Великая Суббота — это день накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его Воскресение. «Эта суббота — преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть», — поет Церковь в этот день. Велико искушение утром остаться дома, отоспаться, отдохнуть, ведь впереди торжество пасхальной ночи, которое потребует напряжения души и тела. Но мысль эта неверная: многие прихожане по опыту знают, что богослужение Великой Субботы — одно из самых прекрасных в году, и силы оно не отнимает, а, наоборот, придает!
Больше двух тысяч лет назад в этот день скорбели апостолы и Богородица, плакали жены-мироносицы. Тело Христа лежало во гробе, было очень тихо (Великую Субботу еще называют Тайной покоя Господа). Но мы, христиане, уже знаем: Христос победил смерть. И Его победа была сокрушительной по своей духовной силе. Этим ощущением тихой печали, покоя, через которые уже пробивается радость и торжество Воскресения, пронизана вся служба Великой Субботы.
Утреннее богослужение довольно продолжительное. На вечерне (она служится утром в соединении с литургией) читаются паремии (отрывки из Ветхого Завета) — пророчества, в которых говорится о пришествии Спасителя. Каждый раз поражаешься их точности! И если на обычной праздничной вечерне прочитываются, как правило, три паремии, то в Великую субботу — пятнадцать.
Тексты паремий подчеркивают, что пришествия Мессии и избавления человечества от проклятия первородного греха ждали не только люди, но и все творение. Это отражено в «Песни трех отроков», которая исполняется торжественно и радостно: Господу поют «воды, что превыше небес, «солнце и луна», «звезды небесные», «всякий дождь и роса», «огонь и жар», «холод и зной» и другие стихии.
Большая часть службы посвящена теме Сошествия Христа во ад. Стихиры Великой Субботы описывают это вселенское событие от лица... самого поверженного ада! «Ад, ныне стеная, вопиет: разрушилась моя власть, принял Мертвого как одного из умерших, и не могу удержать Его нисколько, но лишаюсь вместе с Ним тех, над кем царствовал; я владел мертвецами от века, но Сей их всех воздвигает... лишился я тех, над кем царствовал; кого сумел поглотить — изблевал; опустошил гробницы Распятый, изнемогает владычество смерти». Да, так и говорится: аду стало нестерпимо тошно от прихода Христа, полноты жизни, и он изверг все порабощенные им души праведников!
Раньше на богослужении Великой Субботы крестили новообращенных людей, которые готовились к таинству весь Великий пост. Поэтому вместо обычного Трисвятого (гимн «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») исполняется песнопение «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» (Те, которые во Христа крестились, во Христа оделись), напоминая всем стоящим в храме, как они когда-то стали членами Церкви— Тела Христова.
Еще один интересный момент службы — перемена облачений священников и всего храма. Обычно после чтения Апостола, во время пения отрывка из 81-го псалма «Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех» снимаются черные покровы с аналоев, меняется завеса царских врат, священники, дьяконы переодеваются в белые одежды. Был траур — стала радость, смерть обратилась в жизнь.
После субботней литургии бывает первое, долгожданное, наверное, самое радостное освящение куличей, яиц и пасох. В этом тоже контраст Великой Субботы, который стоит прожить: с одной стороны — великая тишина, с другой — простая земная радость. В результате возникает настроение, когда, несмотря на продолжительную службу, уходить из храма не хочется.
Но даже если у вас по каким-то причинам не получилось прийти на службу и вы успели уже только на освящение куличей, не уходите сразу после того, как батюшка на церковном дворе покропил ваши пасхальные блюда освященной водой. Зайдите в храм, где в это время будет уже не так много людей, чтобы помолиться перед плащаницей — так называется прямоугольное полотно с изображением лежащего во гробе Иисуса Христа. Ведь такая возможность бывает только раз в году. Плащаницу выносят и полагают в центр храма в пятницу вечером, а уже вечером в субботу, перед началом пасхальной службы уносят в алтарь. Поэтому в Великую Субботу христиане стремятся прийти в храм еще и затем, чтобы поклониться Спасителю, принявшему мучения и смерть за наши грехи, и приложиться к плащанице. В эти часы здесь особенно чувствуется присутствие Самого Господа.