Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.
О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».
Человек не равен своему окружению. И даже если все люди твоего круга единодушно порицают какого-либо человека или явление, это не значит, что ты тоже обязан его порицать. У человека есть свобода выбора. Об этом напоминают истории Иосифа Аримафейского и Никодима.
Оба они принадлежали к самой влиятельной тогда в Иудее религиозной партии фарисеев. И как все фарисеи, они свято чтили предписания закона. Но при этом абсолютно расходились с большинством фарисеев в оценке личности Иисуса Христа. Почти все их однопартийцы считали Его самозванцем, безосновательно претендовавшим на роль Мессии, и очень раздражались, когда Он нарушал предписание о субботнем покое, в неурочное время исцеляя в больных. А Иосиф и Никодим были учениками Христа.
Правда, поначалу они это скрывали.
Никодим приходил к Спасителю по ночам, чтобы не попадаться на глаза своим собратьям, задавал вопросы и слушал. Он не сомневался, что Христос — учитель, пришедший от Бога»: такие чудеса «никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин 3:2). Именно в беседе с Никодимом Иисус сказал, что желающий войти в Царствие Божие непременно должен «родиться свыше» от воды и Духа, то есть принять Крещение (Ин 3:3–8). Именно Никодим первым услышал: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16).
Но все тайное рано или поздно становится явным. Так случилось и с Никодимом: с течением времени ему становилось все сложнее скрывать свое отношение к Иисусу. Во время совещания, на котором фарисеи и первосвященники обсуждали отношение народа к Иисусу, Никодим даже решился вступиться за Него, говоря: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? Но фарисеи не дали ему договорить. У них был железный аргумент: Иисус — галилеянин, а истинный Мессия из Галилеи не приходит; ведь пророчество гласит, что Он должен родиться в иудейском городе Вифлееме. Откуда им было знать, что Иисус родился как раз в Вифлееме?!
Не знал этого, вероятно, и Никодим. Но для него было важно, чтó и как проповедовал Иисус —и на словах, и на деле. Такие частности, как происхождение, для него значения не имели. А для большинства фарисеев только они и имели значение.
Иосиф Аримафейский был членом синедриона (высшего государственного совета Иудеи), одним из самых высокопоставленных людей в Иерусалиме. Мы узнаем о нем, когда евангельская история, казалось бы, уже завершена: Христос испустил дух на Кресте. И в этот момент появляется Иосиф. Он спешно идет к Пилату и, пользуясь своим положением, просит разрешения забрать тело Иисуса. А затем они вместе с Никодимом умащивают его благовониями, обертывают пеленами (как это было принято у иудеев) и хоронят в пещере, которую Иосиф приобрел для себя самого. Времени для похорон оставалось совсем мало — солнце садилось, вот-вот должна была наступить пасхальная суббота, когда всякий труд категорически запрещен. Хорошо, что пещера была совсем рядом с местом казни.
Так с точностью исполнились слова пророка Исайи о том, что Христу назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (Ис 53:9).
Иосиф не допустил, чтобы тело Иисуса исчезло (ведь римские солдаты вполне могли его просто сжечь). И благодаря ему о Воскресении Христовом смог узнать весь мир. Сыграла свою роль и плащаница — широкая ткань, купленная Иосифом и послужившая погребальной пеленой. Весьма вероятно, что знаменитая Туринская плащаница с отпечатавшимся на ней изображением — не что иное, как та самая пелена.
И Иосиф, и Никодим закончили жизнь христианами, гласит Предание. Никодим был изгнан из Иудеи и впоследствии похоронен рядом с христианским первомучеником Стефаном. Иосиф же, спасаясь от преследования иудеев, оказался вместе с Лазарем, Марией Магдалиной, Марфой, ее служанкой Маркелой и учеником Максимом в Марселе, а затем переправился в Британию, где мирно скончался. Память Никодима и Иосифа Церковь отмечает в один день с памятью Жен Мироносиц —в третье воскресенье по Пасхе.