Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения? - Православный журнал «Фома»
Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения?

Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения?

4 мин.
iframe
Код скопирован

Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее непрестанным повторением (до 12 тысяч раз в день).

Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.

В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.

К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.

Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя — монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5, 16-18).

Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.

Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения?

По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.

Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.

Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.

Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.

После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским (как раз того города, жителей которого апостол Павел и призвал всегда молиться), год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.

Святитель Григорий Палама — ориентир для всех нас

Ректор Коломенской духовной семинарии, епископ Зарайский Константин о святителе Григории Паламе.

константин

Личность святителя Григория Паламы, жившего в далеком XIV веке, поставлена святой Церковью ориентиром всем нам для того, чтобы мы научились чему-то очень важному в его подвиге и в его учении. Чем же важен для Церкви опыт и свидетельство великого Фессалоникийца?

Византийский аристократ, в молодости ушедший в монахи, замечательный богослов, миротворец, аскет, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества — святитель Григорий является одним из тех вселенских учителей Церкви, который и сам достиг вершин богопознания и смог изложить и передать нам великий опыт православного подвижничества.

Великий делатель Иисусовой молитвы, он утверждал истины о Божественном Фаворском Свете не на основе книжной учености и логических умозаключений, но на основе реального духовного опыта, опыта, укорененного в Священном Предании Церкви.

Его жизнь и богословие — это ориентир всем нам. Его пример показывает, что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы, возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним.

Для всякого человека важно, чтобы в своей жизни он выбирал как ориентир и пример таких людей, которые являлись лучшими в своем деле. Для православного христианина, призванного к деятельной духовной жизни, одним из таких примеров, безусловно, является святитель Григорий Палама, искатель Бога, обретший Его и возвестивший нам о возможном для каждого из нас Рае.

 Читайте также:

Исихасты: молчальники

Энергия: «ядерная физика» православного богословия

Синергия: содействие, соработничество

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (90 голосов, средняя: 4,90 из 5)
Загрузка...
27 марта 2021
Поделиться:

  • Алексей
    Алексей2 года назадОтветить

    Ярким примером действенности Иисусовой молитвы в деле соединения человека с Богом и преображения человека в "новую тварь" является молитвенный подвиг преподобного Серафима Саровского.

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)2 года назадОтветить

    Можно ли внести пожертвование в фонд, на который на этом сайте столько ссылок, не нажимая на "Согласен на оферту" и "Согласен на обработку моих персональных данных"? Если желаю помочь людям материально, но ни с тем, ни с другим не согласен?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 года назадОтветить

      Нет. Надо тогда искать родителей, идти и передавать им деньги руками. Либо переводить на карточку.

  • Михаил
    Михаил3 года назадОтветить

    Через 3-4 года,редко 5 лет,благодать отходит и даже если бы ты не согрешил,благодать всё-равно бы отошла.Такое воспитание нужно для того,чтобы в дальнейшем благодать уже не отходила,благодать может и не возвращаться десятилетиями или вообще не вернуться,а если человек просит чрезмерности,то Бог позволяет духу прелести притворяться благодатью,показывая одно,вместо другого.

  • Олег Кирьязев
    Олег Кирьязев4 года назадОтветить

    Нам сейчас трудно понять и Григория Паламу, и Варлаама Калабрийского, поскольку терминология за полтора тысячелетия радикально изменилась. В аристотелевской философии, на которую ссылались оба оппонента, "энергия" это не то, что она сейчас для нас. Исходное понятие для Аристотеля это "дюнамис", или потенция, которая являет себя в "энергии", или "работе" по нашему. Поэтому Палама абсолютно прав, Бог являет себя в работе-энергии, которая совершается в "синергии" с трудами подвижника. Проблема состоит в трудностях рациональной фиксации (рефлексии) этого опыта, которая осуществляется по Варлааму средствами схоластического рационализма. Палама последнему отказывал в такой способности. Однако он как-то описывал опыт фаворского света. Значит это возможно? Проблема осложнилась, когда Ньютон, а с ним и все грамотные люди, стали понимать под энергией по сути потенцию, которая проявляется в реальной, а не мистериальной работе. С тех пор паламизм стали замалчивать, а исихазм оказался под подозрением некоторого вольного толкования терминов. Но и схоластика утратила свои позиции, особенно после появления протестантизма, заменившего все мистериальные действия "трудовой аскезой". Теперь и вовсе разобраться в тонкостях споров святоотеческого периода становится предельно сложно.

  • Ярослав
    Ярослав6 лет назадОтветить

    Кто пропустил эту статью??? Такие ляпы недопустимы!!!

  • Владимир Грандэ
    Владимир Грандэ9 лет назадОтветить

    Святитель Григорий Палама-ориентир для всех нас!

  • Ольго
    Ольго9 лет назадОтветить

    «Оппоненты же Паламы утверждали» то, что более доступно человеческому пониманию.

    Вот, что недоступно моему пониманию: ведь нетварная Божественная энергия это и есть суть Божия. Ведь только тварное не суть Бог. А, ежели человек приобщается нетварному, значит он приобщается Самому Богу. Но тут же: «учение о нетварной энергии, которая Сам Бог вне Своей сущности»... ???
    «... обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий – нетварного света». Т.е. по Божией благодати человек может соединиться (временно, в тварном пространстве-времени) с Богом. Но вероятнее всего с Господом Иисусом Христом, который есть и совершенный Бог, и совершенный человек. Он совмещает в себе и тварное и нетварное.

    «если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно...»
    Что логика падшего человека может объяснить?

    • tigen
      tigen9 лет назадОтветить

      Ольго, объяснить может то, что "сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его..."

      • Ольго
        Ольго9 лет назадОтветить

        Что такое "образ Божий"? А что такое Плоть и Кровь Христа, которой мы причащаемся?

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь