Большинство молитв и церковных гимнов, которые можно услышать на православном богослужении, повторяются с определенной регулярностью — несколько раз в сутки, раз в неделю, раз в восемь недель и т. д. Но есть тексты, которые читаются или поются всего раз в год. Они посвящены праздникам или святым и раскрывают смысл отмечаемого события или подвига чтимого святого. Особое место среди них занимают песнопения Страстной седмицы. Это самые драматичные тексты: они отражают глубину и смысл последних дней жизни Иисуса Христа — от Его входа в Иерусалим до распятия на Кресте и погребения. В нашем цикле — с понедельника по субботу Страстной седмицы — мы разбираем самые известные и наиболее значимые песнопения, которые исполняются в храмах в эти святые дни.
Все материалы смотрите здесь.
Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же сему ли́цы áнгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Перевод:
Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом и ни о чем земном в себе не помышляет: ибо Царь царствующих и Господь господствующих идет на заклание отдать Себя в пищу верным. Предваряют Его сонмы Ангелов со всеми Началами и Властями; многоочитые Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица свои и воспевая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Этот тропарь поется вместо Херувимской песни на литургии Василия Великого в субботу Страстной седмицы. Вопрос авторства гимна остается открытым. Традиция же петь его именно в этот день установилась в XVI веке.
Как и Херувимская, это песнопение как бы разделено на две части и отображает весь таинственный смысл Великой Субботы и хронологию евангельских событий.
События Страстной завершены. Христос распят и погребен. Ученики в смятении. Все политические амбиции, если они у кого-то еще оставались, рухнули окончательно и безнадежно. Всё будто замерло в недоумении. Но мы сегодня замираем в трепете и благоговении. Потому что именно в этот момент, когда внешне Христос как бы потерпел поражение от иудеев, когда его ученикам приходится бороться с тревогой, грустью и отчаянием, ад трещит по швам.
В момент, когда физический, плотской мир замер, в духовном мире идут большие изменения. Все праведники Ветхого Завета, томившиеся до этого дня в преисподней, наконец освобождены. Господь снова обращается к Адаму и Еве, и они уже не прячутся от Него, но радостно идут навстречу.
В Евангелии от Луки сказано, что в момент смерти Христа завеса в Иерусалимском храме, отделявшая общее пространство от Святая святых, разодралась надвое сверху донизу. Это отражение того, что Христос отныне открыл райские врата каждому, кто хочет идти за Ним, что Ветхий Завет завершился и началась новая эпоха в летописи человечества.
Чтобы мы могли осознать эту величайшую Жертву, которая была принесена Богом ради спасения людей, и попытаться вместить любовь Божию, нам нужна тишина, когда «молчит всякая плоть». Когда в человеке успокаивается и замолкает все плотское, его дух может взойти к Богу. И Великая Суббота и есть время такой тишины.