Вопрос читателя:

Здравствуйте! Я много лет работаю учителем. Помимо этого, я являюсь классным руководителем. В этом году мне предложили взять еще один класс, таким образом, теперь под моим руководством вся параллель из двух классов. Когда мне предложили эту дополнительную работу, я пожалела детей (по стечению обстоятельств у них часто менялись классные руководители), хотя и понимала, что это будет большая нагрузка для меня. Но потом, в разговоре, когда я стала говорить, что теперь жалею, кто-то из коллег сказал: «Ты думаешь, что ты самая умная и незаменимая, может другой человек лучше бы справился?» Правильно ли, что я взяла второе классное руководство? Теперь сомневаюсь, может, это моя гордыня и самомнение. Со мной часто так случается: думаю, что кроме меня работу выполнить никто не может или не захочет. В итоге очень устаю (хотя и очень люблю свое дело), но продолжаю набирать на себя новые обязанности.

Ответ психолога:

Здравствуйте!

На мой взгляд, вы берете на себя не просто новые обязанности ― вы берете на себя чужую ответственность. 

Вы пишете, что, когда вам предложили взять еще один класс, вы пожалели детей, у которых меняются классные руководители. И сделали это в ущерб своему времени и эмоциональному состоянию. Конечно, вы поступили благородно. Но если вы впоследствии пожалели о своем решении и теперь очень устаете, то вряд ли вас хватит на два класса детей, нуждающихся в контроле и внимании со стороны учителя. Жалость ― это в принципе чувство, из которого редко можно сделать что-то конструктивное и полезное. Потому что, жалея другого, вы считаете его слабым, неспособным перенести страдания или решить ситуации самостоятельно. И берете эту заботу на себя. В итоге вы жертвуете своим временем, здоровьем, нервами, пытаясь спасти другого. И далеко не всегда этот другой нуждается в спасении. В конечном итоге плохо, как правило, всем. Поэтому не стоит брать на себя ответственность за чувства детей и жалеть их. Это забота самих детей и их родителей. 

Возможно, что вы взяли на себя второй класс не только из жалости к детям. Ведь этот вариант вам предложила администрация, и здесь могут быть разные варианты вашей реакции. С одной стороны, у вас могло желание показать себя как ответственного и преданного работе учителя и тем самым заслужить одобрение от начальства. С другой вы могли обеспокоиться, что администрация не справится с задачей найти классного руководителя, и решили взять это бремя на себя. Если в первом случае вы пытались получить некоторое признание, то во втором вы взяли на себя чужую ответственность. Искать классного руководителя классу задача администрации, и, если бы вы отказались, им бы пришлось искать иные варианты. Это их работа, и помогать им в этом в ущерб себе вовсе необязательно. 

Каждый раз, когда вы берете на себя новые обязанности, вы снимаете их с кого-то еще. Ведь если не вы их возьмете, то это придется сделать кому-то другому. Вы пишете, что кроме вас эту работу никто не сможет или не захочет выполнять. А значит, остаетесь только вы.  Задайтесь вопросом: не это ли является движущим механизмом вашей проблемы? Ведь если вам жалко детей, то, возможно, вы жалеете и коллег. И в конечном итоге нагружаете себя всем, чем только можно. Зато другим будет полегче. 

Выбирая между собой и другими, вы выбираете не себя. Вы выбираете детей, коллег, администрацию. Но чем больше вы на себя взваливаете, тем меньше сил у вас остается на то, чтобы выполнять свою работу качественно и с удовольствием. Если вы хотите быть полезной для общества и хорошим работником, то стоит озаботиться в первую очередь своим состоянием. А для этого необходимо разграничить, где ваша ответственность, а где чужая. В школе каждый выполняет свою работу. Администрация решает организаторские вопросы и возникающие проблемы. Дети учатся, общаются, учатся переживать те или иные чувства. Родители заботятся об эмоциональном состоянии своих детей и их подготовке вне школы. А вы учите детей, передаете им знания, формируете у них необходимые навыки. И если каждый будет заниматься своим делом, то всем будет намного проще жить. 

Поэтому всякий раз, когда у вас возникает желание взять новую обязанность, задайтесь вопросом: что произойдет, если вы ее не возьмете? Боитесь ли вы, что вас сочтут ленивой и лишенной амбиций? Переживаете ли, что эту работу водрузят на плечи другого учителя, и желаете ему помочь? Волнуетесь ли за детей, которым этот другой учитель не сможет дать заботы, внимания и контроля в должной степени? Как бы там ни было, верните другим их ответственность. Вы занимаетесь своим делом, а они своим. 

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru

0
3
Сохранить
Поделиться: