впоследствии пожалели о своем решении и теперь очень устаете, то вряд ли вас хватит на два класса детей, нуждающихся в контроле и внимании со стороны учителя. Жалость ― это в принципе чувство, из которого редко можно сделать что-то конструктивное и полезное. Потому что, жалея другого, вы считаете его слабым, неспособным перенести страдания или решить ситуации самостоятельно. И берете эту заботу на себя. В итоге вы жертвуете своим временем, здоровьем, нервами, пытаясь спасти другого. И далеко не всегда этот другой нуждается в спасении. В конечном итоге плохо, как правило, всем. Поэтому не стоит брать на себя ответственность за чувства детей и жалеть их. Это забота самих детей и их родителей.
Возможно, что вы взяли на себя второй класс не только из жалости к детям. Ведь этот вариант вам предложила администрация, и здесь могут быть разные варианты вашей реакции. С одной стороны, у вас могло желание показать себя как ответственного и преданного работе учителя и тем самым заслужить одобрение от начальства. С другой ― вы могли обеспокоиться, что администрация не справится с задачей найти классного руководителя, и решили взять это бремя на себя. Если в первом случае вы пытались получить некоторое признание, то во втором вы взяли на себя чужую ответственность. Искать классного руководителя классу ― задача администрации, и, если бы вы отказались, им бы пришлось искать иные варианты. Это их работа, и помогать им в этом в ущерб себе вовсе необязательно.
Каждый раз, когда вы берете на себя новые обязанности, вы снимаете их с кого-то еще. Ведь если не вы их возьмете, то это придется сделать кому-то другому. Вы пишете, что кроме вас эту работу никто не сможет или не захочет выполнять. А значит, остаетесь только вы. Задайтесь вопросом: не это ли является движущим механизмом вашей проблемы? Ведь если вам жалко детей, то, возможно, вы жалеете и коллег. И в конечном итоге нагружаете себя всем, чем только можно. Зато другим будет полегче.
Выбирая между собой и другими, вы выбираете не себя. Вы выбираете детей, коллег, администрацию. Но чем больше вы на себя взваливаете, тем меньше сил у вас остается на то, чтобы выполнять свою работу качественно и с удовольствием. Если вы хотите быть полезной для общества и хорошим работником, то стоит озаботиться в первую очередь своим состоянием. А для этого необходимо разграничить, где ваша ответственность, а где чужая. В школе каждый выполняет свою работу. Администрация решает организаторские вопросы и возникающие проблемы. Дети учатся, общаются, учатся переживать те или иные чувства. Родители заботятся об эмоциональном состоянии своих детей и их подготовке вне школы. А вы учите детей, передаете им знания, формируете у них необходимые навыки. И если каждый будет заниматься своим делом, то всем будет намного проще жить.
Поэтому всякий раз, когда у вас возникает желание взять новую обязанность, задайтесь вопросом: что произойдет, если вы ее не возьмете? Боитесь ли вы, что вас сочтут ленивой и лишенной амбиций? Переживаете ли, что эту работу водрузят на плечи другого учителя, и желаете ему помочь? Волнуетесь ли за детей, которым этот другой учитель не сможет дать заботы, внимания и контроля в должной степени? Как бы там ни было, верните другим их ответственность. Вы занимаетесь своим делом, а они ― своим.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru